USD
487.37₸
EUR
532.94₸
RUB
5.09₸
BRENT
78.78$
BTC
62483.90$
-793.300

Как запустить полноценный цифровой банк за шесть месяцев

Кейс Home Credit Bank и red_mad_robot Central Asia. Часть 1

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как запустить полноценный цифровой банк за шесть месяцев- Kapital.kz

Home Credit Bank и red_mad_robot Central Asia за полгода создали цифровой банк для предпринимателей с удобными и быстрыми транзакциями, возможностью вести ВЭД и личным кабинетом продаж.

Рассказываем, как удалось уложиться в рекордные сроки и с нуля запустить полнофункциональный цифровой банк, управляя командой из 70+ человек.

Кто клиент 

Home Credit Bank – банк с сильной экспертизой в потребительском кредитовании и активной партнёрской базой в 119,6 млн клиентов по всему миру.

  1. Входит в топ-10 банков по количеству розничных клиентов. 
  2. Активы на 1 февраля 2023 года — 538 млрд тенге, собственный капитал — 132,8 млрд тенге.
  3. 426,9 тыс. пунктов продаж и офисов обслуживания по всему миру.

К лету 2022 года банковский рынок для МСБ в Казахстане стал меняться из-за ухода нескольких крупных игроков, которые занимали топ-рейтинги и предоставляли готовые решения и сервисы для МСБ, — «Альфа-Банк», SME Banking, Сбербанк. Освободилась ниша, быстро и качественно заняв которую, банки получили бы преимущество среди конкурентов. 

Меньше года назад в структуре Home Credit Bank появилось направление МСБ — с приходом экс-команды Digital SME «Альфа-Банка» во главе с Дамиром Какиевым как лидером бизнеса и Ариной Лепиховой как лидером по диджиталу. До этого группа строила бизнес только на работе с физлицами. Выбирая компанию для создания нового продукта, банк проанализировал опыт разных технологических компаний в разработке и запуске похожих приложений. Выбор пал на red_mad_robot Central Asia как компанию, которая может зайти в проект как полноценный цифровой партнер, который не просто выполняет поставленную задачу, но вовлекается во все аспекты проектирования продукта от анализа рынка с бизнес-кейсом до разработки и запуска.

«Мы видели на рынке большие перспективы для нового продукта Home Credit Bank. У нас была большая накопленная экспертиза работы с предпринимателями в Казахстане как со стороны бизнеса, так и со стороны разработки, и на всех этапах проекта мы привлекали ведущих экспертов, которые помогали проводить исследования, писать стратегии и осуществлять разработку», - отметила Агиис Конкабаева, CEO red_mad_robot Central Asia.

Задача: создать полнофункциональный банк для предпринимателей с нуля на конкурентном рынке в сжатые сроки

Миссия команды МСБ Home Credit Bank – помогать предпринимателям развивать свой бизнес.  Для компании это означало запуск нового направления бизнеса —  создать высококонкурентный цифровой банк, который решал бы все задачи предпринимателей наилучшим способом. 

«Гибкость и быстрая реакция на изменения и вызовы рынка - ключевые факторы для успешного роста показателей бизнеса. Тренды развития финтеха открывают для банков огромные возможности для развития сервиса и увеличения клиентской базы. Самое важное здесь - уметь адаптировать существующие и запускать новые продукты на стыке бизнес-задач, потребностей пользователей и технологических возможностей», - считает Арина Лепихова, Head of Digital SME Home Credit Bank. 

На рынке Казахстана почти 2 млн предпринимателей, 1,6 млн из них — представители малого бизнеса, более 300 тыс. — мерчанты. Все они активные банковские пользователи, но большая часть обслуживается в 2–4 банках, потому что ни один из существующих не закрывает все потребности. 

Задача стояла, казалось бы, невыполнимая — запустить приложение чуть меньше, чем за полгода со старта разработки, создав клиентский опыт высокого уровня, а все три главных ценностных предложения должны были заработать одновременно и одинаково хорошо. Средняя норма по рынку на создание такого продукта — 2,5 года, и процесс обычно развивается итерационно.

«Создавать очередной дэйли-банк не было смысла — нужно было идти от потребностей пользователя увеличивать выручку», - рассказывает Агиис Конкабаева, СЕО red_mad_robot Central Asia.

В поиске лучшего способа закрыть ключевые потребности предпринимателей строили логику приложения на четырёх аспектах: 

  1. Взять на себя рутину, связанную с финансовой деятельностью.
  2. Упростить взаимодействие с нефинансовыми сервисами и помочь развивать бизнес. 
  3. Предложить сложные конкурентные продукты: ВЭД и валютные контракты. 
  4. Упаковать эту функциональность в удобный и качественный сервис.

