С учетом количества приборов и оргтехники, используемых практически в безостановочном режиме, экономия ресурсов в офисе - это первостепенная задача для современных компаний любого профиля и масштаба деятельности. В Казахстане катализатором зеленого мышления среди бизнесменов стал проект в сфере социального предпринимательства «Зеленый» офис». Как заверили корреспондента центра деловой информации Kapital.kz и инициаторы, и его участники, помимо бережного отношения к ресурсам, программа помогает экономить и средства компании.
По мнению генерального директора Казахстанской ассоциации региональных экологических инициатив ECOJER Рустема Кабжанова, «зеленые» офисы будут расти и количественно, и качественно. С одной стороны, вопросы экологии привлекают все больше внимания у населения: быть экологически ответственным становится престижно, это повышает уровень доверия к бренду и компании. С другой стороны, это выгодно, потому что «умные» технологии и решения дешевеют, а природные ресурсы дорожают.
«Таким образом, ваш офис если не зарабатывает на чем-то, то по крайней мере экономит и получает определенный комфорт. Например, если говорить об энергоэффективности, то здания класса «А» на 30-50% меньше потребляют энергии, хотя стоимость энергоэффективного здания всего на 10% дороже обычного», - говорит Рустем Кабжанов.
По данным сайтов продаж, трехкомнатная квартира с «зелеными» решениями может обходиться на 3% дороже, но сэкономить при этом получится до 5000 тыс. тенге в месяц на счетах за коммунальные услуги, отмечает гендиректор ECOJER. Всего окупаемость такой квартиры составляет около 10 лет. Если говорить о примерах пользы «зеленых» офисов в других странах, то для России это сокращение в 11 раз платы за коммунальные услуги и электричество, в Украине «зеленые» офисы позволяют снизить административные затраты на 10-15%. В «западных» странах, помимо аналогичных направлений, учитывают и другой нематериальный актив – кадры и их эффективность. Согласно исследованию Манчестерского университета, проведенного в 16 странах, сотрудники «зеленых» офисов чувствуют себя на 15% комфортнее, что повышает эффективность их работы на 6%, а уровень креативности на 15%.
Как отмечает исполнительный директор iBEC Systems Руслан Рахимбаев, в проекте «Зеленый» офис» может участвовать любая казахстанская компания. По его словам, любой офис может экономить ресурсы. Особенно это важно на объектах, где формируется большое количество отходов – ТРЦ, магазинах различных форматов, заведениях общественного питания.
«Если говорить о финансовых затратах по участию в проекте, то в нашем случае она очень небольшая - 20 тыс. тенге в месяц. Менеджер, который отвечает за проект в нашей компании, тратит на это не более 8 часов в месяц. Адаптироваться к проекту было довольно просто. Мы начали раздельный сбор офисных отходов, перевели публикации всех отчетов в электронный формат. Выгоды от участия в проекте не материальные, а скорее социальные. Наша команда всегда была социально активной, а «зеленый» офис — еще одна возможность ее проявить. Плюс ко всему, это хороший вклад в корпоративный дух, корпоративную культуру. Сотрудники узнают много нового, стали более осознанными в вопросах экологии», - отмечает Руслан Рахимбаев.
«Зеленый» офис – это не только имидж, на основе которого компания завоевывает клиентов, а следовательно, получает выгоду, но и прямая экономия средств, получение дополнительных средств, если мы говорим о сдаче каких-то отходов как вторичного сырья», - считает Рустем Кабжанов. При этом он отмечает повышение уровня корпоративной культуры и КПД офиса: в рамках инвентаризации потребления различных ресурсов и оценки возможной оптимизации часто происходит упрощение бизнес-процессов и их усовершенствование.
«Нужно в первую очередь смотреть не на экономию, а на реальное желание компаний быть лидерами современных трендов – а это в первую очередь экология. Прибыль играет большое значение, но при этом в развитых странах, если компания не заботится об окружающей среде, не вводит экологические практики, она может потерять клиентов и даже иметь сложности с институциональными инвесторами. И размер компании не имеет значения», - подчеркивает руководитель компании Eсo Network Евгений Мухамеджанов.
Отметим, что проект «Зеленый» офис» на старте был направлен на развитие культуры раздельного сбора отходов в офисе. Идея разрослась, и на сегодня ее инициаторы внедряют в компаниях механизмы минимизации образования отходов и снижение потребления ресурсов.
«Для успешности внедрения «зеленого» офиса, помимо разъяснения всех сильных и слабых сторон, конечно, желательно создать условия стимулирования. Проект окупается за 7-10 лет, что может «отпугивать» определенные сегменты бизнеса. Здесь необходимо работать над развитием внедрения стандартов «зеленого» строительства. Должны появляться не отдельные «зеленые» офисы на отдельно взятом этаже бизнес-центра, а среда, в которой будут появляться «зеленые» бизнес-центры. На данный момент мы работаем с Международным Центром зеленых технологий и инвестиционных проектов, чтобы создать инструменты для развития такого направления», - рассказал генеральный директор ассоциации ECOJER Рустем Кабжанов.
Как рассказал инициатор «зеленого» офиса в Казахстане и руководитель компании Eсo Network Евгений Мухамеджанов, на сегодня закрыт первый раунд инвестиций в проект при оценке 1 млн долларов.
«Эти деньги будут использованы для улучшения IT-части нашего проекта и привлечения в него квалифицированных специалистов. Следующий раунд планируется на 2021 год, и оценка компании к тому времени должна значительно вырасти. В ближайшие 3-5 лет компания будет расти, масштабироваться и запускать новые направления. После этого можно будет говорить об окупаемости, сейчас все средства инвестируются в развитие», - отметил Евгений Мухамеджанов.
В компании при этом подсчитали, сколько нужно вложить средств, чтобы создать конкурентную модель проекта. По приблизительным оценкам, сумма может составить от 500 тыс. до 1 млн долларов. Но самыми важными для реализации «зеленого» офиса являются именно компетенции: HR, PR, IT и предпринимательство.
«Основные инвестиции – это люди и технологии. Мы не хотим делать стандартный бизнес с банальными вещами, такими как сбор макулатуры. Миру нужна более важная цель – сокращение потребления, разумные расходы. Над этим и работает вся команда. Убрать из нашей жизни одноразовый пластик, который негативно влияет на наше здоровье в первую очередь. У нашего проекта до сих пор нет стандартного офиса, расходов на оргтехнику, несмотря на то что он уже представлен в нескольких городах», - отметил руководитель компании Eсo Network.