Гостем кинофестиваля «Евразия», прошедшего в Нур-Султане в начале июля, стал голливудский продюсер Александр Шапиро. Он дал интересный мастер-класс, где рассказал об особенностях бизнеса в американской киноиндустрии: почему сейчас стали популярны стриминговые платформы, от чего кинопрокат станет беднее и что нужно сделать, чтобы в Казахстан приехали сниматься звезды класса «А». Мы зафиксировали самое интересное.
Александр Шапиро – исполнительный директор QED International Covert Media, это продюсерская компания, запускающая фильмы с топовыми голливудскими актерами. Он также является управляющим директором венчурного фонда Media Content Capital, специализирующейся на инвестициях в медийный и развлекательный бизнес.
- Александр, вы говорили, что никогда не имели отношения к кино, но, оказавшись в Америке, устроились работать не куда-нибудь, а в Warner Bros.? Как это получилось?
- Я действительно никогда не занимался кино, я по образованию инженер-технолог, кандидат наук по микроэлектронике. Но, приехав в Лос-Анджелес из Москвы, оказался в гуще этой индустрии. Это было время после развала СССР, и Голливуд посчитал, что скоро у них будет большой бизнес в России. Они искали человека со знанием русского языка, и им оказался я. Моя первая должность была связана с развитием международного бизнеса, и мне доверили представлять компанию в странах Восточной Европы, на Ближнем Востоке, в Северной Африке. Я открыл для киностудии такие территории как Китай, Вьетнам, Россия. Затем я окончил бизнес-школу в Лос-Анджелесе и перешел в подразделение компании, которое занимается строительством кинотеатров. Одно время Warner Bros. была второй кинокомпанией в мире, у которой было самое большое количество своих кинотеатров.
- И до сих пор так?
- Нет, в 2006 году Warner Bros. решила закрыть все свои кинотеатры и стала ориентироваться только на создание контента. Не знаю, насколько это было правильное решение, но что сделано, то сделано. Семь лет тому назад мы вместе с партнерами решили организовать свой инвестиционный фонд, проекты которого также связаны с кино, мы инвестируем в кино и создаем фильмы, мы делали проекты: «Ярость» с Брэдом Питтом, «Дедушки легкого поведения» с Де Ниро, «Саботаж» с Шварценеггером. Были у нас фильмы с Вуди Алленом, Брюсом Уиллисом, то есть мы занимаемся большим прокатным кино, средний бюджет наших лент - от 4 млн до 80 млн долларов. Из последних наших проектов – это фильм «Офелия» с Дэйзи Ридли, который рассказывает шекспировскую историю с точки зрения этой героини.
- То, что вы нашли свое место в Голливуде, это случайность? Насколько сложно там нашему человеку?
- В моем случае это была чистая случайность. Но сейчас, наверное, легче, нет каких-то жестких границ, как раньше, можно найти работу и в Голливуде, нужно только нестандартно мыслить, и если вы можете предложить сценарии с новыми идеями или какие-то уникальные визуальные эффекты, то, думаю, у вас там вполне может сложиться хорошее будущее. В этом мире все возможно.
- До настоящей индустрии нам пока далеко, как вы считаете, какие сферы нам стоит развивать в первую очередь?
- Сложно ответить кратко. Но я вижу, что у вас очень много талантливой молодежи, которая готова трудиться. Мне кажется, вам имеет смысл попробовать развивать специалистов в таких направлениях, как анимация или визуальные эффекты, или какие-то специальности, связанные с процессом постпродакшна, ведь все это можно делать на расстоянии. Это очень удобно. Кроме того, нужно участвовать во всех фестивалях, рынках и развивать личные взаимоотношения, во всяком случае, в Голливуде весь бизнес строится в первую очередь на личном контакте.
- Как вы считаете, какие проекты нам нужны, чтобы в Казахстан приехали большие голливудские звезды?
- Для того чтобы к вам приехали звезды класса «А», нужны соответствующие проекты. А чтобы такие проекты были, у вас должна быть индустрия, как минимум высокопрофессиональные люди, которые могут стать частью кинокоманды и смогут взять на себя функции помощников режиссера, оператора, художника и так далее. Что должно быть еще? Масса всего. Вот, к примеру, некоторые страны привлекают кинопроизводителей тем, что у них система рибейта, то есть возврата потраченных средств, действует даже в отношении гонораров команды, в том числе актерам. Если это топовый актер, который получает за проект в миллионах, то это очень большая и привлекательная для производителей сумма получается. Я не говорю, что вы это должны обязательно внедрить, я просто рассказываю о том, как бывает.