Банк при этом получал новое направление бизнеса под ключ, новых клиентов из сегмента МСБ и повышал лояльность существующих клиентов.

«МСБ – это то, что нас мотивирует. В Казахстане почти 2 млн малых компаний, 400 тыс. открывается ежегодно. Почти 4 млн казахстанцев заняты в этом секторе. Электронная коммерция растет на 80% в год, уровень безналичного оборота составляет около 85%», - пояснил Дамир Какиев, руководитель блока МСБ в Home Credit Bank.

Конечный продукт

Как запустить полноценный цифровой банк за шесть месяцев 2333546 - Kapital.kz

В первом релизе Home Credit Bank и r_m_r CA  запустили новый цифровой банк, который помогает пользователям вести дела в одном приложении. В его функциональность вошли: 

  1. Базовый дэйли-банкинг, 
  2. Возможность вести ВЭД и заключать валютные контракты,
  3. Личный кабинет продаж.

Постепенно команда банка планирует развивать веб-направление для крупного бизнеса, расширить функциональность ВЭД автоматизированным валютным контролем и поступающими платежами из-за рубежа. А ещё — запустить онлайн-бухгалтерию: автоматический расчёт и уплату налогов, кадровое администрирование и первичную документацию.

Этапы развития проекта 

Проект развивался в три этапа: 

  1. Аналитика рынка, продуктовое исследование и бизнес-кейс, 
  2. Проектирование, 
  3. Разработка. 

На каждом из этапов команда r_m_r CA привлекала лучших специалистов рынка. Экспертиза и многолетний опыт в цифровом банкинге CEO Агиис Конкабаевой помогли построить процесс правильно — в первые месяцы к бизнес-анализу, проектированию и построению всех CJM подключался весь управленческий состав red_mad_robot Central Asia и red_mad_robot МСК.

Анализ рынка и продуктовое исследование: базовые фичи и уникальное предложение для предпринимателей 

Анализ рынка показал, что сегмент МСБ — максимально динамичный по росту в Казахстане, на него приходится примерно треть ВВП страны (36% по данным 2022 года), рынок e-commerce ежегодно растёт, а в розничной торговле активно развиваются цифровые банки — восходящим трендом становятся нефинансовые сервисы.

Совместно команда банка и r_m_r CA определили глубинные потребности пользователей и сформулировали гипотезу продукта. Провели глубинные интервью с B2С- и B2B-предпринимателями из крупных городов Казахстана в торговле и услугах, составили портрет клиента и вот что обнаружили: 

  1. Пользователей привлекает наличие рассрочки. Но комиссия часто невыгодна для продавца, поэтому есть потребность в оформлении рассрочки в формате подписки.
  2. ВЭД и трансграничные переводы сейчас – это долго, дорого и неудобно. Есть запрос на банк для внешней торговли с удобными и выгодными международными переводами на максимальной скорости.
  3. Переводы между юрлицами требуют использования ключей ЭЦП и доступа к ПК. А должны быть такими же простыми, как между физлицами, и осуществляться без задержек — с моментальной отправкой и зачислением.
  4. Режим работы банков не синхронизирован с образом жизни предпринимателя. Работают только в будни, поэтому критически важные операции для бизнеса нельзя сделать в выходные или в вечерние часы.
  5. У каждого банка свой QR и внушительная комиссия, а транзакции при переводе занимают много времени — продавец и покупатель теряют время и деньги. Поэтому актуальна возможность принимать платежи от физлиц, независимо от банка покупателя и с разумной комиссией, приём средств по QR со счёта любого банка и мгновенное зачисление. 
  6. Предприниматели тревожатся при контрактации и взаимодействии с юрлицами из-за недостатка экспертизы. Поэтому есть потребность в банке-партнёре, который разделяет с бизнесом ответственность и риски, помогает заключать договоры с контрагентами на своей платформе, информирует о ходе контракта и следит за исполнением обязательств.

Поэтому ценностное предложение нового продукта основывалось на трёх главных функциях: 

  1. Простые и быстрые переводы между юрлицами. 
  2. Международный банк, лучший для ВЭД: удобные и выгодные трансграничные переводы.
  3. Личный кабинет продаж, который помогает отслеживать статистику и увеличивать обороты бизнеса с помощью программ рассрочки. 

«Результат работы Home Credit Bank и red_mad_robot Central Asia показывает, что в условиях быстрой перестройки рынка можно даже в сжатые сроки запускать прорывные продукты,  принимая эффективные решения вместе с лучшими экспертами. И быстрыми темпами продвигать рынок Казахстана на мировой уровень», - отметила Агиис Конкабаева.

О лучших на рынке пользовательских сценариях, экспериментальной дизайн-концепции, трендовом техническом стеке Flutter и прогрессивной микросервисной архитектуре читайте во второй части материала. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.