Серийный Rimac
Хорватская компания Rimac Automobili показала долгожданную серийную версию электрического гиперкара, ранее известного как C_Two. Теперь он называется Rimac Nevera - в честь урагана в родной Хорватии.
Дизайн купе образца 2018 года почти не изменился, но аэродинамическая эффективность повышена на 34% благодаря измененной конфигурации воздухозаборников, воздушных каналов и навесных элементов. Теперь Rimac использует активную аэродинамику: подвижным сделано не только антикрыло, но также задний диффузор, накладки под днищем и секция воздуховода в переднем обтекателе. В зависимости от режима движения электроника может менять прижимную силу четырехкратно, а в скоростной конфигурации коэффициент аэродинамического сопротивления Cd равен 0,3. Улучшена и система охлаждения: на высокой скорости она работает на 7% эффективнее прежней, а на низкой - на 30%.
В основе Rimac Nevera лежит монокок, и в компании гордятся, что это самая крупная цельная деталь из углепластика в автопроме, ведь, помимо обычной «ванны» салона, она включает крышу, задний подрамник и отсек для батареи. В монокок «вплавлено» 222 алюминиевые детали, весит он 200 кг, а его жесткость на кручение достигает впечатляющих 70 тыс. Нм/град.
Nevera имеет четыре электромотора (по одному на каждое колесо). Передние выдают по 340 л.с. и 280 Нм, задние - по 612 л.с. и 900 Нм. Суммарная отдача всей силовой установки - 1914 л.с. и 2360 Нм. У каждого мотора свой одноступенчатый редуктор.
Тяговая батарея емкостью 120 кВт/ч имеет T-образную форму и развитую систему жидкостного охлаждения. Инженеры выбрали не литий-ионный, а экзотический для автопрома литий-марганец-никелевый аккумулятор, который имеет более выгодные показатели энергообмена. Электросистема работает с напряжением 800 вольт, а предельная мощность зарядного устройства постоянного тока - 500 кВт. Это значит, что аккумулятор можно зарядить на 80% всего за 19 минут.
Конечно, есть система рекуперации (до 300 кВт), а еще собственная система R-AWTV 2 (Rimac's All-Wheel Torque Vectoring 2), которая позволяет управлять не только вектором тяги, но также заменяет АБС и ESP, варьируя нагрузку каждого мотора. На выбор есть семь ездовых режимов - от «дальнобойного» Range до хулиганского Drift.
В итоге Rimac Nevera снаряженной массой 2150 кг может ускориться до «сотни» за 1,85 секунды (!), а разгон до 300 км/ч укладывается в 9,3 секунды. Максимальная скорость - 412 км/ч, а заявленная дальность хода на одной зарядке - 550 км по циклу WLTP.
Автомобиль имеет двухрычажную подвеску всех колес с адаптивными амортизаторами, а одна из главных особенностей серийной версии - рулевой механизм «по проводам» без механической связи баранки с управляемыми колесами. Тормоза Brembo - с углерод-керамическими дисками диаметром 390 мм и 6-поршневыми механизмами.
Задуманный на стадии разработки автопилот четвертого уровня пока не готов, однако серийное купе будет иметь систему Driver Coach. Эта программа может обучить оптимальному прохождению некоторых известных гоночных трасс, включая построение траектории и работу тягой. «Железо» предусматривает тринадцать камер, двенадцать ультразвуковых датчиков, шесть радаров и чип Nvidia Pegasus. ПО будет готово в 2022 году, и уже выпущенные к тому времени машины смогут скачать его в рамках обновления «по воздуху».
Цена Rimac Nevera - 2 млн евро. На новой фабрике под Загребом будет собрано 150 машин, причем все они будут лично испытаны и подписаны основателем компании Мате Римацом. Тем временем Rimac уже ведет разработку электромобилей попроще.
Доработанный Czinger
Компания Czinger Vehicles из Калифорнии представила доработанный вариант своего гиперкара Czinger 21C.
Купе с тандемным расположением двух сидений стало заметно шире: теперь его ширина достигает 2050 мм. Судя по всему, это сделано ради повышения устойчивости. Вместе с раздавшимися колесными арками и порогами изменились и боковые зеркала.
Ради улучшения аэродинамики основательно перекроен обвес, увеличены передний сплиттер и боковые накладки, установлено новое антикрыло, изменена конфигурация заднего диффузора.
Расширенный кузов и дополнительное оперение увеличили снаряженную массу машины примерно на 70-80 кг (раньше было 1250 кг).
По технике изменений нет. Гибридная силовая установка включает бензиновый двигатель V8 битурбо объемом 2,9 литра с «плоским» коленвалом - он разработан компанией самостоятельно, установлен за сиденьями и может раскручиваться до 11 тысяч об/мин! Максимальная отдача достигает 950 л.с. и 746 Нм. ДВС приводит задние колеса через 7-ступенчатый «робот» с одним сцеплением. А каждое переднее колесо имеет собственный электромотор с индивидуальным управлением, причем электросистема здесь работает с напряжением 800 вольт. Общая мощность - 1250 л.с., но за доплату ее можно повысить до 1350 л.с.
Заявлено, что до 100 км/ч полноприводный Czinger 21C разгоняется всего за 1,9 секунды, порог 300 км/ч преодолевает за 8,5 секунды, а 400 км/ч разменивает за 21,3 секунды. С опционным обвесом максимальная скорость должна достичь 452 км/ч (прежде рассчитывали на 432 км/ч). Также заявлено, что на разгон до 300 км/ч и последующую полную остановку у гибрида уходит всего 13,8 секунды (изначально планировали 15 секунд), а на набор 400 км/ч и торможение до остановки - 27,1 секунды (против расчетных 29 секунд). Конечно, эти показатели еще предстоит подтвердить.
Тираж Czinger 21C - 80 экземпляров, цена - от 1,7 млн долларов. Производство товарных гиперкаров на фабрике в Лос-Анджелесе должно стартовать в нынешнем году.