USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.36$
+0.110
BTC
98043.90$
+3795.200

Казахстан нуждается в сокращении госсектора в экономике

Такое мнение высказал председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Казахстан нуждается в сокращении госсектора в экономике- Kapital.kz

В кризис всегда есть возможность для роста. Экономика в Казахстане не очень сильно дифференцирована, и поэтому любые инициативы сегодня нужно развивать, несмотря на кризисную ситуацию или ее отсутствие. Об этом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz высказал председатель правления BRB INVEST  Галим Хусаинов.

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на казахстанском и мировом рынке? По вашему мнению, это кризис или процесс, который сопровождает обновление состава лидеров рынка и правил игры в мировой и отечественной экономике?

- Начнем с того, что сегодня мы наблюдаем последствия кризиса 2008-2009 годов. Многие страны уже начали выходить из кризисного состояния, среди которых США и Китай. Отмечу, что КНР одной из первых преодолела этот кризис. Что касается еврозоны, то она еще буксует, но уже в принципе на правильном пути. Надо отметить, что в Европейском союзе присутствует бюрократия и решения там принимаются достаточно сложно и долго по сравнению с теми же Соединенными Штатами Америки. Поэтому в целом в мире как такового серьезного кризиса не наблюдается.

Сейчас страдают в первую очередь так называемые сырьевые страны, экономика которых построена на экспорте нефти, газа, золота и других ископаемых. Естественно, что эти страны находятся под давлением и ощущают кризис, поскольку основной производимый продукт подешевел на мировых рынках. Для развитых стран подобная ситуация является, напротив, стимулом для роста экономики на фоне удешевления энергоресурсов.

- Как вы думаете, имеет ли место так называемый саудовский заговор?

- Я не верю в заговоры. Есть экономически объективные предпосылки. Например, нефть подешевела в силу перепроизводства этого продукта. В итоге Саудовская Аравия отказалась сокращать нефтедобычу, чтобы не потерять свою нишу среди стран - потребителей нефти. Если бы эта страна сократила добычу нефти, то можно было бы предположить развитие двух сценариев. Первый сценарий: другое нефтедобывающее государство увеличило бы нефтедобычу и заняло нишу Саудовской Аравии, но при этом цена на сырье также снизилась бы. Второй сценарий: сокращение нефтедобычи саудитами и сохранение стоимости черного золота на высоком уровне. Однако Саудовская Аравия не стала рисковать и предпочла сохранить свои нишевые позиции. В этой ситуации ставка была сделана на то, что более слабые компании и страны - экспортеры нефти не выдержат конкуренции и уйдут с рынка. В первую очередь саудиты надеются на сокращение добычи сланцевой нефти в Америке.

- Как вы относитесь к мнению, что даже в кризис нужно продавать, развивать свой бизнес и именно подобные действия станут залогом успеха в посткризисный период?

- Отмечу, что в условиях любого кризиса есть возможность для некоего роста, которая позволяет предприятиям и компаниям двигаться дальше. Можно воспользоваться моментом и, к примеру, скупить дешевые объекты, пока на рынке недвижимости наблюдаются бросовые цены. Экономика в Казахстане не очень сильно дифференцирована, и поэтому любые инициативы сегодня нужно развивать, несмотря на кризисную ситуацию или ее отсутствие. У любого инвестиционного проекта есть жизненный цикл. И можно предположить, что низкие цены на нефть, из-за чего Казахстан испытывает временные трудности, не будут наблюдаться больше 2-3 лет. За это время можно достаточно дешево построить свой бизнес – именно инвестиционную фазу.

- Какие виды бизнеса сейчас выгодны или невыгодны?

- В любом виде бизнеса нужно изучить рынок. У Казахстана есть несколько недостатков как у страны для развития бизнеса. Первый недостаток – наша геопозиция. У нас очень большая территория и достаточно высокие транспортные расходы. И, соответственно, с этой точки зрения строить бизнес, в котором будут заложены высокие транспортные расходы, достаточно сложно, даже при наличии собственного сырья. Бытует мнение, что нужно в Казахстане построить нефтехимические предприятия и экспортировать продукты нефтехимии в Европу и в Китай. Это достаточно спорная инициатива, потому что мы добываем нефть, а транспортировка нефти, например, в Европу стоит 40 долларов за тонну, а транспортировка, например, тонны полиэтилена как нефтехимии будет стоить 300 долларов за тонну. Естественно, что та добавленная стоимость, которую мы создаем, экономя за счет того, что у нас дешевое сырье – 260 долларов, съедается транспортными расходами. Сама транспортировка нефти по трубе обходится дешевле, нежели транспортировать полиэтилен по железной дороге.

