Роль IT-директора в компании менялась на протяжении последнего десятилетия. Базовые функции по техническому обеспечению деятельности компании дополнялись задачами по выбору технологий и конкретных решений, обоснованием их необходимости и стоимости. Параллельно информационные технологии превращаются из обслуживающей функции в источник финансовой выгоды.
Типы современных IT-директоров
В компаниях можно встретить три типа IT-руководителей.
Первая категория — это оптимизаторы. Их компетенции наиболее близки к базовым, а свою роль они видят в том, чтобы обеспечить бесперебойную работу существующего IT-ландшафта и постараться снизить затраты.
Вторая группа IT-директоров — архитекторы. Их роль шире — она заключается в кардинальном перестроении инфраструктуры в ответ на меняющиеся потребности компании. Однако они концентрируются на совершенствовании отдельных элементов IT. Их главной задачей становится развитие функциональности той или иной системы, если предприятие сталкивается с какими-то ограничениями в ее развитии или необходимости масштабирования.
Третий тип — это визионеры. Они видят новые пути развития бизнеса, а не только его технологической составляющей. Например, разрабатывают новые каналы продаж или коммуникаций с клиентами, запуская цифровые бизнес-модели. Но главное — их компетенции позволяют им возглавить эти процессы: они понимают, что нужно делать и какие ресурсы потребуются для реализации задуманного.
От технологий — к бизнесу
Сегодня «оптимизаторы» уже не могут возглавлять IT-департаменты — их компетенций достаточно для специалиста, но не для руководителя. Современный директор по IT смотрит на технологии шире: с точки зрения бизнеса компании. Он ищет решения бизнес-задач, и в этом ему помогает его технологический кругозор. Например, он может запустить прием заказов через социальную сеть, но для этого ему нужно знать о такой функциональности. С помощью подобных проектов IT-лидер меняет не только каналы продаж, но и облик бизнеса в целом.
Визионеры больше думают про бизнес, чем про IT. Зная о возможностях современных технологий, они определяют новые направления развития компании. При этом они могут не обладать глубокими техническими знаниями о том, как именно работает каждая технология, — это не их уровень. Достаточно понимать, какие ресурсы нужны для реализации проекта.
Как именно реализовать бизнес-задачу с помощью выбранной технологии, знают IT-руководители из второй группы — архитекторы. Они работают на практическом уровне, могут быстро и с наименьшими затратами выполнить задачи, поставленные визионерами. Таким образом, в современной компании IT-визионеры и IT-архитекторы дополняют друг друга.
Как определить актуальные компетенции
Обычно компетенции IT-руководителя определяются современными технологическими трендами. Например, Gartner включила в последний список трендов фабрики данных, гиперавтоматизацию, генеративный искусственный интеллект и еще девять направлений, и кажется, что IT-директор должен во всем этом разбираться. Но применимы ли эти технологии на практике — в конкретном предприятии? Далеко не всегда. Предлагаю рассмотреть альтернативный способ определения компетенций IT-лидера, когда за основу берутся не технологии в целом, а потребности в них определенной компании и ее бизнес-задачи.
Объясню на примере. Компании экспериментируют с бизнес-моделями, и новые процессы требуют технического обеспечения. Для типовых задач есть готовое или настраиваемое ПО, но оно не всегда подходит для новых бизнес-моделей. Перед компаниями встает задача по созданию собственных информационных систем, а значит, нужно наращивать компетенции в области разработки. Рассмотрим, что должен знать IT-директор такой компании.
Первое — это набор компетенций в рамках подхода DevOps, методология быстрого создания и запуска IT-решений. Она позволяет объединить все циклы разработки в единый процесс и гибко им управлять. В рамках этого подхода важны компетенции в микросервисной архитектуре — когда решение представляет собой не единый монолит, а множество «кубиков», микросервисов. Это современный стандарт разработки, позволяющий одновременно создавать разные части системы, а затем также автономно их обновлять. Микросервисная архитектура хороша тем, что обеспечивает бесперебойную работу IT-продуктов: если перестает работать одна функция (микросервис), то это никак не отражается на всей системе.
