Великий шелковый путь. Что мы о нем знаем? Воображение рисует бескрайнее песчаное море знойной пустыни. Рассекая барханы, словно волны, бредут по ней нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами… Но это лишь часть истории. Великий шелковый путь протянулся на тысячи километров, ведя караваны и по палящим пустыням, и по живописным оазисам, и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации. Немало разрушительных войн, пожаров и голода видели древние города, расположенные вдоль Шелкового пути. Это грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.
Каким он был?
Обратимся к увлекательной истории Шелкового пути, пролегающего по территории современного Казахстана.
На территории Казахстана Великий шелковый путь брал свое начало у границ Китая. Купцы Поднебесной везли через казахские степи на Запад, в Европу, шелк, оружие, лекарственные препараты, рис, а также экзотические для того времени товары, например, слоновьи бивни. Степные правители предлагали свои услуги по обеспечению безопасности торговых караванов, взамен требуя некоторую долю товара или звонкую монету. Так появились оброки, или, по-современному, налоги и таможенные платежи.
Основная трасса Великого шелкового пути по территории Казахстана пролегала через юг страны, от границы Китая торговые караваны двигались через города Сайрам, Ясы, Отрар, Тараз далее в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и оттуда в Европу. Все эти города обязаны своим появлением именно торговцам, которые, преодолевая громадные казахские степи, устраивали остановки, превращавшиеся в караван-сараи, а те в свою очередь — в поселения, которые со временем разрастались в города.
В основном трасса Шелкового пути в этом регионе пролегала через Семиречье и Южный Казахстан. Первое оживление этого участка происходит во второй половине VI в., когда Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата — огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI века каганат распался на две части: Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский. Центром Западно-Тюркского каганата становится Семиречье со столицей в городе Суябе. В Семиречье возникает целый ряд новых городов, а на юге Казахстана усиливается рост тех городов, которые оказались на самой трассе Шелкового пути или были связаны с ним торговыми отношениями. Наиболее крупными из них были Суяб, Тараз и Испиджаб.
Шелковый путь через Семиречье и Южный Казахстан функционировал вплоть до XIV века, до тех пор, пока междоусобицы и войны не разрушили города. Последнее оживление приходится на середину XIII века, когда по нему двигались торговые и дипломатические посольства в Каракорум — столицу Монгольской империи.
Тараз — город купцов
Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе с Земархом. Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов. На сегодняшний день Тараз — город одновременно и очень древний, и очень современный. Его по праву можно назвать историческим центром Казахстана.
Туристам, посещающим древний и молодой город Тараз, есть что посмотреть. Прекрасно сохранились караван-сараи и ремесленные мастерские, склады и лавки торговцев. Непосредственно в городе есть два мавзолея, напоминающие о богатом наследии прошлого.
Один из них — мавзолей Аулие-Ата Карахан, построенный в XI веке над могилой одного из правителей династии караханидов. Мавзолей представляет собой портально-купольную структуру, стены постройки возведены из кирпича-сырца эпохи караханидов. В мавзолее сохранилось оригинальное каменное надгробие. Второй мавзолей — Ша-Мансур — возведен в XIII веке. Он был построен над могилой одного из наместников монгольского хана, погибшего в 1262 году. Об этом свидетельствуют надписи, сохранившиеся на каменной плите. В 18 км от Тараза, в селе Айша-биби, расположились друг напротив друга еще два древних архитектурных и исторических памятника, которые представляют особый интерес как для ученых-исследователей, так и для туристов. Мавзолей Бабаджа-Хатун построен в XI веке. Этот архитектурный памятник знаменит своим уникальным шестнадцатиреберным коническим куполом. Второй — мавзолей Айша-Биби, датируемый XII столетием. Это единственное в Казахстане строение, полностью покрытое резными терракотовыми плитками, богато украшенными 60 видами узоров и надписей. Капители и колонны выполнены из терракотовых блоков, покрытых, как и все стены, богатой росписью этнических узоров. На одной из башен в углу мавзолея Айша-Биби сохранились вырезанные слова из древнего двустишия: «Осень… Облака… Земля прекрасна».
Руины Джамуката
Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в. Развалины Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Жамбыла, на правом берегу реки Талас, напротив села Михайловка. Сегодня же его развалины называются Костобе — Двойной бугор. Упоминаемый в исторических источниках Костобе, как и многие другие древние города Казахстана, долгое время находился под толщей земли в неопределенном месте и был практически забыт. И дело даже не в том, что его не могли найти, просто не там искали. Пока востоковед, тюрколог и историк Василий Бартольд не доказал, что он находился в Таласской долине и его необходимо отождествлять с Джамукатом.
Установлено, что город находился на отрезке Великого шелкового пути, отходившего от Тараза вниз, вдоль реки на север в Центральный и Восточный Казахстан. Арабский географ Мухаммед ибн Ахмед-ал-Макдиси, побывавший во всех мусульманских странах, характеризовал его как большой город, обнесенный крепостной стеной, у которого есть соборная мечеть и рынки, раскинувшиеся на территории рабада. Общая конструкция Костобе особо не отличалась от городов того времени и состояла из цитадели, шахристана и рабада. Сегодня его руины можно увидеть восточнее села Сарыкемер Байзакского района.