Второй недостаток Казахстана – отсутствие дешевой рабочей силы. У нас всего 17 млн человек, но реальных трудовых ресурсов - 9-10 млн. Кроме того, нужно исключить чиновников, учителей и врачей, которые ничего не производят. В итоге самой рабочей силы очень мало. А если она есть, то неквалифицированная, потому что у нас достаточно высока доля сельского населения. 44% жителей Казахстана проживают в сельской местности. Чтобы локализовать текущие кадры в стране, необходимо ввести программу по переселению сельских жителей в город. Нужно развивать города, строить дешевое жилье, чтобы народ туда ехал. Никто не будет строить завод в сельской местности, поскольку там нет инфраструктуры. Это вторая проблема Казахстана.

Третья проблема – условия ведения бизнеса. В этом плане Казахстан проигрывает многим странам. Должна вестись работа по облегчению ведения бизнеса в стране. Программ существует много, но основная проблема – бюрократические барьеры с разрешительными документами в том числе. Казахстан по индексу условий для ведения бизнеса не совершает серьезного прорыва. Чтобы подняться на 30 позиций вверх, стране нужно около 20 лет.

Что мешает ведению бизнеса в Казахстане? В первую очередь это отсутствие защиты интересов инвесторов. Нужно развивать независимую судебную систему, которая бы защищала интересы инвесторов. Возможно, необходимо создание арбитражных судов, независимых судов с привлечением иностранных юристов и специалистов. Пока не будет судебной защиты такого рода, инвесторы продолжат достаточно настороженно относиться к ведению дел в Казахстане.

Также нужно пересмотреть процедуру выдачи разрешительных документов. Особенно в части получения различных техусловий, введения в эксплуатацию жилья. Зачастую как согласовывается проект строительства определенного дома? Согласование пройдено на всех уровнях служб, но в итоге здание не вводится в эксплуатацию автоматически, как должно быть. В результате после возведения объекта начинается процесс ввода в эксплуатацию, который может затянуться на год. Те службы, которые изначально одобряли проект, начинают искать ошибки и высказывать претензии, при этом снимая с себя ответственность. Чиновник, который пропустил проект, начинает сам создавать проблемы.

Кроме того, в Казахстане очень забюрократизировано право недропользования. Конечно, недра, по сути, стратегический объект и их надо защищать. В нашей стране на данный момент единственная конкурентоспособная отрасль – сырьевая, то есть недропользование. И этого не надо стесняться. Но мы почему-то считаем, что нам нужно уходить от недропользования и переходить в сектор трансфера технологий и так далее. Нужно развивать сырьевой сектор, но для этого необходима его либерализация, а в Казахстане этот сегмент сильно зарегулирован. Кроме Кашагана я вообще не припомню крупных сделок, чтобы мировые компании были допущены к нефтяному сектору в нашей стране. В итоге развитие стагнирует на уровне 2006-2007 годов. Как результат – падение добычи в прошлом году, и эта тенденция сохраняется. А сырье приносит до 70-80% всего дохода Казахстану. Зачем ждать Кашаган? Можно осваивать другие месторождения, если предоставить к нему доступ крупным нефтедобывающим компаниям.

- По вашему мнению, может ли девальвация тенге стать решением финансовых проблем в РК и есть ли альтернатива?

- Девальвация тенге Казахстану ничего не даст из-за отсутствия локального производства. Нужно понимать, что девальвация – это краткосрочная мера, которая «разгоняет» инфляцию и имеет срок жизни не более двух лет. По истечении этого срока инфляция, которая наблюдается в стране, доходит до уровня государств-конкурентов, цены выравниваются, и мы снова становимся неконкурентоспособными. И вопрос возникает: есть ли смысл снова проводить девальвацию или же необходимо добиваться конкурентоспособности страны? В России, к примеру, уже сейчас двухзначная инфляция. Они нас уже через год по ценам догонят. В Казахстане, по сути, нет ни одного товара, который был бы полностью произведен в стране, исключая только продукты питания. Однако даже в пищевой отрасли также используются ингредиенты, определенные составляющие и добавки, которые закупаются на внешних рынках и импортируются в Казахстан.

Что составляет основу нашей экономики? Нефть, газ, цветные металлы – экспортные товары, которые не используются напрямую в употреблении на внутреннем рынке. И, соответственно, все, что потребляет местное население, не произведено нами самими. Даже продукты питания, которые производят в стране, в большей степени зависят от импорта. Допустим, соки в Казахстане производят из концентрата, завезенного из другой страны. И, по сути, в этом соке казахстанского содержания только вода и упаковка. Насчет упаковки также большие сомнения – произведена ли она в Казахстане?

