USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.46$
-0.180
BTC
98958.50$
+914.600

Время нефтяного доминирования заканчивается

Эксперт Михаил Юлкин - о трендах на энергетических рынках, декарбонизации и развитии инфраструктуры для электрокаров

Share
Share
Share
Tweet
Share
Время нефтяного доминирования заканчивается - Kapital.kz

На днях российские СМИ сообщили, что Финляндия ощутимо сократила закупки российской нефти. Новость неожиданная: Хельсинки фактически не имеет своей нефтедобычи. Большинство комментаторов сходятся во мнении, что это - следствие перехода европейских стран на зеленую энергетику. Если это так, то всем экспортерам черного золота, особенно тем, чей рынок в значительной мере лежит в Европе, а это, как известно, в том числе и Казахстан, стоит серьезно обратить внимание на эту историю: частный ли это случай, или проявление тенденции? Прокомментировал эту ситуацию известный российский эксперт, руководитель московского Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин.

На фото: руководитель Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин (г. Москва) - Kapital.kz

На фото: руководитель Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин (г. Москва)

- Михаил, в структуре выработки электроэнергии Финляндии нефть обеспечивает сравнительно немного, порядка 25%. Означает ли сокращение импорта из России, что финская энергетика быстро «зеленеет»? Если это так, то – факт значимый, учитывая, что речь идет о северной стране.

- Мне кажется, надо начинать разбирать эту ситуацию с другой стороны. Нефть это в основном не топливо для выработки электроэнергии, а топливо для транспорта. Поэтому снижение Финляндией закупок нефти в большей мере говорит о том, что что-то меняется в транспортном хозяйстве страны. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, сложно сказать – результат ли это декарбонизации экономики и транспорта, или влияние пандемии через снижение общего пробега транспорта. Эти два фактора сегодня трудно разделить. Но, да, возможно, что отчасти это уже переориентация автомобильного рынка Скандинавии на альтернативные виды транспорта. В любом случае перед нами очередной опыт задуматься, и не только про Финляндию, но и про будущее рынка углеводородов в целом. И об экспорте их из стран-производителей. Сегодня о климатической теме не говорит только ленивый, в том числе в контексте изменения структуры транспорта.

- Вы считаете, что «толкать» эти процессы будет, в первую очередь, не энергетика, а транспортная сфера?

- Все вместе, и энергетика, и коммунальная сфера, но транспорт быстрее. Посмотрите, как активно развивается электрический транспорт, и это не только Tesla. В некоторых странах электромобили уже доминируют в структуре продаж. В прошлом году лидером была Норвегия, где около 80% продаваемых авто уже были на электрической тяге. В Китае этот процесс идет очень быстро, в 2020 году уже было продано более миллиона. Там строятся мощности по выпуску 8 млн электромобилей в год. И все это показывает, что рынок нефти и нефтепродуктов, скорее всего, претерпит изменения, и от повышательной тенденции перейдет к стагнации или даже к падению.

- Все 2000-е годы, когда электромобили начали более-менее активно из стадии концепт-каров переходить в сегмент массовой продукции, критики говорили, что этот процесс надолго споткнется о слабую инфраструктуру…

- Вот! Главный вопрос в том, успевают ли производители с созданием заправочных сетей. Те, кто смотрит дальше своего носа, работают в этом направлении очень активно. В Китае за последнее время создано, в том числе и с участием государства, 800 тыс. заправочных станций! И эта работа продолжается. Европа немного в этом отстает, но тоже не стоит на месте. Огромные деньги предполагает вложить в развертывание инфраструктуры для зеленого транспорта новая американская администрация. В любом случае быстрый прогресс электротранспорта неизбежен: за 10 лет электромобиль подешевел на 88%, есть прогнозы, что в ближайшие 5-7 лет он подешевеет еще вдвое. И станет по цене абсолютно конкурентоспособен с автомобилями на ДВС. А то и дешевле. Это очень сильно стимулирует рост парка таких авто.

- Понятно, что это ударит по спросу на нефть. Но насколько продолжительно и сильно? Смогут ли экспортеры отразить такой удар?