Древний Сайрам — город бесчисленных мавзолеев святых
Сайрам, или древний Испиджаб, — единственный город Казахстана, упомянутый в «Авесте» — священной книге зороастрийцев. Располагался он в междуречье Аксу и Сайрамсу, на пересечении крупных караванных дорог, тем самым став свидетелем быстро развивающейся истории Великого шелкового пути. Именно этот город благодаря своему удобному географическому положению стал опорной базой новой религии — ислама, откуда она стала распространяться на другие земли. Вследствие этого современный Сайрам богат огромным количеством памятников и мавзолеев, где похоронены значимые деятели ислама и средневековые ученые.
После бурного расцвета вследствие междоусобных войн местных феодалов к началу XVII в. Сайрам постепенно утратил свое значение важного торгового центра, и сегодня на его месте расположено село, носящее одноименное название. Но, несмотря на то, что большинство архитектурных памятников Сайрама, построенных в период расцвета Великого шелкового пути, пришло в упадок, он остается одним из главных мест паломничества верующих людей, и те немногие архитектурные сооружения, которые сохранились до наших дней, заслуживают особого внимания историков и теологов.
В народе повелось говорить о Сайраме: «В этом месте святых не счесть». Оно и понятно: в какой бы дальний аул Сайрамского района вы ни отправились, там обязательно найдется древний мавзолей или мазар мусульманского святого. Из года в год паломники со всех уголков мира посещают это село, для того чтобы почтить их память. К таким памятникам древнего Сайрама можно отнести мавзолеи, воздвигнутые над могилами духовного правителя, шейха Ибрагима и Карашаш-ана — отца и матери великого ученого и поэта Ходжи Ахмета Яссави. Другими святыми памятниками являются мавзолеи Бибигияс-ана и Салык Ходжи, воздвигнутые в честь родителей легендарного пророка Хызра. По народному поверью, каждую пятницу в вечерние сумерки Хазрет Хызр приходит к этим мавзолеям, для того чтобы поклониться праху своих родителей.
Посещение Сайрама интересно не только для верующих, но и для тех, кто увлекается древней историей края, ведь он является своеобразным музеем под открытым небом, сохранившим множество древних легенд и интересных архитектурных артефактов.
Туркестан — исторический центр Южного Казахстана
Это город, которому 1500 лет. Известность Туркестану принес почитаемый в исламском мире суфий и поэт Ходжа Ахмет Яссави. Его стихи долгое время существовали только в устной форме, столетиями передаваясь из уст в уста, и были записаны только несколько веков спустя после смерти автора. Известный историкам еще как Ясы и Шавгар, этот город являлся столицей Казахского ханства, здесь проводились церемонии вступления на трон правителей. Именно сюда направлялись послы иностранных государств.
Один из самых заметных памятников Туркестана посвящен Ахмету Яссави. Это целый архитектурный комплекс из дворцов и храмов, который ежегодно привлекает толпы туристов. Мусульманской общиной Казахстана и других среднеазиатских стран это место почитается как святыня. Трехкратное его посещение в древности приравнивалось к паломничеству в Мекку.
Весь центр города представляет собой ансамбль исторических сооружений, среди которых могила внучки Темура — Робии Султан Бегим, усыпальницы казахских ханов и представителей знатных слоев населения. По количеству могил знатных людей это самый большой город в Казахстане. ЮНЕСКО занесла Туркестан, а точнее мавзолей Ходжа Ахмета Яссави, в список всемирного наследия.
Помимо исторического наследия, сегодня в Туркестане стоит обратить внимание на железнодорожный вокзал, который также является памятником архитектуры. Построен он был в 1903 году в период прокладки южной ветки железной дороги Оренбург — Ташкент.
Руины древнего Отрара
Легендарный город Отрар, по преданию дотла сожженный Чингиз-ханом за свою гордыню и нежелание покориться. В средние века он был торговой и религиозной столицей большого Отрарского оазиса, раскинувшегося на 2500 квадратных километрах большой плодородной долины при слиянии рек Арыси и Сырдарьи.
Отрар — свидетель расцвета Казахстана в эпоху Великого шелкового пути. Он оставался крупным торговым центром вплоть до Средневековья. Отрар был знаменит собственным монетным двором, роскошными восточными банями с оригинальной системой отопления, огромной библиотекой, не уступавшей самым известным библиотекам древности. В этом городе родился, жил и творил всемирно известный средневековый мыслитель Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль-Фараби.
В конце XIII века во время монгольского нашествия город был уничтожен. Однако его руины до сих пор гигантским холмом возвышаются над степью. Расчищенные археологами улицы и развалины домов предстают перед взглядами туристов свидетельством некогда бурной городской жизни. На этой земле было построено свыше ста небольших поселений со следами военных укреплений.
Информация для публикации предоставлена туроператором по Великому шелковому пути Advantour.