История компании Philips началась с ХIХ века, когда выпускник политехнического университета Жерар Филипс решил разработать свою собственную технологию производства ламп накаливания, которая отличалась бы от обычной лампы Томаса Эдисона.
Жерар родился в 1853 году в небольшом голландском городке Зальтбоммель. Его отец Фредерик Филипс зарабатывал большие деньги на производстве сигар и продаже табака в Голландии и других странах. При этом Филипс-старший интересовался новинками и старался оборудовать свою фабрику по последнему слову техники. Интересный факт: Фредерик был двоюродным братом Карла Маркса.
Жерар унаследовал любовь отца к инновациям, после окончания школы он поступил в университет, где и увлекся электротехникой. Окончив его, Филипс получил диплом инженера и отправился в командировку в Глазго понаблюдать за установкой электрического освещения на одном из голландских кораблей. Филипс смог добиться разрешения продолжить изучать электричество в лаборатории лорда Кельвина в Глазго. Позже Жерар перешел в колледж наук и искусств в том же Глазго, где работал под началом профессора Джемисона и победил в британском конкурсе в сфере освещения, телеграфии и передачи энергии. Однако по непонятным причинам его вдруг потянуло в бизнес, Жерар стал представителем немецкого концерна AEG в Лондоне. В 1889 году Филипс переехал в Амстердам, сохранив должность в AEG. Жерар уже понял, что из него выйдет лучший изобретатель, чем торговый представитель.
Вскоре совместно с химиком-технологом Яном Ризом он создал первую лампочку с углеродной нитью, а спустя несколько месяцев довел ее ресурс до приемлемого значения. Тогда-то его и посетила мысль о создании собственной компании.
В 1891 году идея Жерар Филипс вместе с братом Антоном организовали в Эйндховене предприятие по производству ламп накаливания и других электрических изделий. Фабрика располагалась в непритязательном на вид арендованном помещении, мощность производства составляла 200 ламп в день, а в штате компании тогда работало 10 человек.
Лампы накаливания в то время были очень ходовым товаром, благодаря чему продукция «Электроламповые заводы Филипса» получила широкое распространение сначала в Нидерландах, а потом и по всей Европе. Уже в 1900 году на братьев Филипс работали 400 человек, а в 1910-м – 2 тыс. человек. Жерар и Антон создали на тот момент не только мощное производство, но и показали миру пример новых отношений в бизнесе. Деловые качества братьев были настолько высоко оценены королевой Вильгельминой, что она в 1916 году позволила им добавить к названию компании королевское «Royal», и с этого времени компания именовалась Royal Philips.
Одой из самых крупных сделок того времени стали поставки 50 тыс. ламп накаливания в Россию, контракт заключил Антон Филипс в 1898 году после поездки в Санкт-Петербург. В 1914 году компания открыла торговое представительство в столице России, и вскоре объем продаж достиг рекордного показателя – 2 млн штук в год. После революции представительство компании закрылось, но это не помешало росту популярности продукции Philips.
Филипсы обратили внимание на качественный скачок в сфере медицины, особо отметив изобретение рентгеновских лучей, и решили занять прочную позицию на рынке медтоваров. Еще одно важное событие для компании произошло в 1914 году: в Эйндховене созданы исследовательские лаборатории Philips NatLab. Это было отдельное подразделение в бизнесе компании, которое сохраняет независимость до сих пор. Возглавивший лаборатории доктор Гиллз Холст поощрял разработки и исследования в сфере рентген-аппаратов, радиоламп, фотоэлементов и радиосвязи.
В 1921 году Жерар Филипс ушел в отставку, передав управление брату. Антон успешно справлялся со своими обязанностями, постепенно укрепляя положение компании. В начале 1920-х годов Philips провела первые радиоразработки, в результате представила покупателям комплектующие детали для приемников. В 1927 году появился первый радиоприемник компании, а к 1932 году был продан почти миллион экземпляров.
1940-е годы прошли под знаком телевидения, и именно в тот период исследовательская лаборатория Philips приступила к активному тестированию телесигнала, а уже в 1928 году общественности был представлен первый телевизор, способный улавливать и отображать телесигнал. Компания внесла огромный вклад в развитие возможности записи, передачи и воспроизводства телевизионного изображения.
