USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
89255.00$
-1258.700

Продюсер Александр Шапиро: В Голливуде все строится на личных отношениях

Особенности киноиндустрии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Продюсер Александр Шапиро: В Голливуде все строится на личных отношениях- Kapital.kz

Гостем кинофестиваля «Евразия», прошедшего в Нур-Султане в начале июля, стал голливудский продюсер Александр Шапиро. Он дал интересный мастер-класс, где рассказал об особенностях бизнеса в американской киноиндустрии: почему сейчас стали популярны стриминговые платформы, от чего кинопрокат станет беднее и что нужно сделать, чтобы в Казахстан приехали сниматься звезды класса «А». Мы зафиксировали самое интересное.

Александр Шапиро – исполнительный директор QED International Covert Media, это продюсерская компания, запускающая фильмы с топовыми голливудскими актерами. Он также является управляющим директором венчурного фонда Media Content Capital, специализирующейся на инвестициях в медийный и развлекательный бизнес.

- Александр, вы говорили, что никогда не имели отношения к кино, но, оказавшись в Америке, устроились работать не куда-нибудь, а в Warner Bros.? Как это получилось?

- Я действительно никогда не занимался кино, я по образованию инженер-технолог, кандидат наук по микроэлектронике. Но, приехав в Лос-Анджелес из Москвы, оказался в гуще этой индустрии. Это было время после развала СССР, и Голливуд посчитал, что скоро у них будет большой бизнес в России. Они искали человека со знанием русского языка, и им оказался я. Моя первая должность была связана с развитием международного бизнеса, и мне доверили представлять компанию в странах Восточной Европы, на Ближнем Востоке, в Северной Африке. Я открыл для киностудии такие территории как Китай, Вьетнам, Россия. Затем я окончил бизнес-школу в Лос-Анджелесе и перешел в подразделение компании, которое занимается строительством кинотеатров. Одно время Warner Bros. была второй кинокомпанией в мире, у которой было самое большое количество своих кинотеатров.

- И до сих пор так?

- Нет, в 2006 году Warner Bros. решила закрыть все свои кинотеатры и стала ориентироваться только на создание контента. Не знаю, насколько это было правильное решение, но что сделано, то сделано. Семь лет тому назад мы вместе с партнерами решили организовать свой инвестиционный фонд, проекты которого также связаны с кино, мы инвестируем в кино и создаем фильмы, мы делали проекты: «Ярость» с Брэдом Питтом, «Дедушки легкого поведения» с Де Ниро, «Саботаж» с Шварценеггером. Были у нас фильмы с Вуди Алленом, Брюсом Уиллисом, то есть мы занимаемся большим прокатным кино, средний бюджет наших лент - от 4 млн до 80 млн долларов. Из последних наших проектов – это фильм «Офелия» с Дэйзи Ридли, который рассказывает шекспировскую историю с точки зрения этой героини.

- То, что вы нашли свое место в Голливуде, это случайность? Насколько сложно там нашему человеку?

- В моем случае это была чистая случайность. Но сейчас, наверное, легче, нет каких-то жестких границ, как раньше, можно найти работу и в Голливуде, нужно только нестандартно мыслить, и если вы можете предложить сценарии с новыми идеями или какие-то уникальные визуальные эффекты, то, думаю, у вас там вполне может сложиться хорошее будущее. В этом мире все возможно.

- До настоящей индустрии нам пока далеко, как вы считаете, какие сферы нам стоит развивать в первую очередь?

- Сложно ответить кратко. Но я вижу, что у вас очень много талантливой молодежи, которая готова трудиться. Мне кажется, вам имеет смысл попробовать развивать специалистов в таких направлениях, как анимация или визуальные эффекты, или какие-то специальности, связанные с процессом постпродакшна, ведь все это можно делать на расстоянии. Это очень удобно. Кроме того, нужно участвовать во всех фестивалях, рынках и развивать личные взаимоотношения, во всяком случае, в Голливуде весь бизнес строится в первую очередь на личном контакте.

- Как вы считаете, какие проекты нам нужны, чтобы в Казахстан приехали большие голливудские звезды?

- Для того чтобы к вам приехали звезды класса «А», нужны соответствующие проекты. А чтобы такие проекты были, у вас должна быть индустрия, как минимум высокопрофессиональные люди, которые могут стать частью кинокоманды и смогут взять на себя функции помощников режиссера, оператора, художника и так далее. Что должно быть еще? Масса всего. Вот, к примеру, некоторые страны привлекают кинопроизводителей тем, что у них система рибейта, то есть возврата потраченных средств, действует даже в отношении гонораров команды, в том числе актерам. Если это топовый актер, который получает за проект в миллионах, то это очень большая и привлекательная для производителей сумма получается. Я не говорю, что вы это должны обязательно внедрить, я просто рассказываю о том, как бывает.

