USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
63793.50$

Логистика 4.0: как «цифра» изменит автомобильные грузоперевозки

Пять ключевых трендов в цифровизации логистики в 2022 году

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Казахстанская сфера грузоперевозок начинает активную трансформацию. Компаниям необходимо снижать издержки на логистику и обеспечивать быструю и бесперебойную доставку грузов. Как показывает мировая практика, с этими задачами можно справиться с помощью цифровизации.

Логистика — одна из наиболее консервативных отраслей РК, и уровень цифровизации здесь существенно ниже, чем, например, в ретейле или банковской сфере. Однако, оглядываясь на опыт других стран, бизнес начинает осторожно экспериментировать с ИТ-технологиями. Пока проекты ограничиваются автоматизацией отдельных процессов, но то, что на рынке появляются реализованные кейсы и их становится больше — позитивный сигнал. Например, АО «Казпочта» пилотирует экосистему цифровых сервисов, что позволит в будущем оцифровать все услуги компании — от доставки посылок до приема платежей. В крупных логистических компаниях появляются департаменты по цифровизации. Есть стартапы, разрабатывающие решения для логистики.

Можно выделить несколько ключевых трендов, которые окажут влияние на сферу грузоперевозок Казахстана в 2022 году.

Переход на электронный документооборот

Чтобы эффективно встать на цифровые рельсы, нужно подготовить «почву» — провести базовую автоматизацию. И первый шаг — внедрение электронного документооборота (ЭДО). Он позволяет в десятки раз снизить затраты на печать и пересылку документов, в 1,5 раза сократить время на их создание и обработку. Кроме этого, обмен электронными документами ускоряет процесс доставки и оплаты услуг перевозчика.

Учитывая высокое развитие электронного правительства в Казахстане (29 место в рейтинге ООН из 193 стран мира и первое — в СНГ) и курс на безбумажное взаимодействие с государством, все отрасли, включая логистику, будут активно переходить на электронный документооборот.

Автоматизация рутинных процессов

Роботизация бизнес-процессов (RPA) — еще один способ сократить трудовые и финансовые затраты на логистику. На рынке есть решения, в том числе от казахстанских разработчиков, которые позволяют автоматически выполнять поддающиеся алгоритмизации действия человека. Например, заносить данные в документы, формировать отчеты или рассылать уведомления. Снижение количества работы, выполняемой сотрудниками вручную — один из основных трендов в цифровизации логистики.

RPA считается самым быстрорастущим сегментом мирового ИТ-рынка. Так, до 2027 года он будет расти в среднем на 40% в год, говорится в отчете Grand View Research. А Gartner назвала одним из ключевых технологических трендов 2022 года гиперавтоматизацию, которая предполагает автоматизацию как можно большего количества бизнес-процессов с применением RPA, искусственного интеллекта и инструментов Low Code (платформы, которые не требуют написания кода для создания ИТ-решений).

Мониторинг транспорта и грузов

Логистические цепочки становятся сложнее, а требования контрагентов к скорости и качеству доставки — жестче. Процесс перевозки должен быть бесперебойным. Причиной задержек часто является человеческий фактор. Для его исключения компании, у которых есть собственный парк автомобилей, начинают внедрять системы мониторинга транспортных средств с использованием GPS-трекеров. Они позволяют строить оптимальные маршруты, следить за движением груза в режиме реального времени, лучше понимать и планировать загрузку автопарка.

Кроме этого, датчики контроля горючего помогают оптимизировать расходы на ГСМ и предотвратить хищения (сливы топлива). Датчики контроля температуры в кузове — соблюсти условия перевозки скоропортящихся продуктов. Все это технологии интернета вещей (IoT), которые называют одним из ключевых инструментов цифровизации логистики в мире.

Прозрачный выбор исполнителя

В процессе автомобильных перевозок, как правило, участвует несколько сторон: грузоотправитель (заказчик и владелец груза), экспедитор (отвечает за организацию процесса) и исполнитель (перевозчик). Однако в эту схему иногда встраиваются посредники — компании, у которых нет своего автопарка, но они участвуют в торгах и затем передают полученные заказы настоящим перевозчикам, закладывая в стоимость свой процент. В условиях, когда бизнесу критически важно снижать издержки на логистику, компании стремятся сделать процесс определения исполнителя прозрачным. На рынке появляются цифровые сервисы, объединяющие реальных участников перевозок: сведения о них проверяются и оперативно обновляются.

Цифровые сервисы в госсекторе, ретейле и финансах — уже привычное дело. Более того, активно развивается рынок агрегаторов такси. В традиционно консервативной сфере логистики сторонние онлайн-площадки приживаются сложнее, но как показывает мировой опыт, именно за ними — будущее. Цифровые сервисы для распределения грузов должны увеличить конкуренцию среди перевозчиков за каждый контракт, сделать выбор исполнителя более прозрачным, исключить из цепочки посредников и гарантировать действительно рыночную цену каждого контракта.

Переход от фрагментарной автоматизации к сквозной

Сегодня цифровизация сферы логистики происходит фрагментарно: компании внедряют отдельные решения, которые автоматизируют те или иные процессы внутри компании. Следующий этап цифровизации — объединение отдельных программ в комплексные системы, которые автоматизируют процессы не только внутри компании, но и по всей логистической цепочке. В едином цифровом контуре объединяются данные о контрагентах, транспортных средствах, грузах и водителях.

Так, с помощью мобильных приложений водители смогут получать информацию о заказах, передавать необходимые данные о процессе перевозки, формировать документы и отчеты.

***

Мировой рынок цифровой логистики будет ежегодно расти на 10,3% до 2028 года, говорится в отчете Global Market Vision. В итоге переход к цифровой логистике предполагает объединение участников рынка в рамках сквозных решений — платформ, которые позволят компаниям связать воедино все логистические процессы на одной цифровой площадке. По этому пути — с большим или меньшим успехом — двигаются все развитые рынки. Но чтобы прийти к цифровой логистике, важно уже сейчас начать с базовых вещей — электронного документооборота, роботизации бизнес-процессов, организации мониторинга транспорта и использования цифровых сервисов.

Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.