- Как вы знаете, в Казахстане уже принят закон о кино, предполагающий эти самые рибейты, но насколько она будет реально работать?
- Понимаете, система рибейта сейчас очень популярна во всем мире, к примеру, в Америке такое возвращение средств предусмотрено в 37 штатах, а почему? Это удобно и выгодно - люди приезжают тратить деньги к вам, при этом не требуют от государства никакой социальной поддержки, для них не нужно строить сады, школы, больницы. Но, как говорят американцы, дьявол кроется в деталях. Что нужно сделать, чтобы приехали тратить деньги именно в вашу страну? Это большой вопрос. Нужно думать, как их привлечь. К примеру, в Ирландии по закону можно вернуть 32 процента, и при этом лимита не существует – если потрачено 100 млн долларов, то 32 млн из них будет возвращено производителю. В некоторых провинциях Канады возвращают до 60 процентов. Кстати, именно ведь Канада одной из первых внедрила эту систему, и посмотрите, как там сейчас процветает индустрия.
- Говорят, в Чехии тоже запускали систему рибейтов, но сразу у них не получилось, почему?
- Зато когда они обучили людей и подготовили целое поколение профессионалов, проекты пошли. На первые две-три картины вам нужно людей сюда заманить, а когда процесс будет запущен, уже можно будет о чем-то говорить. А вот чем привлекать? Опять же говорю, надо думать, может быть, стоит им предложить бесплатный перелет к вам, или проживание в отелях, или еще что-то. Некоторые страны вводят дополнительно рибейты на отдельные этапы кинопроизводства, например, на постпродакшн. Это поможет вырастить высококлассных специалистов в области анимации и компьютерных эффектов.
- А если привлекать большие голливудские франшизы в страну, поедут? Говорили, что у нас чуть ли не «Стражи Галактики» будут снимать….
- Там не все так просто – производство такого рода фильмов это очень длинный процесс, и нужно все делать заранее, за года 2-3. Вот вам пример - наш самый быстрый с точки зрения времени производства фильм был «Ярость» с Брэдом Питтом, и он у нас занял 2 года. Ровно столько прошло от обсуждения сценария до запуска съемочного процесса.
- У нас любят снимать исторические фильмы с надеждой, что у картины будет международный прокат, как вы оцениваете потенциал таких картин на мировом рынке?
- Потенциал у таких фильмов есть. И даже если они недостаточно интересны для кинотеатрального проката, ведь там основная аудитория - это молодежь от 18 до 25 лет, то стриминговые платформы и независимые телеканалы они могут заинтересовать. Вот «Игра престолов», сериал, который выпускает HBO, чем вам не исторический проект? Хотя он, конечно, таковым не является, но это близко, а людям такое интересно. Лично я считаю, что национальных фильмов с каждым годом будет становиться больше, границы постепенно стираются, и такие картины будут все больше востребованы людьми, живущими в других странах.
- Сейчас все говорят об успехе стриминговых платформ, способны ли они, по-вашему, изменить карту мирового кинотеатрального проката?
- Она уже изменилась. По данным прошлого года, в Америке кинотеатральный прокат уменьшился на 10 процентов, и это сокращение доли независимого кино, которое снято за 3-4-5 млн долларов. Понятно, что ситуация с глобальными проектами вроде «Мстителей» и «Звездных войн» не изменится – оно останется в прокате. А вот проектам поменьше в прокате уже сложно, они уходят на стриминговые платформы, и в итоге их можно посмотреть дома. К тому же кинотеатральный прокат очень зависит от сезона, а на платформах спрос круглогодичный.
- Как вы оцениваете выход новой платформы у Disney? Сможет ли она превзойти сегодняшних лидеров, тот же Netflix?
- Давайте я вам расскажу об истории создания Netflix, чтобы у вас все встало на свои места. Компания Netflix начиналась как служба доставки DVD по почте – за абонентскую плату в 10 долларов в месяц пользователи могли иметь на руках 2 DVD-диска на руках одновременно, а если фильм уже отсмотрен, то можно было отослать диск обратно по почте и получить вместо него другой. Идея Netflix оказалась настолько хороша, что, только появившись, компания похоронила знаменитую в то время компанию, владеющую сетью видеосалонов Blockbuster с капитализацией 3 млрд долларов. Платформа развивалась, им нужно было больше контента, и они заключили сделку с компанией Show Time, у которой были права на контент компании Disney на разных платформах.Они продали стриминговые права за 20 млн долларов, и им казалось, что это хорошая сделка, но уже через 2 года когда Netflix перезаключили сделку и она уже стоила 200 млн долларов. То есть выросла в 10 раз.
