Рынок транспортно-логистических услуг в странах ЕАЭС за прошедший год продемонстрировал существенный рост, это в первую очередь стало возможным за счет роста грузоперевозок. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), объем перевозок грузов в странах союза оценивается в 5,84 млрд тонн, при этом рост к предыдущему году составил 103,7%.
Конец сентября был богат на новости, затронувшие ближайшие и долгосрочные перспективы развития экономических отношений между странами-членами ЕАЭС. Первый заместитель премьер-министра РК – министр финансов Алихан Смаилов на международном форума «Транзитный потенциал евразийского континента» отметил две основные проблемы в отрасли. Первая из них касалась вопроса значительного износа транспортной инфраструктуры (местами износ занимает от 40% до 100%), которая не может не влиять на качество дорог и на показатель низкой эффективности логистики. Все это в комплексе приводит к удорожанию перевозок и росту цен на товары. Второй проблемный вопрос касался высокой степени бюрократизации и медленного внедрения современных технологий, то есть – цифровизации.
В целом, развитие транспортно-логистической инфраструктуры на данный момент является одним из ключевых направлений любого стратегического документа страны. В число приоритетных задач правительств стран-членов ЕАЭС входит развитие региональных дорожных программ и их дальнейшее финансирование. Как было отмечено главой государства на пленарном заседании XVI ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай», Казахстан за последнее десятилетие инвестировал в транспортную инфраструктуру более $30 млрд, что способствовало реконструкции около 7 тыс. км автомагистралей. Тем не менее, по-видимому существует и ряд недостатков в координации работ по созданию общих логистических коридоров ЕАЭС. В связи с этим возникает вопрос: каким образом ЕЭК должна проработать оцифровку транспортной инфраструктуры евразийского пространства, чтобы устраивало все стороны?
Индикатор устойчивого развития
Согласно официальным данным КС МНЭ РК, в 2018 году транспортная отрасль обеспечила Казахстану 8,3% от общего объема произведенного ВВП (порядка 58,8 трлн тенге составил ВВП республики методом производства). За прошедший год около 4,1 млрд тонн грузов было перевезено по территории Казахстана, что почти в два раза больше показателя десятилетней давности. В целом, показатель грузооборота в стране вырос за период с 2008 по 2018 год с 369,8 млрд ткм до 596,1 млрд ткм, что на 61% больше.
Очевидно, что увеличение объемов транспортировки грузов большегрузными фурами, контейнерными перевозками является важным звеном в товарообороте ЕАЭС со странами Восточно-Тихоокеанского региона. В частности, с Китаем подобные грузопотоки осуществляются на базе технологий e-commerce. На сегодняшний день реализация проектов по кратчайшим маршрутам, которые соединяют Европу с Восточной Азией, происходит благодаря строительству бетонных дорог общей протяженностью 10,7 тыс. км.
Увеличение объемов грузоперевозок в Казахстане с 2019 года стало возможным за счет окончания строительства скоростной автодороги «Западная Европа – Западный Китай» (МТК Е3К), которая уже окрещена как «Новый шелковый путь». Как показывает динамика, дорога уже способствует повышению ВВП восьми казахстанских регионов. Стоит отметить, что анализ основных показателей в региональном разрезе определил лидеров по перевозке грузов по Казахстану. Так, на Карагандинскую, Восточно-Казахстанскую и Костанайскую области пришлось почти 44% всего перевезенного груза в стране. Также важно отметить, что за счет товарооборота между Китаем и Европой бюджет Казахстана стал значительно пополняться. Благодаря грузовым перевозкам наземным транспортом из Китая в Восточную Европу при базовом сценарии развития регионов до 2025 года ВВП регионов Казахстана может увеличиться в несколько раз. Однако существуют и более оптимистические прогнозы. Так, согласно госпрограмме «Цифровой Казахстан», при дальнейшем развитии транспортно-логистической инфраструктуры ВВП страны за счет грузоперевозок в РК как минимум ежегодно будет расти на 4,5-5% ближайшие 5 лет.
