Современные телеком-компании очень чутко прислушиваются к потребностям рынка. Для абонентов мобильная связь стала не только каналом для общения, но системой, позволяющей контролировать все процессы по банковским операциям. О том, как мобильный оператор способен удовлетворить спрос как банков, так и его клиентов по вопросам сохранности личного счета, центру деловой информации «Капитал.kz» рассказала Екатерина Линкевич, директор Big Data Beeline Казахстан.
- Екатерина, судя по недавно запущенным проектам Beeline Казахстан, вы уже не просто оператор мобильной связи.
- Да, мы уже давно вышли за пределы сотовой связи и предлагаем продукты, которые находятся за рамками деятельности телеком-оператора. Например, запустили услугу для корпоративных клиентов на основе банковских уведомлений. Это сервис Bank Notification, который помогает банкам и микрофинансовым организациям снизить число мошеннических транзакций на картах клиентов, а пользователей обезопасит от несанкционированных снятий денежных средств с их счетов и карточек. К тому же благодаря сервисам «скоринг» и «верификация» на основе BigData отечественные банки смогут получить информацию о платежеспособности клиента даже в случае отсутствия кредитной истории, а также просчитать риски невозврата. Развиваем и направления по мобильной рекламе, геопространственной аналитике, развиваем монетизацию таргетингов от Билайн во всех digital-каналах (например, в Google). Результатами аналитики и продуктами Big Data Билайн охотно пользуются как компании государственного сектора, так и частный бизнес. Все то, что мы предлагаем рынку, мы используем и для повышения эффективности бизнеса, роста доходности, повышения качества услуг связи и роста NPS. Глобальная цель Beeline Казахстан - быть оператором № 1 на казахстанском рынке, в том числе и в продуктах Big Data.
- Судя по темпам, которыми вы запускаете услуги на Big Data Beeline, цель достижима. Например, сервис Bank Notification, который не только позволяет БВУ и МФО снизить число мошеннических транзакций, но и пользователям обезопасить свои счета и карты.
- Все продукты мы создаем и запускаем исходя из существующей проблематики и потребностей рынка. Активно взаимодействуя с банками и МФО в рамках продуктов «скоринг» и верификация», были выявлены потребности в усилении безопасности транзакций для уже существующих клиентов банков. Продукт Bank Notification был разработан и запущен буквально за полтора месяца. При этом задачи по обеспечению безопасности процессов и улучшению сервиса были первостепенными.
- И как Bank Notification работает?
- Например, клиент использует мобильное приложение банка, который подвязан к конкретному номеру телефона. И если sim-карта утеряна или телефон украли, то ею может воспользоваться мошенник и получить доступ к приложению, а через него к счету клиента банка. Как только мы даем нотификацию банку, что сим-карта утеряна или произошла ее замена, он может заблокировать использование мобильного банкинга до подтверждения владельцем счета информации.Или еще один пример: из какой-нибудь зарубежной страны пытаются списать деньги с банковской карты клиента. У банка возникает вопрос: сам ли клиент пытается снять деньги или это мошенники. Если Bank Notification передает триггер банку, что человек находится в роуминге, то банк понимает, что клиент сейчас действительно за рубежом, откуда происходит вывод средств. В этом случае для банка это один из дополнительных факторов того, что транзакция является легитимной. Если человек находится на территории Казахстана, а транзакция осуществляется из Германии, например, то это сигнал банку, что есть опасность для средств его клиента. В этом случае транзакцию могут заблокировать. Для клиентов банка продукт Bank Notification - это дополнительный уровень защиты и гарантия сохранности денег, а для банков – улучшение сервиса своих продуктов и услуг.
- Как клиент банка, я так понимаю, и ваш абонент может подключиться к сервису?
- Клиент приходит в банк и дает письменное согласие на сбор, обработку персональных данных и их получение из определенных источников, в том числе у телеком-операторов. Клиенты банка, по которым получено согласие, могут быть поставлены на мониторинг на стороне оператора, для того чтобы при наступлении события нужные уведомления уходили в банк. Каждый банк выбирает на своей стороне события, по которым он бы хотел получать уведомления от Билайна. В качестве таких событий могут выступать, например, триггеры потери или замена sim-карты, факт выезда в роуминг и так далее.
- Вы единственная телеком-компания в Казахстане, которая предоставляет такой продукт?
- Да, мы единственный на рынке оператор связи, который предоставляет данный продукт. В принципе, конкуренции по Bank Notification не может быть, потому что отслеживать события может каждый оператор только по своей базе. Мы занимаем лидирующие позиции и на рынке внешней Big Data в Казахстане. Это подтверждается количеством контрактов и запущенных продуктов на рынок.
- Быть пионерами в подобных масштабных продуктах это как минимум риск. Ведь спрос не сформирован, и его приходится нарабатывать.
- Давайте я здесь поясню, что Beeline Казахстан входит в группу компаний VEON, которая также включает и Билайн Россия. Именно российское подразделение, на чей опыт мы и опирались, подтвердило и спрос на продукт, и его успех. В Билайн Россия Bank Notification работает с 2013-2014 годов. За эти годы продукт подтвердил свою успешность и финансовую самостоятельность, что снижает для нас риски. Так как мы входим в одну группу компаний, мы использовали наработки по продукту российского Билайн. Теперь любая финансовая организация, желающая повысить уровни безопасности для своих клиентов, за неделю может подключиться к нашему сервису.