Рынку офисной недвижимости по-прежнему не хватает качественных объектов. Предложений по аренде помещений в бизнес-центрах класса «В» и «С» более чем достаточно и заполняемость в них низкая. При этом молодое поколение бизнесменов предпочитает мини-офисы и коворкинги, и компании подстраиваются под эту тенденцию. Об этом игроки рынка офисной недвижимости рассказали во время презентации «Рынок недвижимости: первые итоги 2019 года», которую провела компания Colliers International Kazakhstan, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Одним из участников дискуссии, организованной Colliers International Kazakhstan, стал председатель правления Estate Management Company Аскар Билисбеков. Эта компания является одним из крупных отечественных держателей офисной недвижимости. На вопрос о том, как изменились предпочтения клиентов, Аскар Билисбеков ответил, что сегодня время арендаторов и они это прекрасно понимают. Они перестали смотреть на классификацию зданий и отдают свое предпочтение тем бизнес-центрам, где стоимость аренды более привлекательная. Даже крупные компании теперь во главу угла ставят цены.
Реальность меняется, и те, кто родился в начале 90-х годов, становятся предпринимателями нового формата, отметил в свою очередь второй участник беседы директор по управлению активами компании Mercury Properties Диас Галиев.
«Они работают небольшими командами, но при этом берут серьезные проекты на аутсорсинг, заключая контракты сроком на 4-5 лет», - добавил он.
Среди молодых стартаперов с их небольшими командами становятся популярными мини-офисы – это небольшие комнаты площадью 17-35 кв. м, где есть интернет, минимальный набор бытовой и офисной техники. Да и в штатах уже существующих компаний становится все больше молодых сотрудников с западным подходом к организации своего рабочего времени и пространства. Они могут работать в коворкингах, за барной стойкой, на пуфе. И ярким примером этих предпочтений является заполняемость коворкинг-пространства SmArt.Point Almaty. Поэтому компания Mercury Properties приобретает площади в этом же здании, пояснил Диас Галиев.
При этом спрос на офисную недвижимость в Алматы удовлетворен полностью, заметил Аскар Билисбеков. В городе уже сдано в эксплуатацию большое количество площадей, и они имеют низкую заполняемость. Несмотря на это, новые бизнес-центры продолжают строиться.
«Это специфика казахстанского бизнеса – отечественный крупный предприниматель считает, что лучшим инструментом для инвестиций с точки зрения доходности и надежности является недвижимость. Когда меня приглашают консультировать, я объясняю, что есть смысл строить бизнес-центры класса «А», потому что на них существует спрос, люди готовы платить», - рассказал он.
И есть хорошие возможности для реализации таких проектов, отметил он. Если раньше в Алматы земля и коммуникации дорого обходились предпринимателям, то сейчас акимат города стал очень гибкий, земли много - Фонд проблемных кредитов выносит участки на продажу. Вместе с тем стоимость строительства сейчас достаточно низкая. И развиваются такие партнерские проекты, в которые один участник заходит с землей, другой берет на себя затраты на строительство, рассказал Аскар Билисбеков.
Качественных офисных зданий в Алматы действительно не хватает, согласился с ним Диас Галиев. Но строить новые, по его мнению, нет смысла.
Кстати, инфраструктура в офисных зданиях тоже меняется. Паркинг всегда был актуальным вопросом для них.
«Но если пару лет назад мы понимали, что на 70 кв. м нужно одно парковочное место, то сейчас мы видим, что не все парковочные места загружены, потому что есть люди, которые приезжают на работу на самокатах, велосипедах», - рассказал он.
Даже первые руководители-иностранцы приезжают в офис на велосипедах, поэтому в одном из своих центров компания Mercury Properties организовала душевые комнаты, чтобы любители экологически чистых видов транспорта могли ими воспользоваться перед началом рабочего дня.
На вопрос о том, насколько с точки зрении бизнеса актуально наличие кафе, кофеен в офисных зданиях, Диас Галиев ответил, что этот сервис однозначно необходим.
«Такая инфраструктура, неважно, кафе это или вендинговый автомат по продаже еды, и качество определяют успешность бизнес-центра», - заметил он.