Современные технологии позволят снизить уровень производственного травматизма. Ержан Кадырсизов вместе со своим другом разработал приложение для предотвращения инцидентов на различных предприятиях. По его словам, система Aspans помогла снизить число летальных случаев на производстве до нуля. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» он рассказал, как работает система, сколько инвестировано в ее создание и когда окупятся затраты.
- Ержан, как работает ваша система?
- Одно из направлений облачной операционной системы – обеспечение промышленной безопасности. В зависимости от отрасли в данное решение включаются от шести до девяти модулей, которые формируют конфигурацию для платформы Aspans. В комплексе эти модули позволяют снижать травматизм на предприятиях, увеличивать межремонтные циклы, повышать техническую готовность оборудования, повышать вовлеченность персонала в систему охраны труда.
С помощью одного из наших приложений сотрудники предприятия через свой смартфон могут предотвращать возникновение аварийных инцидентов в компании. Например, если сотрудник обнаружил, что на промышленной площадке или на руднике не огорожен опасный участок, то он может сообщить об этом через приложение. Для этого ему достаточно сфотографировать участок, описать суть проблемы и внести данные в нашу систему. Система запросит локацию участка, где был выявлен недочет, и как часто повторяются такие проблемы.
Зарегистрированная запись мгновенно попадает в единый реестр, к которому имеют доступ инженер по технике безопасности, руководитель и другие сотрудники предприятия. Такие данные помогут оперативно реагировать на проблему и предпринимать корректирующие меры. Так можно избежать случаев травматизма среди персонала. Ведь не всегда инженеры по технике безопасности могут быть вовлечены в контроль всех процессов работы компании.
Говоря об охране труда, следует отметить приложение по поведенческому аудиту безопасности. Именно это приложение осуществляет мониторинг сотрудников в процессе работы. К примеру, если один сотрудник предприятия заметил, что его коллега работает с оборудованием и при этом совершает опасные действия или создает опасные условия для окружающих, он может остановить его в процессе работы. Он может провести инструктаж согласно установленным правилам поведенческого аудита. Инструктаж обязательно фиксируется в системе с указаниями фактов нарушения, фамилии, имени нарушителя. После этого проводится внутреннее расследование и анализ на критичность поведения сотрудников при исполнении своих обязанностей на рабочем месте в целом по предприятию. Это формирует общую картину, насколько все безопасно.
- Гарантируется ли анонимность тем сотрудникам, которые через ваше приложение сообщили об инциденте?
- Наши приложения построены на принципах лидерства и открытости персонала к изменениям. Поэтому мы не стали «прятать» имена сотрудников, так как предприятия должны знать наиболее инициативных и мотивировать их. Вопрос открытости данных и отчетов для руководителей предприятия – это основа, на которой построена наша система.
- Почему вы решили обратить внимание на проблему травмоопасности на предприятиях?
- Изначально над проектом мы работали вдвоем с другом Раимбеком Алимбаевым, с которым познакомились еще в 2008 году в Рочестерском институте технологий в США. Я был магистром «бизнес-технологий», он – бакалавром «телекоммуникаций и IT». Мы обучались в этом университете по программе «Болашак». На тот момент мы частенько придумывали различные приложения и испытывали их на практике. Разработать конструктор приложений Aspans нам удалось в 2016 году, и тогда нашу технологическую разработку приобрела уранодобывающая компания. Сейчас над проектом работает уже 10 человек.
Когда мы вели переговоры по автоматизации этого предприятия, первое, о чем нас попросили – заняться автоматизацией направления охраны труда и промышленной безопасности. И мы приступили к работе над проектом.
- Сколько аварийных ситуаций было до этого на предприятии?
- Это закрытая информация, не могу ее озвучивать. Но за счет нашего решения число инцидентов на предприятии, которые могли привести к летальному исходу, приблизились к нулю.
- Каким компаниям также пригодится ваше решение?
- Эта система создавалась в основном для уранодобывающих и энергетических предприятий. Но со временем мы адаптировали ее так, чтобы она подходила для любого производственного предприятия.
- Сколько вы инвестировали в запуск системы?
- В создание Aspans было вложено около 200 млн тенге. Но пока мы не успели отбить наши инвестиции, потому что полученный доход продолжаем реинвестировать в развитие проекта. По нашим оценкам, инвестиции окупятся через 5 лет.
- Чей опыт вы перенимали, создавая свой продукт? Предположу, что на мировой площадке есть аналогичные решения…
- При разработке нашей системы мы ориентировались на аналоги, которые есть в Казахстане и России, но представлены зарубежными вендорами. Это такие платформы, как 1С, которая включает несколько модулей, не только по ведению бухгалтерии, Odoo Platform с комплексом приложений по автоматизации бизнеса, SAP HANA с партнерской сетью по всему миру.
- Сколько стоит установка модуля, который поможет снизить аварийность на предприятии? Насколько цены сопоставимы с зарубежными аналогами?
- Систему Aspans можно установить, не приобретая лицензию. Использование одного из модулей приложения обойдется в 100 тыс. тенге в месяц. Этот тариф действует для тех компаний, в которых штат превышает 8 человек. Для остальных – оно будет бесплатным.
Наши конкуренты в Казахстане представлены в основном через партнеров. За счет этого цена на аналогичный продукт может быть как минимум на 50% выше нашей. Это объяснимо, ведь каждый из партнеров добавляет определенную стоимость к цене своего продукта.
- Вы участвовали в акселерационной программе Astana Hub 7.0 около трех месяцев назад. Как вовлеченность в эту программу повлияла на ваш проект?
- В рамках этой программы мы разработали и вывели на рынок коробочное решение cloud.aspans.com. За это время мы успели заключить соглашение с компанией «Самрук-Энерго» на автоматизацию станций ГРЭС-1, ГРЭС-2 и АлЭС. Также мы подписали договор с одним из предприятий «Казатомпрома» – ТОО «Институт высоких технологий». Было достигнуто соглашение на автоматизацию станций ТЭЦ, входящих в состав АО «Астана-Энерго».
- В период пандемии активно рос спрос на платформы, аналогичные Zoom. Как вы считаете, какие тренды будут наблюдаться в IT-сегменте в ближайшие 2-3 года?
- Глядя на основные технологические тренды и решения, которые разрабатываются
глобальными игроками в IT-отрасли, можно сказать, что мир не будет прежним.
Предполагаю, что даже после того, как пандемия исчезнет, многие компании предпочтут дистанционную работу. За период карантина бизнес научился работать эффективно.
Думаю, что будущее будет за теми IT-компаниями, которые позволят бизнесу заниматься цифровизацией деятельности, создавая свой цифровой контент, не вникая в сложные вопросы IT. Платформы должны быть максимально простыми, чтобы на них можно было выстраивать или модифицировать конфигурации любой сложности.