Каждый третий житель Казахстана за первое полугодие 2020 года хотя бы раз сталкивался с мошенниками, которые действовали от лица финансовой организации. Об этом на онлайн-конференции заявил управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии, СНГ и странах Балтии Евгений Питолин, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«При финансовом мошенничестве злоумышленники использовали классические коммуникации. По данным опроса, в 73% случаях мошенники звонили на личный номер абонента. Конечно, возникает вопрос: откуда мошенники берут личные номера? Возможно, номер телефона слишком доступен для злоумышленников. Возможно, вы могли его оставить в анкетах», - отметил Евгений Питолин.
Мошенники знают, как работает банк, и поэтому
легко выдают себя за его сотрудников. Например, связываются с пользователями с понедельника по четверг с 11.00 до 18.00.
«Думаю,
что в пятницу они намеренно не звонят, потому что в этот день недели казахстанцы
более расслаблены, ожидают начала выходных. В этот день начинает развиваться
критическое мышление. А с понедельника по четверг люди заняты,
поэтому их легче обмануть», - уверен Евгений Питолин.
В 58% случаев мошенники представляются сотрудниками финансовых организаций и госорганов. «Особенно много токсичных звонков поступает от якобы покупателей с сайта бесплатных объявлений. Если вы выкладывали вещи на продажу и оставили на сайте свои контакты, то можете получить звонок от мошенника», - заметил эксперт.
Евгений Питолин поясняет, что мошенники владеют персональными данными человека и озвучивают их при звонке, чтобы вызвать доверие. Так, 14% опрошенных рассказали, что в процессе беседы по телефону были озвучены данные их карт, название банка, в котором открыт счет.
«Название банка, думаю с 30%-ной вероятностью можно угадать, а с номерами карт все сложнее. Казахстанцы неосмотрительно относятся к безопасности личных данных. Например, граждане пересылают через соцсети номера и фото карт. Этого ни в коем случае делать нельзя», - отмечает Евгений Питолин.
Еще 47% опрошенных казахстанцев сообщили, что мошенники обращались к ним по имени. Около 31% уточнили, что по телефону к ним обращались по фамилии, имени и отчеству. 14% казахстанцев злоумышленники называли данные карты или банк.
При этом в Казахстане мошенники предлагают взять казахстанцам кредит на очень выгодных условиях. Об этом сообщили 64% опрошенных граждан.
«Наши граждане не только доверчивы, они верят в чудеса, постоянно ищут, где бы дешевле получить заем, получить суперскидку. Мошенники этим пользуются», - заметил Евгений Питолин.
На втором месте по видам мошеннических схем, используемых в Казахстане, - просьба подтвердить данные карты (пароль, пин-код, CVV-код, номер карты). Об этом сообщили 59% опрошенных казахстанцев. 44% ответили, что им высылали сообщение о блокировке карты.
По словам эксперта, в среднем в первом полугодии 2020 года рядовой гражданин Казахстана потерял при контакте с мошенниками порядка 12 тыс. тенге.
«Мой совет - лучше не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Так поступает 44% опрошенных казахстанцев. 35% респондентов ничего не делают, отвечают на звонки с незнакомых номеров, не пользуются системами защиты телефонов от злоумышленников. Около 21% опрошенных используют встроенные телефонные системы: черные списки и возможности блокировки», - отметил Евгений Питолин.