Система образования Казахстана, как и других стран мира, в связи с объявленным ЧП была вынуждена скоропалительно перейти на дистанционный формат обучения. Это коснулось не только школ, но и высших учебных заведений. Помимо важности внедрения новых цифровых проектов, нынешняя ситуация очередной раз указала и на ряд существующих проблем во многих образовательных учреждениях.
Вместе с тем в нашей стране создаются IT-решения, которые позволяют управлять учебным процессом с поступления студента в вуз и до момента трудоустройства. Почему основатели стартапа I digital увидели перспективу в разработке подобного рода продуктов, а также насколько казахстанский рынок сегодня в них нуждается в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал директор I digital, управляющий партнер INVO Group и по совместительству консультант ЕБРР Антон Силенко.
- Антон, расскажите, пожалуйста, в чем заключается особенность вашего IT-проекта?
- Особенность нашего IT-проекта заключается в комплексе SAAS-сервисов для полной автоматизации управления учебным процессом и деятельностью образовательных учреждений. В комплекс входит три программных продукта.
Первый – Hero Workspace – это инструмент планирования и управления рабочими процессами и задачами. С его помощью генерируются отчеты по эффективности деятельности сотрудников.
Второй продукт – Hero HR – позволяет управлять воронками рекрутинга, кадровым делопроизводством, администрированием и мотивацией персонала.
Третий – Hero Study Space – обеспечивает учебный процесс и сопровождает студента с момента его поступления в вуз и до трудоустройства.
Эти три продукта объединены одним BI-приложением, которое извлекает всю необходимую аналитику, связывает данные между собой и строит консолидированные отчеты и диаграммы. С помощью нашей разработки руководители вуза получают полный анализ деятельности учреждения за считанные минуты и на основе актуальных данных могут принимать эффективные управленческие решения.
- Как появилась идея создать образовательный стартап?
- Мы уже более трех лет занимаемся онлайн-образованием в сфере бизнеса. Идея внедрения данного стартапа пришла к нам в прошлом году, после того как руководство Казахстанско-британского технического университета попросило провести аудит их системы управления учебным процессом. Мы изучили 7 разных продуктов на рынке СНГ и пришли к выводу, что эта ниша не покрыта качественными продуктами.
Безусловно, есть продукты-динозавры, которым по 5-10 лет, они удерживают большую долю рынка. Однако таким крупным компаниям зачастую сложно быть гибкими и быстро адаптироваться под технологические инновации и меняющиеся требования заказчиков.
Мы разработали свою архитектуру и концепцию продукта, которая, на наш взгляд, казалась перспективной. Как я уже говорил, она полностью заточена на SAAS-сервисе, то есть не требует никаких установок на серверах вузов. Эту систему мы протестировали в 10 крупных университетах. И только после того, как получили единогласное одобрение и готовность использовать наш продукт, занялись промышленным производством кода.
- Насколько казахстанский рынок на самом деле нуждается в такого рода продуктах?
- В таких продуктах нуждается не только казахстанский рынок, но и все страны постсоветского пространства, в первую очередь, для реализации государственных программ по цифровизации. В связи с карантином и переходом обучения в дистанционный формат потребность в них многократно возросла, и будет расти дальше.
На западном рынке существуют подобные системы, но цена их подключения и внедрения в вузы СНГ в большей степени недоступна, так как начинается от 1 млн долларов. Кроме того, за покупкой лицензии на такой продукт еще стоит огромная работа по адаптации и обучению персонала. При этом европейские системы не всегда учитывают требования и особенности законодательства стран СНГ и соответствуют ему.
- А какова средняя стоимость вашего IT-решения? Из чего складывается цена реализации?
- Реализация происходит в соответствии с поюзерной моделью оплаты, исходя из количества сотрудников и студентов в учреждении. В результате формируется прайс-лист и цена для вуза на год.
Средняя стоимость HeRo составляет порядка 20 млн тенге в год. Если вуз берет все три продукта, включается система дисконтов, так как для внедрения цельного IT-решения мы тратим меньшее количество человеческих ресурсов на интеграцию, подключение и обучение пользователей.
Таким образом, факторы, которые влияют на цену – количество пользователей, уровень образованности сотрудников и наличие работников, ответственных за поддержку системы внутри организации. Мы их называем инсайдерами. Если таких людей нет или уровень их квалификации низкий, то стоимость реализации будет выше.
- С каким количеством образовательных учреждений уже заключены договоры?
- С тремя вузами и двумя колледжами мы уже работаем. Плюс три контракта находятся на стадии подписания.
Хочу также отметить, что каждый вуз, несмотря на какие-то единые стандарты от министерства образования и науки, пытается найти свое конкурентное «цифровое» преимущество.
- С какими трудностями вам пришлось столкнуться в процессе реализации вашего проекта?
- Помимо трудностей в разработке продуктов и их адаптации под бизнес-процессы вуза, мы сталкиваемся сегодня еще с низкой компетенцией сотрудников вузов и колледжей в плане навыков использования цифровых инструментов. Доходило до того, что люди не знали, как работают мессенджеры.
Отдельная проблема – это слабая инфраструктура: не все учебные заведения обеспечены необходимой техникой и скоростным интернетом, что накладывает дополнительные сложности в качественном и быстром использовании программных решений.
Но основной момент связан с тем, что менеджеры и работники тех образовательных учреждений, которые мы пытаемся оцифровать, до конца не понимают важность и смысл цифровизации. Зачастую у них возникают страхи и опасения, что в будущем она может повлиять на их занятость в рамках этой организации.
- Давайте поговорим о финансовой компоненте. Какой объем инвестиций был привлечен в проект и как скоро он окупится?
- Проект стартовал в 2019 году на собственные инвестиции партнеров в размере 110 тыс. долларов. Когда мы реализовали первый MVP, то привлекли дополнительно ангельские инвестиции на сумму 100 тыс. долларов (сделка была оценена в октябре 2019 года в 1 млн долларов). Эти средства позволили довести наш MVP до уровня готового продукта. Согласно бизнес-плану, точка окупаемости проекта должна быть достигнута в 2021 году. С самого начала мы выбрали агрессивную модель, поэтому период окупаемости в 2-3 года – это достаточно хороший срок.
Однако важно понимать, что мы расширяем команду и наращиваем объем производства по мере увеличения количества клиентов.
- Какова средняя рентабельность вашего бизнеса? Какие были обороты и в чем они измеряются?
- О средней рентабельности для стартапа говорить сложно в связи с тем, что в первые год-два она имеет высокую волатильность – от -200% до +100%.
Конечно, в перспективе мы планируем для себя рентабельность в районе 30-35%.
Обороты измеряются доходами от подключенных юзеров. Однако говорить о них пока не можем, так как нашему проекту всего год, из которого 10 месяцев заняла разработка.
- Сколько у вас сотрудников?
- Сегодня у нас в компании работает почти 30 человек, включая разработчиков, административный персонал и подразделение интеграции.
Также мы рассматриваем вопрос о расширении отдела маркетинга и продаж, в связи с тем, что число потенциальных клиентов с каждым днем у нас увеличивается.