- В последние два года мы видели примеры падающего спроса, но все же экспортерам удавалось договариваться о совместных действиях на рынке, поскольку существует мнение, что рано или поздно спрос вернется на прежний уровень. А декарбонизация показывает, что этого не будет. И даже наоборот, мы будем каждый год наблюдать снижение цен. И тут уже никакие договоренности в рамках ОПЕК или ОПЕК+ работать не будут, потому что они, по определению, эффективны тогда, когда надо «распределить груз» временных сложностей, но не постоянно. Не думаю, что эти структуры будут эффективным инструментом в условиях систематического снижения цен. Когда станет окончательно понятно, что время нефтяного доминирования на энергетическом рынке заканчивается, среди экспортеров начнется война всех против всех, и шансов выиграть больше будет у тех, у кого себестоимость добычи нефти ниже. Это не про Россию и не про Казахстан. Кронпринц Саудовской Аравии в этом году уже сказал, что, по-видимому, к 2030 году Россия из 11 млн баррелей в сутки, как это есть сегодня, хорошо, если будет поставлять на рынок 1 млн. Но не потому, что будут исчерпаны ресурсы, а потому, что на падающем рынке российская нефть не будет конкурентоспособной. Российские официальные лица с этим полемизируют, недавно было опубликовано заявление некоторых из них, что у нас хватит нефти надолго. Но речь шла не о том, хватит или нет, а о спросе на нее. Я склонен больше смысла видеть в словах саудита. Это все, конечно, в равной мере актуально и для Казахстана. 

Многие компании – BP, Total – тоже рисуют снижающиеся прогнозы, хотя спорят о сроках, но мы в любом случае говорим про это десятилетие. Это будет эпохальное событие. Но и другие энергетические рынки тоже находятся на грани нового тренда. Особенно это касается такого важного сырья для Казахстана и России, как уголь. Думаю, что ближайшая конференция по изменению климата в Глазго в значительной мере пройдет под знаком борьбы с углем. Такие попытки уже делались, но тогда угольщики смогли их отбить, а в этом году, на фоне фактического снижения потребления угля из-за пандемии, есть предпосылки, чтобы этот тренд закрепить, и получить в резолюции конференции, что с использованием угля пора заканчивать.

- А что про газ? У России это основной экспортируемый энергоноситель, у Казахстана, с расширением нефтедобычи, его объем тоже может, в принципе, вырасти.

- С газом тоже не просто. Видимо, еще определенное время он будет по-прежнему широко использоваться, но надо понимать, что и в этой сфере идут те же процессы. В Европе газ главным образом используется для отопления. Но принято принципиальное решение, что все новые проекты в сфере недвижимости должны реализовываться на основе зеленых энергоэффективных технологий. В основе этой инициативы лежит концепция энергопассивного дома. То есть такого, который не предъявляет спроса на энергию извне, а использует все возможные источники внутри себя, и, в частности, такую перспективную технологию, как тепловой насос. В Германии они сейчас строятся очень быстро, в больших количествах, и реновация существующего жилья тоже осуществляется с использованием этой технологии. Это фактически геотермальный источник, с использованием подземных вод. В России тоже был такой опыт, в городе Новошахтинске, но распространения не получил. А в Германии сегодня это доминирующая технология в сфере энергообеспечения зданий. Это означает, что в ближайшее время, с распространением этого опыта, мы будем наблюдать снижение спроса и на газ. На декарбонизацию европейцы готовы тратить деньги.

- Что на фоне этих, видимо, как показала та же история с Финляндией, ускоряющихся процессов, делать России и Казахстану?

- Перестать удивляться тому, как быстро это происходит, и попытаться встроиться в тренд. Реально заниматься диверсификацией экономики. Думаю, не так безнадежна ситуация, что в России, что в Казахстане. Но надо понять, что прошлого не вернуть, тот технологический уклад, который когда-то помог нашим странам подняться, уже канул в Лету, и надо искать себя в новых технологиях. Это зеленая энергетика, это зеленый водород. Казахстану, в первую очередь, надо что-то решать с углем – его роль в казахстанской экономике еще выше, чем в российской, и этим неизбежно придется заниматься. Иначе можно потерять доступ своей продукции на европейский рынок.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.