- Как вы знаете, в Казахстане уже принят закон о кино, предполагающий эти самые рибейты, но насколько она будет реально работать?

- Понимаете, система рибейта сейчас очень популярна во всем мире, к примеру, в Америке такое возвращение средств предусмотрено в 37 штатах, а почему? Это удобно и выгодно - люди приезжают тратить деньги к вам, при этом не требуют от государства никакой социальной поддержки, для них не нужно строить сады, школы, больницы. Но, как говорят американцы, дьявол кроется в деталях. Что нужно сделать, чтобы приехали тратить деньги именно в вашу страну? Это большой вопрос. Нужно думать, как их привлечь. К примеру, в Ирландии по закону можно вернуть 32 процента, и при этом лимита не существует – если потрачено 100 млн долларов, то 32 млн из них будет возвращено производителю. В некоторых провинциях Канады возвращают до 60 процентов. Кстати, именно ведь Канада одной из первых внедрила эту систему, и посмотрите, как там сейчас процветает индустрия.

- Говорят, в Чехии тоже запускали систему рибейтов, но сразу у них не получилось, почему?

- Зато когда они обучили людей и подготовили целое поколение профессионалов, проекты пошли. На первые две-три картины вам нужно людей сюда заманить, а когда процесс будет запущен, уже можно будет о чем-то говорить. А вот чем привлекать? Опять же говорю, надо думать, может быть, стоит им предложить бесплатный перелет к вам, или проживание в отелях, или еще что-то. Некоторые страны вводят дополнительно рибейты на отдельные этапы кинопроизводства, например, на постпродакшн. Это поможет вырастить высококлассных специалистов в области анимации и компьютерных эффектов.

- А если привлекать большие голливудские франшизы в страну, поедут? Говорили, что у нас чуть ли не «Стражи Галактики» будут снимать….

- Там не все так просто – производство такого рода фильмов это очень длинный процесс, и нужно все делать заранее, за года 2-3. Вот вам пример - наш самый быстрый с точки зрения времени производства фильм был «Ярость» с Брэдом Питтом, и он у нас занял 2 года. Ровно столько прошло от обсуждения сценария до запуска съемочного процесса.

- У нас любят снимать исторические фильмы с надеждой, что у картины будет международный прокат, как вы оцениваете потенциал таких картин на мировом рынке?

- Потенциал у таких фильмов есть. И даже если они недостаточно интересны для кинотеатрального проката, ведь там основная аудитория - это молодежь от 18 до 25 лет, то стриминговые платформы и независимые телеканалы они могут заинтересовать. Вот «Игра престолов», сериал, который выпускает HBO, чем вам не исторический проект? Хотя он, конечно, таковым не является, но это близко, а людям такое интересно. Лично я считаю, что национальных фильмов с каждым годом будет становиться больше, границы постепенно стираются, и такие картины будут все больше востребованы людьми, живущими в других странах.

- Сейчас все говорят об успехе стриминговых платформ, способны ли они, по-вашему, изменить карту мирового кинотеатрального проката?

- Она уже изменилась. По данным прошлого года, в Америке кинотеатральный прокат уменьшился на 10 процентов, и это сокращение доли независимого кино, которое снято за 3-4-5 млн долларов. Понятно, что ситуация с глобальными проектами вроде «Мстителей» и «Звездных войн» не изменится – оно останется в прокате. А вот проектам поменьше в прокате уже сложно, они уходят на стриминговые платформы, и в итоге их можно посмотреть дома. К тому же кинотеатральный прокат очень зависит от сезона, а на платформах спрос круглогодичный.

- Как вы оцениваете выход новой платформы у Disney? Сможет ли она превзойти сегодняшних лидеров, тот же Netflix?

- Давайте я вам расскажу об истории создания Netflix, чтобы у вас все встало на свои места. Компания Netflix начиналась как служба доставки DVD по почте – за абонентскую плату в 10 долларов в месяц пользователи могли иметь на руках 2 DVD-диска на руках одновременно, а если фильм уже отсмотрен, то можно было отослать диск обратно по почте и получить вместо него другой. Идея Netflix оказалась настолько хороша, что, только появившись, компания похоронила знаменитую в то время компанию, владеющую сетью видеосалонов Blockbuster с капитализацией 3 млрд долларов. Платформа развивалась, им нужно было больше контента, и они заключили сделку с компанией Show Time, у которой были права на контент компании Disney на разных платформах.Они продали стриминговые права за 20 млн долларов, и им казалось, что это хорошая сделка, но уже через 2 года когда Netflix перезаключили сделку и она уже стоила 200 млн долларов. То есть выросла в 10 раз.