Тенговые эквиваленты ВВП в цифровых технологиях
На сегодняшний день один из ключевых вопросов на повестке дня ЕЭК – цифровизация транспортно-логистической инфраструктуры. Для членов комиссии реализацию данной инициативы Казахстана в ЕАЭС представляется возможным осуществить за счет цифровых технологий и элементов «Индустрии 4.0» (интернет вещей, 3D-печати, технологии обработки физических сигналов, автоматизации бизнес-процессов). Примечательно, что транспортно-логистическая инфраструктура, куда входят управление беспилотными грузоперевозками, складирование, видеонаблюдение и т.д., уже применяет подобные системы.
Особо ощутимые результаты экономике Казахстана и стран-членов ЕАЭС могут принести вложения в технологии, которые обладают конкурентными преимуществами. Так, к примеру, внедрение цифровых технологий на транспорте по типу «Интернет транспортных средств» могло бы способствовать заимствованию передового опыта зарубежных стран.
Следует признать, что развитие ИТ-технологий по сравнению со странами Запада, Японией и США во многих отраслях казахстанской экономики происходило в недостаточной степени. То, что цифровую модернизацию в отраслях важно провести как можно скорее – очевидно. Так как конкурентоспособность экономики Казахстана и, соответственно, благосостояние граждан напрямую зависят от этого. Согласно госпрограмме «Цифровой Казахстан», рост производительности труда по секции «Транспорт и складирование» в 2022 году должен составить около 21%.
Согласно задачам проектов «Smart city», реализуемых в регионах страны, умные дороги в ближайшем будущем смогут обеспечить жителям перегруженных городов Казахстана достаточно высокий уровень комфорта. Городские власти и бизнес соответственно смогут сэкономить и повысить эффективность всех бизнес-процессов. Так, например, за счет дальнейшего развития умного транспорта и дорог в Алматы можно добиться того, чтобы к 2025 году каждый десятый продаваемый автомобиль был безопасным и экологически чистым. Процессу увеличения эффективности объектов транспортной инфраструктуры в 2-3 раза может способствовать внедрение инноваций в автомобильном и железнодорожном сообщении в таких крупных мегаполисах, как Нур-Султан, Алматы и Шымкент.
Цифровизация. А что нам от нее?
Данные КС МНЭ РК свидетельствуют, что на конец 2018 года всеми видами транспорта в Казахстане было перевезено около 23 млрд пассажиров в год (в 2008 году – 11,3 млрд), а общий пассажирооборот за год составил 281,5 млрд пкм. Стоит отметить, что еще в 2008 году пассажиропоток составлял 127 млрд пкм (увеличение на 121%). Ожидается, что за счет цифровизации объектов транспортной инфраструктуры стран-членов ЕАЭС объемы перевозок увеличатся в несколько раз, что отразится на небывалом росте ВВП.
В целом, можно сделать вывод: цифровизация и создание развитой евразийской, в частности, казахстанской дорожной сети выгодны всем – и казахстанским компаниям, и гражданам, и экономике в целом. Хочется верить, что получение потребителями комфортного общественного транспорта и безопасных дорог станет гарантированным бонусом цифровизации. Вполне вероятно, что цифровизация транспортной системы даст возможность правительству сдерживать рост цен проезда на общественном транспорте. Сокращение транспортных издержек перевозчиков, а также упрощение логистической цепочки для реализации товаров и услуг отечественных производителей, открывающих для себя новые рынки сбыта, станет возможным за счет расширения дорожной сети в Казахстане.
Конечно, же быстрая и дешевая доставка нефти и газа до точек переработки станет возможной за счет выбора оптимального маршрута перевозок. Сокращение логистических затрат должно привести к снижению стоимости переработки нефти. В связи с этим конкурентоспособность казахстанского бензина на внешнем рынке почувствует положительное влияние. Это также должно выгодно отразиться на затратах производителей товаров народного потребления на ГСМ и транспортировку по Казахстану.
Как известно, логистические затраты отечественных производителей в структуре себестоимости готовой продукции в долевом отношении составляют около 40%. Следовательно, снизить логистические издержки в несколько раз можно будет за счет строительства инфраструктуры и выбора производителями оптимальных маршрутов перевозок товаров. Соответственно, за счет такого подхода конечные цены товаров на полках магазинов будут оставаться дольше на текущем уровне. Кроме того, оптимизация тарифов на грузоперевозки сможет повлиять на сокращение сроков поставок товаров из-за рубежа. На рынок придет много импортных и удешевленных товаров, в первую очередь, из соседнего Китая.
Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)