Если копнуть глубже, то для внедрения микросервисной разработки в практику компании важны компетенции в контейнерной виртуализации и Kubernetes. Не будем углубляться в технические детали, но без понимания этих инструментов разрабатывать микросервисные приложения и управлять ими крайне сложно. Технологии не из простых, а специалисты, способные работать с ними — редкие и дорогие. Но современный IT-директор знает, что тот же Kubernetes можно использовать из облака — там он доступен в качестве сервиса, в готовом и настроенном виде. Именно в этом проявляется его рациональный подход.
Развивать компетенции в рамках DevOps необходимо и тогда, когда нужно модернизировать существующие бизнес-приложения. Как правило, они имеют устаревшую архитектуру и могут быть написаны на редких сегодня языках программирования. Это делает развитие таких систем трудозатратным, а сами они являются рискованным с точки зрения работоспособности и производительности звеном.
Вторая группа компетенций связана с облачными технологиями. При этом важна именно бизнес-логика их применения. Так, под каждую идею компания запускает отдельный проект, но на момент разработки неизвестно, выстрелит он или нет. В такой неопределенности помогают облака: инфраструктуру под проект можно масштабировать, если процесс становится основным или определяющим для компании, или свернуть, если гипотеза не оправдалась.
Современное облако — это не только инфраструктура, но и платформа, которую можно использовать в качестве сервиса. Например, на ней можно полностью выстроить процессы по обработке данных — от хранения и выдачи до их анализа и построения моделей машинного обучения.
Важной компетенцией IT-директора становится знание специализации разных провайдеров. Это позволяет выбрать лучшие решения из того, что представлено на рынке. Понимание возможностей и принципов построения мультиоблака, когда компания использует ресурсы нескольких облачных платформ, помогает использовать наиболее эффективные инструменты для реализации бизнес-задач.
Экономика IT
Согласно последнему отчету The Standish Group, только 16,2% IT-проектов в мире признаются успешными — они были завершены в срок и в рамках бюджета со всеми обещанными функциями. Большинство проектов — 52,7% в итоге оказывались дороже первоначальной сметы, запускались с нарушением сроков или не имели обещанной функциональности, а 31,1% — были полностью провалены.
В чем проблема? До сих пор компании загоняют IT-департаменты в устаревшие шаблоны финансово-экономического обоснования (ФЭО). Это приводит к снижению бизнес-показателей и не позволяет добиться необходимого результата.
В большинстве своем IT-проекты имеют «непрямые» эффекты, которые невозможно точно просчитать на старте. Но в дальнейшем они принесут больше выгод, чем прямые. Например, эффективная работа с данными позволит внедрить расширенную аналитику в разные бизнес-процессы, использование которой поможет принимать правильные своевременные решения. Как оценить этот эффект? Только одно такое решение может сэкономить компании миллионы тенге.
При этом меняются приоритеты в IT. Классическая задача, которая раньше ставилась перед IT-департаментом, — обеспечение работоспособности ERP-системы. Но сегодня ее просто не должно быть: ее решает провайдер облака, в котором эта система размещена. А вот быстро разработать и запустить дополнительный модуль к ERP, который обеспечит новый процесс или будет решать актуальную бизнес-задачу, — это пример современной задачи.
Согласно опросу, проведенному в прошлом году KPMG в Казахстане и Средней Азии, треть IT-директоров отдают приоритет проектам, связанным с развитием аналитических платформ и внедрением BPM-решений (системы управления бизнес-процессами). Столько же опрошенных озадачены внедрением облачных решений.
Сегодня компетенции IT-директора и роль IT в компании определяется потребностями бизнеса. Это нужно учитывать как самим технологическим лидерам, так и руководству компании. От понимания современной роли IT зависит сама возможность компании развиваться и отвечать на вызовы рынка.
Арман Нурушев, директор представительства VK Цифровые технологии в Казахстане