- В прошлом году Netflix была признана самой дорогой медиакомпанией с капитализацией в 153 млрд долларов…

- Да, подписка у них недорогая – около 10-11 долларов в месяц, при этом около 140 млн подписчиков. Получается, что ежемесячно у них есть 1,4 млрд, а за год это 28 млрд. Поэтому компания решила тратить на создание своего оригинального контента – сериалов, кино, они на это тратят не меньше 8 млрд. Компания растет, открывает представительства по всему миру – сейчас у них офис в Лондоне, где работает 160 человек, а к концу года будет 200, у них в Испании около 300 сотрудников, они активно развивают локальный контент, и вскоре за ними будет не угнаться.

- А ведь не только Disney, но и другие киностудии решили строить собственные платформы, как думаете, смогут угнаться за Netflix?

- После того как киностудии поняли, какие колоссальные деньги делает Netflix на их контенте, все оценили потенциал таких платформ. Ведь капитализация этой компании превзошла капитализацию даже Disney – а ведь у тех не только производство фильмов, включая знаменитые франшизы «Звездных войн» и «Мстителей», но и отели, тематические парки, производство игрушек и прочее. Конечно, Disney сейчас еще больше укрепил свои позиции, у них теперь Fox и все фильмы Marvel, но им не хватает своей платформы, и с ноября они собираются ее запустить, подписка будет дешевле, чем у Netflix - 6.99 долларов. Теперь в эту гонку – у кого будет успешнее стриминговая платформа, уже включились и другие киностудии и компании: Warnrer Bros., и NBC Universal и др. Но сколько соревнование продлится, мы пока не понимаем.В любом случае, это очень хорошо для креативного класса, в том числе и для вас как для неизвестного пока производителя контента, ведь появляется много потенциальных покупателей.

- В Голливуде все проекты наверняка тщательно просчитываются до запуска, но бывает ли там разница между первоначальным бюджетом и финальным? Насколько она большая?

- Хороший вопрос. Отвечу шире. В нашу компанию поступает от 10 до 15 сценариев каждую неделю. Есть проекты, которые уже привлекли актеров, и те согласны на съемки, есть сценарии, которые уже имеют режиссеров, есть просто сценарии без какой-либо команды. И задача редакционного отдела найти тот самый сценарий, который принесет хорошую прибыль. После того как мы выбираем сценарий, мы примерно прикидываем бюджет – гонорары актеров, условия съемки, ведь некоторые проекты возможны, если снимать только в определенном месте, например, нужен Новый Орлеан и крокодилы, мы это ищем. Если проект высокобюджетный, то за финансированием мы идем в банк, банк берет страховку, которая гарантирует, что если у проекта возникнут проблемы, то она будет решена – чтобы не было простоя, могут как вариант там, например, заменить режиссера или оператора.

- Не совсем понятно, как это работает.

- Попытаюсь объяснить: бюджет фильма нужно защитить не только в банке, но и перед страховой компанией, которая заверяет: да, бюджет рассчитан правильно, и если возникнет проблема, то мы берем на себя разницу и дадим недостающую сумму. Получается, банк нам дает деньги не все сразу, а порционно, а в случае какого-то замедления процесса тут же начинает включаться страховая компания. Она берет на себя все риски. Это я к чему говорю? При такой правильно работающей схеме выйти за рамки бюджета практически невозможно.

- И работают там так четко, что никогда не требуется дополнительных инвестиций?

- Нет, почему же, бывают – если случается форс-мажор, например, травмировался актер или резко поменялась погода, процесс останавливается, а это деньги. Или после финального монтажа устраивают тестовые скрининги, а людям категорически не нравится показанное, нужно переснимать, а это опять таки деньги. У нас так вышло с "Саботажем", где мы снимали Шварценеггера. Оказалось, что его аудитория не готова его видеть отрицательным героем, это не было воспринято. Конечно, надо быть готовым в любое время внести дополнительные инвестиции.

- Правда, что голливудские проекты, даже те, кто не собрал ожидаемую кассу, все равно со временем отбиваются?

- Все зависит от сумм – насколько недобрал. Просто если раньше доход фильма считался по большому счету от выхода в кинотеатры, то теперь существует масса других медийных источников: телевизионные каналы, онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы, даже те же DVD и кассеты, доходы от мерчендайзинга и прочее. Так что сумма собирается приличная.

- Видите ли вы какой-нибудь новый тренд на рынке кино?

- Сейчас станет популярным производство короткого контента на 7-10 минут, который можно будет посмотреть на мобильных устройствах. Пока это самое очевидное.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
9343
Данияр Алшинов: Все больше частных инвесторов рассматривают кино как объект инвестирования

Известный казахстанский актер рассказал о своем новом проекте «Украсть свои деньги», а также о том, с какими трудностями сталкивается отечественная киноиндустрия

Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.