По нормам Земельного кодекса с 1 июля в городах республиканского, областного и районного значения, а также районах предоставление земельных участков должно было быть автоматизировано. Соответствующий закон был принят в апреле 2023 года и вступил в силу в июле. Однако платформа, на которой подается заявка на получение земли, все еще неработоспособна, сообщает пресс-служба Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
О пробелах в цифровизации земельного сектора рассказал заместитель директора департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен» Ернур Абжан. По словам эксперта, для исполнения закона глава правительства принял распоряжение, в рамках которого госорганам дали поручение по утверждению и внесению изменений в более чем 30 нормативных актов.
«Соответствующий закон был принят 5 апреля 2023 года с отлагательным вступлением в силу с 1 июля 2023 года. Отлагательное условие внедрения было связано именно с необходимостью принятия рядя подзаконных актов с утверждением форм новых цифровых документов, таких как схема отвода земельного участка, кадастровый паспорт недвижимости (внедряется взамен госакта и техпаспорта как единый документ на землю и недвижимость на ней) и перечня согласующих предоставление земли организаций. Но по состоянию на 5 июля 2023 года соответствующие правовые акты не приняты. Более того, не утверждены правила, по которым должен работать цифровой портал, где будет проходить весь процесс получения земли, начиная с подачи заявки с отрисовкой нового участка, согласования всех организаций и до принятия соответствующего решения акиматом. Соответственно, сегодня нет нормативной базы для работы Единого государственного кадастра недвижимости (ЕГКН)», – пояснил Ернур Абжан.
В НПП отметили, что платформа ЕГКН (map.gov4c.kz/egkn)
с размещенной на ней Публичной кадастровой картой (ПКК) должна была
обеспечить население и бизнес всей необходимой информацией при получении
земельных участков. Например, ПКК должна содержать информацию обо всех
предоставленных земельных участках с отображением их границ и
местоположением, целевое назначение земли, существующие или
запланированные (Генпланом или ПДП) здания и сооружения, инженерные сети
и наличие свободных мощностей для подключения к ним. И самое главное –
это размещение границ земельных участков на спутниковых картах, то есть
наложение координат земельных участков на реальные спутниковые снимки
местности со зданиями, дорогами и объектами. Практически ни
один из заявленных функционалов сегодня не работает, заявили в НПП.
«Если зайти на новый сайт и открыть спутниковую карту Қазақстан Ғарыш Сапары, то мы заметим, что она имеет очень низкое разрешение, и координаты земельных участков на ней в системе не посажены. То есть оформить земельный участок или получить другие необходимые сведения на этой карте сейчас невозможно», – добавил эксперт.
В НПП подчеркивают, что министерству сельского хозяйства с апреля необходимо было провести широкую разъяснительную работу по новому порядку предоставления земель в городах. И по факту сегодня сложилась такая ситуация, когда вопросы «как работать с порталом?» и «что делать с ЕГКН?» задают не только население и бизнес, но даже акиматы, которые должны в этой самой платформе работать и предоставлять землю в электронном формате.
«В Нацпалату уже начали поступать сигналы от бизнеса о том, что они не могут подать заявку на поучение земельных участков в городах. У них попросту не принимают документы, портал ЕГКН и ПКК еще не функционируют, а акиматы, ссылаясь на новые порядки предоставления земель исключительно через портал, отказывают в принятии бумажных заявок. Мы неоднократно подчеркивали, что сайт технически и законодательно не готов. Из-за того, что госорганы не подготовили сайт ЕГКН, не утвердили необходимые правила и формы документов, предприниматели не могут подать заявку на землю», – сказал эксперт.
По словам Ернура Абжана, «казахский язык сайта оставляет желать лучшего». Сайт сначала был создан на русском языке, а затем переведен на казахский. Но не все вкладки переведены. Вариант портала на государственном языке содержит очень много грамматических ошибок и опечаток.
В НПП напомнили, что землю в черте населенных пунктов можно получить для коммерческого использования двумя способами. Первый – через аукцион, второй – напрямую через акимат, без аукциона. Если первый вариант предусматривает исключительно электронный формат аукционов с понятными и открытыми условиями, то второй вариант вызывает много вопросов и жалоб бизнеса. В статье 48 Земельного кодекса определены 25 случаев, когда акиматы могут напрямую без аукционов, предоставлять земли. Рассматриваемая новая платформа была направлена на автоматизацию именно этого внеаукционного порядка. Но проблема в том, что министерство сельского хозяйства не утвердило перечень документов и условий определения соответствия этим 25 случаям, и по сути автоматизация этого процесса будет осуществлена только в части согласований, тогда как сам процесс принятия положительного решения, либо отказа в предоставлении земли остался вне автоматизации. Все это приведет к тому, что акиматы, приняв электронную заявку на предоставление земли через ЕГКН, будут запрашивать дополнительные документы в бумажном формате, поскольку по утвержденному МСХ перечню (заявка и схема участка) невозможно выдать землю, ведь нужно подтвердить соответствие указанным выше 25 случаям предоставления земли вне аукциона.