- В прошлом году Netflix была признана самой дорогой медиакомпанией с капитализацией в 153 млрд долларов…
- Да, подписка у них недорогая – около 10-11 долларов в месяц, при этом около 140 млн подписчиков. Получается, что ежемесячно у них есть 1,4 млрд, а за год это 28 млрд. Поэтому компания решила тратить на создание своего оригинального контента – сериалов, кино, они на это тратят не меньше 8 млрд. Компания растет, открывает представительства по всему миру – сейчас у них офис в Лондоне, где работает 160 человек, а к концу года будет 200, у них в Испании около 300 сотрудников, они активно развивают локальный контент, и вскоре за ними будет не угнаться.
- А ведь не только Disney, но и другие киностудии решили строить собственные платформы, как думаете, смогут угнаться за Netflix?
- После того как киностудии поняли, какие колоссальные деньги делает Netflix на их контенте, все оценили потенциал таких платформ. Ведь капитализация этой компании превзошла капитализацию даже Disney – а ведь у тех не только производство фильмов, включая знаменитые франшизы «Звездных войн» и «Мстителей», но и отели, тематические парки, производство игрушек и прочее. Конечно, Disney сейчас еще больше укрепил свои позиции, у них теперь Fox и все фильмы Marvel, но им не хватает своей платформы, и с ноября они собираются ее запустить, подписка будет дешевле, чем у Netflix - 6.99 долларов. Теперь в эту гонку – у кого будет успешнее стриминговая платформа, уже включились и другие киностудии и компании: Warnrer Bros., и NBC Universal и др. Но сколько соревнование продлится, мы пока не понимаем.В любом случае, это очень хорошо для креативного класса, в том числе и для вас как для неизвестного пока производителя контента, ведь появляется много потенциальных покупателей.
- В Голливуде все проекты наверняка тщательно просчитываются до запуска, но бывает ли там разница между первоначальным бюджетом и финальным? Насколько она большая?
- Хороший вопрос. Отвечу шире. В нашу компанию поступает от 10 до 15 сценариев каждую неделю. Есть проекты, которые уже привлекли актеров, и те согласны на съемки, есть сценарии, которые уже имеют режиссеров, есть просто сценарии без какой-либо команды. И задача редакционного отдела найти тот самый сценарий, который принесет хорошую прибыль. После того как мы выбираем сценарий, мы примерно прикидываем бюджет – гонорары актеров, условия съемки, ведь некоторые проекты возможны, если снимать только в определенном месте, например, нужен Новый Орлеан и крокодилы, мы это ищем. Если проект высокобюджетный, то за финансированием мы идем в банк, банк берет страховку, которая гарантирует, что если у проекта возникнут проблемы, то она будет решена – чтобы не было простоя, могут как вариант там, например, заменить режиссера или оператора.
- Не совсем понятно, как это работает.
- Попытаюсь объяснить: бюджет фильма нужно защитить не только в банке, но и перед страховой компанией, которая заверяет: да, бюджет рассчитан правильно, и если возникнет проблема, то мы берем на себя разницу и дадим недостающую сумму. Получается, банк нам дает деньги не все сразу, а порционно, а в случае какого-то замедления процесса тут же начинает включаться страховая компания. Она берет на себя все риски. Это я к чему говорю? При такой правильно работающей схеме выйти за рамки бюджета практически невозможно.
- И работают там так четко, что никогда не требуется дополнительных инвестиций?
- Нет, почему же, бывают – если случается форс-мажор, например, травмировался актер или резко поменялась погода, процесс останавливается, а это деньги. Или после финального монтажа устраивают тестовые скрининги, а людям категорически не нравится показанное, нужно переснимать, а это опять таки деньги. У нас так вышло с "Саботажем", где мы снимали Шварценеггера. Оказалось, что его аудитория не готова его видеть отрицательным героем, это не было воспринято. Конечно, надо быть готовым в любое время внести дополнительные инвестиции.
- Правда, что голливудские проекты, даже те, кто не собрал ожидаемую кассу, все равно со временем отбиваются?
- Все зависит от сумм – насколько недобрал. Просто если раньше доход фильма считался по большому счету от выхода в кинотеатры, то теперь существует масса других медийных источников: телевизионные каналы, онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы, даже те же DVD и кассеты, доходы от мерчендайзинга и прочее. Так что сумма собирается приличная.
- Видите ли вы какой-нибудь новый тренд на рынке кино?
- Сейчас станет популярным производство короткого контента на 7-10 минут, который можно будет посмотреть на мобильных устройствах. Пока это самое очевидное.