Минэкономразвития России выступило против введения услуги сохранения номера при переходе абонента от одного оператора к другому. В российском министерстве считают, что переносимость номеров (Mobile number portability, MNP) не будет востребована населением и не скажется на конкуренции, но повлечет значительные затраты со стороны операторов сотовой связи.
В ведомстве ссылаются на данные востребованности MNP в странах, где эта услуга действует. Так, в Болгарии после ввода переносимости номеров в 2008 году только один процент абонентов воспользовался услугой, а к 2009 году число ее потребителей упало еще в два раза. В Чехии показатель составляет еще меньше - 0,1 процента всех абонентов. В Белоруссии - 0,019 процента абонентской базы.
В казахстанской компании Kcell прокомментировали ситуацию с MNP в России. Сделать бесплатным переход абонентов от одного оператора к другому возможно. Однако это приведет к ряду правовых коллизий. Особенно хотелось бы отметить, что это приведет к безответственности абонентов, в результате чего такие переходы будут осуществляться хаотично. Кроме того, следует учесть казахстанскую особенность, состоящую в том, что потребность в переходе абонентов с сохранением номера может возникать, главным образом, из-за разницы в тарифах на услуги связи. Однако, этот показатель сугубо переменчив. Уже сейчас ведущие сотовые операторы Казахстана представили на рынок услуг сотовой связи такие тарифные планы, которые не уступают по своей привлекательности тарифам, так называемых, дискаунтеров. То есть, в Казахстане потребность в переходе может оказаться даже ниже среднемировых показателей, оцениваемых на уровне 2-5%.
В Казахстане не проводились исследования по стоимости создания и обслуживания единой базы абонентов сотовых операторов. Однако подобные исследования были проведены в Российской Федерации. В частности, по оценкам российских экспертов, суммарные затраты на модернизацию сетей подвижной радиосвязи, а также дополнительные затраты на реализацию процесса переноса номера могут составить до 400 млн. долларов США. Единовременные затраты на создание базы данных по экспертной оценке российских специалистов составят до 10 млн. долларов. Конечно, это очень большие затраты, особенно если учесть, что сотовые операторы Казахстана имеют напряженные инвестиционные обязательства по развитию сетей 3G и территориальному покрытию сетей 2,5G.
В Kcell не ожидают значительного влияния на абонентскую базу компании в результате внедрения MNP, принимая во внимание насколько сильны позиции наших двух брендов. Уровень проникновения в Казахстане уже превысил 100%. Это говорит как минимум о неактуальности внедрения MNP в силу того, что абоненты уже имеют более 1-2 сим карт на руках, что позволяет им при совершении звонка выбирать ту симку, которая позволяет совершать наиболее выгодный звонок. Вызывает большие сомнения, что абоненты откажутся от уже приобретенных ими сим-карт с внедрением переносимости номера. На взгляд руководства компании, требуемые для MNP инвестиции не являются оправданными, так как показатели 2-5% , озвученные ранее, также необходимо корректировать с учетом уровня проникновения сотовой связи в РК.