В итоге при проведении девальвации все импортное сырье подорожает соответственно уровню девальвации, если только это не сырье, привезенное из России. Но нужно учитывать, что в России девальвация была проведена намного раньше и инфляционные процессы уже были запущены. В итоге российские цены приближаются к казахстанским. В итоге в случае проведения девальвации в Казахстане произойдет взрыв инфляции.

С этой точки зрения кто будет в выигрыше? В выигрыше будут те компании, которые имеют небольшую локализацию производства, – те, кто производят продукты питания из местного сырья, короткого срока хранения. К примеру, молочная продукция и другая. Выиграют в результате проведения девальвации сырьевые компании - металлургические, нефтяные, но не особо ощутимо.

Девальвация на руку металлургам, у которых большая доля затрат идет на содержание трудовых ресурсов. Например, когда вы экспортируете металлы - они котируются в долларах, а затраты идут в тенге, и из них часть поступает на оплату труда, то зарплата рабочих в долларовом выражении при проведении девальвации падает. Таким образом, идет перераспределение доходов между собственником и работником в пользу собственника. Однако это приведет к падению покупательской способности, от которой, в свою очередь, пострадает малый и средний бизнес – основной источник дохода государственного бюджета.

- Какие антикризисные меры вы считаете уместными в нынешних условиях? Что необходимо предпринять правительству, чтобы выйти на новый уровень развития экономики?

- Государству нужно сначала определить те секторы, которые страдают и по каким причинам. Просто лозунговых заявлений отдельных директоров предприятий мало. На сегодняшний момент в Казахстане есть отрасли, которые серьезно страдают – пищевая отрасль и сельское хозяйство. Они испытывают трудности, поскольку несут больше затрат на трудовые ресурсы по сравнению с российскими конкурентами. Есть и другие отрасли, которые нуждаются в поддержке. Такие страдающие отрасли нужно отдельно вывести и понять: насколько они потеряли свою конкурентоспособность из-за обесценения рубля? При этом нужно посмотреть тренд рубля, когда будет восстановление по инфляции с нашими текущими ценами, и выявить временной лаг поддержки этих отраслей. Далее нужно будет посмотреть структуру этих затрат, которые несут данные отрасли. К примеру, среди затрат есть расходы по процентам по кредиту. А у нас достаточно высокие проценты. И первой мерой поддержки этих отраслей может стать перераспределение текущих субсидий в пользу этих предприятий. Таким образом, банковский сектор будет поддержан и компании получат подмогу.

Кроме того, есть необходимость рефинансирования этих предприятий и их оборотные средства будут увеличены. При наличии дешевых оборотных средств в период кризиса можно работать на склад и ждать лучших времен. При наработке производства и при наличии продукции, которую можно хранить долго, можно работать на склад и ждать выравнивания цены для дальнейших прибыльных продаж. Пищевая отрасль страдает еще и потому, что в стране присутствует неофициальный приграничный импорт – из России в Казахстан. И с этим нужно серьезно бороться. Для этого нужно наводить порядок на рынках и базарах – там усиливать контроль, поскольку такая нелегально привезенная продукция сбывается именно здесь. В этом нет нарушений закона, поскольку у нас с Россией единое экономическое пространство и нет необходимости растаможивать товары, но есть много других ограничений и мер, как, например, сертификация продукции. Таким образом, для наших производителей такие действия станут ощутимой поддержкой.

Необходимо проанализировать: какие налоговые послабления можно предоставить отечественным компаниям, которые нуждаются в поддержке? Например, предоставить квоту по НДС для пищевых компаний. Другой вариант – введение двойной ставки по НДС, по примеру России. Можно снизить НДС именно для тех отраслей, которые надо поддержать, и можно успешно это использовать. Конечно, государство пострадает по налоговым поступлениям, но такие меры поддержат наших пищевиков. Таких мер поддержки можно продумать и прописать множество – отдельно по каждой отрасли. Но отмечу, что зачастую инициативы профильных департаментов, которые прописывают подобные антикризисные программы, продвигаются недостаточно успешно и оперативно. Я уверен, что таких эффективных идей поддержки экономики в Казахстане немало, но на уровне исполнителей они просто все теряются. Слишком большая иерархия согласований и разрешительных процедур, а также чересчур много госкомпаний, которые регулируют рынок и участвуют в бизнесе. Не каждый чиновник переориентируется в бизнесмена. Госслужащий никогда не предпримет решительных действий в бизнесе, пока не получит несколько видов разрешений на реализацию идеи. Ментальность разная в управлении. Поэтому в Казахстане напрашивается новая тенденция сокращения государственного сектора в экономике.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.