Проект Libra потерял еще пять партнеров, включая Visa и Mastercard. Комиссия по ценным бумагам практически остановила проект Павла Дурова своим решением. Северная Корея разрабатывает свои токены. Венесуэла уже активно их использует. Центробанк России готов обсуждать выпуск криптовалют с привязкой к золоту. Нужен ли Казахстану криптотенге? И причем тут Путин с единой валютой для всего СНГ.
Криптосообщество пережило стадию информационного цыганства, когда покупать и продавать токены призывали даже таксисты, а слово криптовалюта звучало буквально из каждого утюга. Пузырь Bitcoin надулся и лопнул, курс опускался до $3,5 тыс. с пиков в 19 783 в декабре 2017 года, но сейчас замер на отметке близкой к $8,5 тыс. Крипта получила свои репетиционные шрамы, многие в нее так и не поверили, а зря, ведь именно сейчас токены занимают умы многих экономистов, и под натиском токенизации и криптовизации сдаются даже такие скептики, как JPMorgan.
Тем временем в США развернулась целая битва. Visa, Mastercard, eBay и еще две компании вышли из проекта стейблкоина от Facebook Libra, до них оттуда буквально сбежал PayPal. Все дело в том, что проект вызвал бурю недовольства со стороны властей США и Европы. Его обвиняли в том, что он хочет составить конкуренцию деньгам и привычной финансовой системе. Несмотря на это, 21 компания подписала устав Libra Association, и еще более 1 500 фирм выразили желание присоединиться к организации. А сама финансовая система уже меняется.
И все это на фоне самого ожидаемого запуска года – токена Павла Дурова. В пятницу, 11 октября, Комиссия по ценным бумагам США сообщила, что добилась временного судебного запрета в отношении двух офшоров – Telegram Group Inc. и ее «дочки» TON Issuer Inc. В комиссии считают, что компания осуществила первичное размещение ICO токенов Gram в США без соответствующей регистрации, хотя анонс был давно, а размещение было более чем ожидаемым. Скорее всего, Дурову придётся перенести запуск, причем без потерь, видимо, не обойдется. Нет, возвращать деньги инвесторам Дурову не придётся, так как решение комиссии приравнивается к форс-мажору, а вот с комиссией, вероятно, придется поделиться. Компания Block.one, поднявшая на своих ICO $6 млрд, в сентябре 2019 года заключила мировое соглашение с SEC и отделалась просто микроскопическим штрафом в $24 млн. Как быстро Павел сможет справиться с трудностями – покажет ближайшее время. Но, кажется, что комиссия играет на стороне Facebook, так как месяц назад на слушаниях в конгрессе глава SEC Джей Клейтон выступил в защиту Libra, сказав, что если актив не приносит доход – то он не ценная бумага, а значит – у комиссии нет претензий к ней.
Но вернемся в наши широты. Путин в ходе заседания совета глав стран СНГ в Ашхабаде предложил двигаться к созданию общего финансового рынка. Такая тема уже поднималась полгода назад, но в рамках БРИКС, тогда тоже предлагалось перейти на национальные валюты в расчетах, а чтобы упростить процесс, высказывалась идея выпустить национальные криптовалюты, номинированные в золоте. Пока с мёртвой точки он не сдвинулся, но регуляторы разных стран присматриваются к криптовалютам. Например, Венесуэла с их помощью уже обходит ряд санкций. Этот успех собирается повторить Северная Корея. Китай еще в августе заявлял, что «почти готов» к выпуску собственной криптовалюты. В самой РФ буквально недавно глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявляла, что сомневается в преимуществах национальной криптовалюты, но несмотря на это, ее ведомство активно изучает возможность запуска крипторубля.
Нацбанк РК отмалчивается о собственной криптовалюте, выступая только против рекламы других криптовалют, а также регламентируя майнинг, покупку и продажу. До 2018 года в законодательстве Казахстана вообще отсутствовало понятие цифровых активов, но уже в прошлом году нормативная база была дополнена. А вот о криптотенге последний раз говорил только Багдад Мусин в 2017 году, и с тех пор тема национальной крипты не поднималось, хотя, учитывая пожелание наших соседей по союзам, мы могли бы стать первопроходцами.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане