USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
88.23$
+0.020
BTC
63855.80$
-250.200

По каким продуктам IT-компания из РК планирует конкурировать с мировыми корпорациями

CEO BTS Digital Нуртай Абилгалиев рассказал, какие инструменты компания может предложить бизнесу сегодня

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Компания BTS Digital занимается разработкой цифровых продуктов и сервисов с 2018 года. Она относит себя к сфере социального предпринимательства. Главный критерий успешности в этом случае – социальная польза. Прибыль же рассматривается как средство для дальнейшего развития компании. Среди известных продуктов BTS Digital – Aitu Superapp, eOtinish, а также система удаленной идентификации Digital ID, которой уже воспользовалось 9 млн человек. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz CEO BTS Digital Нуртай Абилгалиев рассказал, какие цифровые продукты компания может предложить бизнесу сегодня. Он также поделился мыслями о том, как нашумевший ChatGPT может повлиять на IT-сектор.

- Расскажите краткую историю компании. Сколько пользователей у продуктов BTS Digital на сегодняшний день?

- В этом году нам исполнилось 5 лет. Первым нашим продуктом был Aitu Messenger, релиз которого состоялся весной 2019 года. С момента запуска Aitu Messenger развился до суперприложения (Superapp), то есть мультифункциональной платформы для пользователей. Это наш флагманский продукт со встроенными инструментами. К ним относятся платформа мини-приложений, персональная рекомендательная новостная лента, музыка, видео и многое другое.

У Aitu Superapp сегодня около 4,5 млн зарегистрированных пользователей. Из них более 500 тысяч пользуются приложением каждый месяц, и эта цифра продолжает расти. У нас очень большой спрос на локальный контент – музыку и сериалы. Дело в том, что на международных площадках музыки из РК представлено мало: порог входа там выше, и внутри них не так просто себя продвинуть. Что касается востребованных в Aitu Superapp сериалов, то они чаще на казахском языке и повествуют о жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются обычные молодые люди.

Национальный видеохостинг Aitube был запущен в декабре 2019 года. За 4 года его аудитория возросла до 5 млн пользователей в месяц. В видеосервисе имеется более 17 тыс. авторских каналов, а также информационно-новостные каналы популярных СМИ Казахстана. В течение месяца Aitube перейдет на новую платформу. В результате этого пользователи получат расширенные возможности, включая мессенджер и другие функции. Также для обеспечения лучшего пользовательского опыта будет произведена интеграция с другими сервисами цифровой экосистемы.

По каким продуктам IT-компания из РК планирует конкурировать с мировыми корпорациями 2055751 - Kapital.kz

Третий наш проект – Digital ID – это система удаленной идентификации. Активное распространение он получил во время пандемии, когда мы внедрили его на eGov для выпуска электронной цифровой подписи (ЭЦП). Люди смогли пользоваться госуслугами и подписывать договоры удаленно, не выходя из дома. Более 9 млн человек уже воспользовались этим продуктом.

На тот момент выпускать ЭЦП удаленно казалось для нас чем-то фантастическим. Я не побоюсь сказать, что тогда это было одно из первых уникальных решений в мире. Помимо eGov мы также внедрили технологии Digital ID в наш коммерческий продукт, который называется Aitu Passport.

Следующий продукт – это система по приему электронных обращений eOtinish. Сегодня это основная платформа по взаимодействию человека с государством. На данный момент через нее прошло уже около 2,5 млн обращений. Мы запустили eOtinish в июле 2021 года. Сегодня к ней подключены все госорганы страны. Количество активных пользователей в месяц – 200 тыс. человек, а зарегистрированных – 1 млн.

Платформа eOtinish была спроектирована под новый Административный процедурно-процессуальный кодекс РК (АППК), в котором прописаны четкие регламенты по срокам. На ответ госорганам дается не больше двух недель. За счет «цифры» мы предоставили инструменты прозрачного data-driven (на основании анализа данных – Ред.) контроля, чтобы госорганы отвечали вовремя и качественно.

Если человек недоволен ответом, он может нажатием кнопки обжаловать его в вышестоящем госоргане. И там тоже есть сроки, в течение которых ему должны ответить.

По каким продуктам IT-компания из РК планирует конкурировать с мировыми корпорациями 2055757 - Kapital.kz

Далее, если человек не удовлетворен результатами обжалования, у него есть возможность прямо из приложения подать на госорган в суд. Из истории взаимодействия и переписки по обращению автоматически формируется дело. Мы произвели интеграцию eOtinish с информационной системой Верховного суда «Төрелік». Таким образом, каждый гражданин может самостоятельно без адвоката подать иск со своего телефона из любой точки страны и мира, где есть интернет.

При разработке этого продукта мы придерживались и вдохновлялись концепцией «слышащего государства». Вообще, цель нашей компании – решать системные социальные проблемы людей с помощью цифровых инструментов.

Aitu-кошелек – платежный инструмент внутри нашей экосистемы. Он также встроен в Aitu Superapp. Сегодня это единственный продукт на рынке, который позволяет переводить деньги в чате мессенджера. С помощью кошелька можно оплачивать коммунальные услуги, делать переводы в организации, а также производить оплату по QR.

Стоит отметить, что средний возраст юзеров наших продуктов – 33 года. У наших продуктов уже есть B2C-пользователи, и теперь мы открыты к тому, чтобы делиться этой экосистемой с бизнес-сектором.

- Какие продукты BTS Digital может предложить бизнесу сегодня? Какую долю в компании составляет направление В2В?

- Мы только начинаем активно развивать это направление, но, например, уже сегодня бизнес может пользоваться удаленной идентификацией по лицу с помощью Aitu Passport. Это единая система авторизации. В рамках Aitu Passport мы предлагаем также услугу облачной ЭЦП.

Я бы оценил, что сейчас доля В2В-направления в деятельности нашей компании – 20%. Мы намерены довести этот показатель как минимум до 50% в ближайшие два года.

По каким продуктам IT-компания из РК планирует конкурировать с мировыми корпорациями 2055765 - Kapital.kz

- Как вы планируете достичь этой цели?

- В первую очередь, насчет предложения рынку нашей цифровой платформы. Мы считаем, что компании на рынке достигли такого уровня развития цифровизации, когда все их инструменты должны быть взаимосвязаны.

Мы предлагаем единую цифровую платформу для любой компании. Например, у нас есть приложение Aitu Business. Это мобильная корпоративная платформа, где сотрудники могут взаимодействовать друг с другом. Это аналог таким платформам как Slack или Microsoft Teams. Многие небольшие компании для этих целей используют группы в WhatsApp или Telegram. Но они не могут предоставить необходимую функциональность для безопасности и оцифровки бизнес-процессов.

Помимо этого, у нас в портфеле есть продукт, с помощью которого компании могут запускать свои серверы на одной платформе виртуализации – Aitu.Cloud. Это аналог таким решениям как VMware или Amazon Web Services.

Этими продуктами мы пользуемся сами. У нас также есть первые клиенты. Мы нацелены на то, чтобы наши продукты по цене были выгоднее для наших клиентов, чем международные аналоги.

На платформе SuperApp можно также вывести сервисы для взаимодействия с внешними клиентами наших заказчиков. Мы можем подстроить эти сервисы под нужды каждой компании индивидуально.

По каким продуктам IT-компания из РК планирует конкурировать с мировыми корпорациями 2055772 - Kapital.kz

- Почему вы считаете, что компаниям нужна мобильная корпоративная платформа для сотрудников?

- Потому что объем информации внутри компаний, которым обмениваются работники, очень сильно вырос. Вдобавок, после пандемии многие сотрудники работают в удаленном или гибридном формате. Поэтому компаниям нужны удобные, надежные и безопасные инструменты для работы с конфиденциальной информацией. Использовать WhatsApp для работы может быть и удобно, но не так безопасно: вы можете случайно отправить служебные документы не тем людям.

Отмечу, что Slack и Microsoft Teamwork – это облачные решения. Не все файлы можно пересылать надежно через них. А все наши решения находятся на территории РК. Также в организациях существуют требования к информационным системам по хранению данных. Мы полностью выполняем условие того, что у нас вся информация находится в Казахстане. Это соответствует законам о защите информации, о персональных данных и так далее.

- Многие компании сейчас ведут свой бизнес в Instagram или Facebook. Почему они не могут продолжать делать это там?

- Они могут, но мы предлагаем бизнесу дополнительный функционал. Первое, совершать с клиентами удаленные сделки. Например, подписать с помощью ЭЦП договор на покупку или рассрочку товара через Aitu Passport – идентификации по лицу. Второе, клиент может оплачивать покупку напрямую через эту платформу. В-третьих, она представляет собой мобильное приложение с собственным названием компании, логотипом и дизайном. И так как все наши продукты интегрированы, пользователи этой корпоративной B2B-платформы и Aitu Superapp могут переписываться между собой каждый в своем приложении.

По каким продуктам IT-компания из РК планирует конкурировать с мировыми корпорациями 2055778 - Kapital.kz

- Кого вы считаете своими основными конкурентами и в чем ваше преимущество?

- Во-первых, это глобальные игроки, с которыми очень тяжело конкурировать. Например, мессенджеры WhatsApp и Telegram. С другой стороны, международные конкуренты – это трендсеттеры. Они расширяют рынок, на котором мы можем оперировать. Из недавних примеров – ChatGPT, который сейчас на слуху у каждого. Мы стараемся конкурировать с глобальными игроками за счет того, что мы ближе к клиенту и лучше знаем свой рынок.

Банки тоже наши конкуренты, потому что стали создавать свои цифровые экосистемы. Для этого они обладают внушительными финансовыми ресурсами. Я думаю, нам будет полезнее сотрудничать друг с другом. Сегодня мы уже работаем со многими банками, предоставляя им услуги Aitu Passport.

- Какие компании используют Aitu Passport в настоящее время?

- Среди банков – Jusan Bank, Freedom Finance. Мы также работаем с MyCar, BI Group.

- Сколько человек в вашей команде на сегодняшний день?

- Около 300 сотрудников.

По каким продуктам IT-компания из РК планирует конкурировать с мировыми корпорациями 2055786 - Kapital.kz

- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы сегодня и с какими вам еще придется столкнуться в будущем?

- Основная трудность – это большая технологическая конкуренция. Вы можете сделать прекрасный сервис, за который планировали брать деньги. А Google, например, сделает этот продукт бесплатным.

Второе, это конкуренция за таланты. Помимо разработчиков также нужны продуктологи. Это те, кто отвечают за UX (user experience – опыт взаимодействия пользователя (с продуктом) с англ.), а также умеют правильно работать с пользователями. Эти компетенции на рынке чрезвычайно редки. За них сегодня идет глобальная конкуренция.

В будущем конкуренция за пользователей и таланты только усилится.

Отмечу также, что такой инструмент как ChatGPT реально несет большую угрозу многим техническим продуктам. У этого чат-бота есть потенциал закрыть многие потребности людей.

Вдобавок, у потенциальных мошенников появляется гораздо больше ресурсов, чтобы, к примеру, обманывать алгоритмы биометрической идентификации. Ведь сейчас есть алгоритмы искусственного интеллекта, которые могут сгенерировать достаточно хороший дипфейк.

Технологические изменения продолжают ускоряться в геометрической прогрессии. Сложность в том, чтобы продолжать оставаться технологически актуальным. Поспевать за этими изменениями – вот наш самый большой вызов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.