USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
-0.060
BTC
70162.40$
-684.200

10 признаков того, что банк по-настоящему digital

Всем ли банкам нужно стремиться к 100% цифровой модели?

Share
Share
Share
Tweet
Share
10 признаков того, что банк по-настоящему digital- Kapital.kz

Процесс цифровой трансформации розничных банков похож на превращение гусеницы в бабочку. Но всем ли банкам нужно стремиться к 100% цифровой модели и как понять, на какой стадии превращения банк находится сейчас?

Мотивация БВУ к внедрению цифровых изменений – прежде всего денежная. Новые игроки отрасли перетянули на себя уже треть роста выручки от финансовых услуг: до 33% приходится на цифровые банки нового типа, небанковских операторов электронных платежей, стартапы из областей финтеха и бигтеха. Большинство «единорогов» сферы финтеха, например, Ant Financial или Stripe, появились на свет полностью цифровыми. Цифровое рождение пока редкость, но все же молодые и дерзкие игроки подливают масла в огонь на конкурентном рынке финансовых услуг. Так что традиционным банкам приходится меняться.

Цифровая зрелость банка напрямую влияет на его капитализацию, а операционная эффективность помогает тратить меньше, поэтому здоровый бухгалтерский баланс становится главным источником роста доходов.

Есть три степени цифровой зрелости банков: 50% вообще не начали трансформацию, 38% проявляют активность (находятся на пути превращения из гусеницы в бабочку). Наконец, 12% имеют четкий digital-фокус, то есть знают, умеют, практикуют. Но ни один традиционный банк пока не стал на  100% цифровым, хотя «крылья бабочки» у многих становятся отчетливо видны.

Цифровая зрелость розничных банков заметно отличается в зависимости от отправной точки, уровня амбиций, региона работы, видов услуг. Однако есть критерии, чтобы ее оценить, можно выделить10 на основе собственного опыта работы с крупнейшими финансовыми компаниями мира.

Приоритет модели mobile first: у современного банка множество каналов взаимодействия с клиентами, включая филиалы, банкоматы, колл-центры и персональных менеджеров. Что находится в центре? У digital-банка – наиболее часто мобильный канал – основной, другие помогают поддерживать полноценную коммуникацию. При этом конкуренции нет: смартфон в центре модели коммуникации с клиентом, а другие каналы его дополняют.

Автоматизация ручных операций в бэк-офисе: от управления рисками до обслуживания клиентов – все процессы по умолчанию должны строиться на системах данных и аналитике и использовать современные возможности искусственного интеллекта. При таком подходе банк может полноценно обслуживать десятки розничных клиентов и клиентов малого бизнеса.

Открытость банка: лидирующие банки думают о том, можно ли выставить свою цифровую платформу на открытый рынок через архитектуру микросервисов и API. Как заметил один эксперт, рынок финуслуг превращается из тарелки спагетти в лазанью, где банки выбирают, на каком слое хотят работать, а также кто владеет и управляет соусом, который все соединяет. Сотрудничество заменяет конкуренцию.

Расширение традиционной модели: цифровой банк рассматривает потенциальные потоки доходов даже за рамками привычных сервисов: от страхования до нефинансовых услуг, которые вместе работают на финансовое благополучие клиентов. Доля таких сервисов в портфеле банков будущего будет расти, а традиционные потоки, процентные и комиссионные доходы – снижаться.

Цифровой банк = data-driven банк: цифровой банк умеет работать с большими данными и использовать технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для повышения прибыльности. Аналитики сравнивают доступ банков к данным с открытием нефтяных месторождений. Но лучшие банки знают не только, где бурить, но и как улучшать и использовать топливо из этих скважин.

Публичное облако в основе инфраструктуры: публичные облака обеспечивают эффективную реализацию и быструю масштабируемость цифровых банковских услуг. Поэтому банки с высокой степенью цифровой зрелости постоянно задаются вопросом про публичные облака: «Почему бы и нет?»

Гибкость: digital-банки становятся Agile, то есть внедряют культуру создания продуктов и управления изменениями. Так минимально жизнеспособные услуги быстро попадают на рынок и дорабатываются исходя из обратной связи клиентов. Гибкость обеспечивает интерактивный подход во всем и поддерживает процесс трансформации банков.

Инновации в сердце банка: через десять лет лучшие цифровые банки будут иметь сильный баланс, стабильное финансирование и отличное управление рисками. Но речь идет не о замене традиционной модели, а о ее дозревании и повышении операционной эффективности благодаря инновациям.

Сотрудничество в отрасли финтеха: цифровые банки строят партнерскую экосистему. Только банк, который умеет работать с экосистемой, фильтровать, выявлять и монетизировать хорошие идеи, сможет оставаться в авангарде отрасли.

HR с прицелом на технологии: все эти процессы могут работать только при наличии в штате банка талантливых специалистов, которые поддерживают изменения. Все чаще современные банки отказываются от позиции директор по ИТ, потому что цифровой становится вся их структура.

У лидеров мирового ретейла и коммерческих банков сегодня много общего: это ДНК, которая становится полностью цифровой. Традиционный ретейл и банки за 2015-2018 годы вложили около $1 трлн долларов в IT, большая часть этих средств ушла на технологии с трансформационным потенциалом – облачные платформы и ИИ. Это огромные средства, и тем, кто их вкладывает, важно понимать коммерческий потенциал преобразований.

Оценка цифровой зрелости банка становится точкой принятия решений для членов его правления и других заинтересованных сторон. На пути из гусеницы в бабочку традиционным банкам предстоит установить важный баланс между «run the bank» и «change the bank»: управлением тем, что уже создано, и изменениями. У каждого этот баланс будет свой. Но именно цифровая зрелость станет тем, что отличает будущих победителей финтеха от неудачников.

Антон Мусин, управляющий директор Accenture в России и Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.