Поток удивительных идей и изделий продолжился и в 1970-е годы. Исследования в области осветительных приборов привели к созданию новых фотолюминисцентных и люминисцентных энергосберегающих ламп. Важные технические нововведения появились в сфере обработки, хранения и передачи изображения, звука и данных.
Первый кризис компания пережила во время Великой депрессии – за 3 года доходы Philips снизились почти в 6 раз, пришлось уволить треть сотрудников. Но даже в этих условиях работа по расширению и модернизации производства не прекращалась. Успешному выходу из кризиса способствовали по-прежнему высокое качество производимых товаров, а также новые изобретения, в сфере теле- и радиовещания.
Второй сложный период Philips пришелся на 1980-е годы, когда на рынке бытовой электроники громко заявили о себе крупные японские корпорации. Компания несла колоссальные убытки, тогда руководство отказалось от неперспективных направлений бизнеса и сократило часть административного персонала. Уже через 3 года Philips вернула потерянные позиции и даже стала наращивать объемы производства. Регулярные научные изыскания стали одним из главных факторов, обеспечивших долголетие компании.
Особенно крупных масштабов достигли исследования Philips в послевоенные годы, когда резкий рост промышленности просто обязывал компанию постоянно работать над улучшением своей продукции. Колоссальные инвестиции в научно-исследовательский отдел принесли свои плоды – компания стала выпускать огромный ассортимент товаров и единственная из европейских смогла на равных конкурировать с японскими производителями. На данный момент в структуре компании существует 30 конструкторских бюро и 4 системных лаборатории.
Эволюция товарного знака Philips четко отражает изменения вкусов и предпочтений людей с течением времени. В самом начале лого не было единообразным, о чем свидетельствуют совершенно разные изображения первых букв названия Philips & Co и слово Philips, выгравированное на цоколе ламп накаливания.
В 1898 году Антон Филипс захотел использовать в рекламных целях популярные в те времена открытки с изображением национальных голландских костюмов. На задней стороне открыток было написано Philips, а вокруг располагались светящиеся лампы, что по задумке олицетворяло современность и шик.
В конце 1920-х годов логотип начал приобретать привычные формы. Знаменитые волны и звезды на значке Philips впервые появились в 1926 году на упаковке радиоламп и звукозаписывающем устройстве Philigrah. Они символизировали радиоволны, а звезда – вечернее небо, по которому они проходили. В то время по вечерам семьи собирались у радиоприемников - послушать новости и развлекательные программы.
В 1930 году логотип принял узнаваемый нами сейчас вид – четыре звезды, три волны и круг изображались на радиоприемниках и граммофонах Philips. Эмблема, вписанная в круг, все чаще появлялась в рекламных материалах и на изделиях компании.
Производство быстро росло, возникла необходимость создания узнаваемого и в то же время уникального логотипа. Так в 1938 году появилась новая эмблема - в виде щита.
С недавних пор на первый план вышел слоган Philips, а эмблема наоборот ушла «в тень». Тем не менее вместе они составляют один из наиболее узнаваемых брендов мира.
До 1971 года концерном руководили члены семьи Филипс, последним из которых был Фриц Филипс (сын Антона), принявший на себя управление компанией в возрасте 25 лет. Во время Второй мировой войны за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами его арестовали, в послевоенные годы благодаря его политике семейная компания превратилась в ведущий мировой концерн. В 2005 году Фриц Филипс скончался в возрасте 101 года.
В 2001 году руководство Philips утвердило «Концепцию 2010», в рамках которой изменилась структура компании, было сформировано три основных сектора: здравоохранение, освещение и потребительские товары.
В 2020 году спрос на профессиональное медицинское оборудование Philips существенно вырос в связи с пандемией коронавируса. Особенно это касается техники для диагностической визуализации, аппаратов искусственной вентиляции легких, а также приборов для контроля за состоянием пациентов, отмечают в компании. В связи с этим Philips инвестировала более 100 млн евро в расширение производства данной продукции в тесном сотрудничестве с поставщиками и партнерами. В то же время спрос на товары для персонального ухода резко упал.
Чистая прибыль нидерландского производителя в первом квартале, на который пришлось начало кризиса, вызванного коронавирусом, упала в 4,2 раза – до 39 млн евро по сравнению со 162 млн евро за аналогичный период предыдущего года.