Какие преимущества бизнесу дает е-сертификация?

Электронные сертификаты стали обязательным условием для продажи товаров

Share
Share
Share
Tweet
Share

Какие плюсы дает цифровизация для ведения бизнеса и как предпринимателям ориентироваться в процессах электронной сертификации товара, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала заместитель председателя Комитета  техрегулирования и метрологии МТИ РК Галия-Бану Мейрбаева.

- Галия-Бану Ондасыновна, вы считаете, что цифровизация техрегулирования станет эффективным способом не только ускорить процессы сертификации, но и снизить уровень коррупции в этой сфере?

- Да, область сертификации относится к одной из самых коррупциогенных, поэтому работа по предотвращению появления на рынке «серых» сертификатов проводится постоянно. Например, вводится запрет на продажу продукции без сертификатов соответствия. Документ будет выдаваться исключительно в электронном виде и при обязательном наличии фото- и видеофиксации испытаний экспертами-аудиторами с подтвержденной системой техрегулирования компетенцией и только в аккредитованной лаборатории.

Переход на электронные сертификаты запущен для обеспечения безопасности и качества продукции. Именно они позволят отслеживать несертифицированную продукцию и стать рычагом в борьбе с «серыми» схемами. На сегодняшний день, к сожалению, очень трудно отслеживать данные процессы. Министерством торговли и интеграции уже подготовлены изменения в законопроект «О техническом регулировании», которые и предусматривают цифровизацию всех процессов сертификации и аккредитации.

Кроме того, Комитет технического регулирования и метрологии формирует реестр, который станет справочником для всех заинтересованных сторон процесса сертификации. Его планируется интегрировать с системами Евразийской экономической комиссии.

- В условиях пандемии задачи обеспечить максимально прозрачную и быструю процедуру сертификации стали особо актуальными?

- Да, поэтому с 13 июля 2020 года для автоматизации бизнес-процессов и была запущена система электронной аккредитации.

- Сложно представить, что все многочисленные процессы проводятся в электронном формате…

- Все этапы и процессы аккредитации - регистрация заявок и их обработка, определение стоимости работ, подписание договоров, дополнительных соглашений, формирование и выдача заключений, отчетов, планов и аттестата – на сегодня полностью оцифрованы. Это помогло компаниям значительно сократить время ожидания получения результатов, затраты на нотариальные действия, пересылку документов и другие расходы.

Электронная аккредитация помогает сделать процедуру получения сертификата более прозрачной, очищает рынок от недобросовестных бизнесменов, исключает бумажный документооборот между компанией и органом по аккредитации. К тому же повышает уровень ответственности самих производителей и обеспечивает полноценный  мониторинг исполнения требований стандартов и техрегламентов. Стоимость сертификации в электронном формате не изменилась. 

- Где собрана вся информация по оцифровке сертификатов?

- Вся необходимая информация размещена на сайте Национального центра аккредитации Комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК. Сейчас его можно назвать Цифровым предприятием, или Digital Enterprise. Более того, НЦА превращается в компанию с «цифровым мышлением». Теперь аттестаты аккредитации НЦА также начал выдавать в цифровом формате.

 - Насколько я понимаю, для упрощения работы экспортеров и импортеров также запущен проект «Единое окно». Что он собой представляет?

- Это портал, который позволяет получать разрешительные документы и лицензии других государственных органов, в том числе через другие информационные системы. Бизнесмену теперь не нужно ходить по всем инстанциям, за него это делает информационная система. Одним из важных компонентов «Единого окна» стал модуль по выдаче документов об оценке соответствия. Его тестирование началось еще в 2018 году. С 12 октября 2020 года в «Едином окне» запущена и выдача сертификатов и деклараций о соответствии. Это позволит упростить процесс получения документов и их представления в контролирующие органы. В том числе и для процедур, связанных с экспортно-импортными операциями.

- Для экспортеров и импортеров слово «упрощение» является ключевым...

- Да, теперь, например, импортер через информационный портал «Единого окна» сможет подать заявку и получить в электронном виде все требуемые разрешения. Например, документы об оценке соответствия. Это значительно сокращает время и финансовые расходы бизнесмена. В ноябре 2020 года планируется ввести услугу по выдаче свидетельств о безопасности конструкций транспортных средств, одобрений типов транспортных средств, одобрений типов шасси. При необходимости дополнительной проверки сотрудники таможни смогут онлайн проверить все сведения. Кстати, уже протестирован и готов к запуску модуль по передаче сведений из информационной системы «Единое окно» в Евразийскую экономическую комиссию.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: