Во время перелета из Нью-Йорка в Алматы в моем билете в графе «место» значилось stand by. Как мне объяснили на стойке регистрации, все места в самолете уже были заняты. Мне оставалось просто стоять возле гейта и ждать, что кто-либо из пассажиров не явится на рейс. Даже то, что билеты были куплены месяцем ранее, никак не могло спасти ситуацию. «Компании часто делают овербукинг на свои рейсы, так как часть пассажиров в последний момент отказывается от полета», — пытался объяснить мне ситуацию сотрудник аэропорта Джона Фрэнка Кеннеди в Нью-Йорке. «Так, а мне что теперь делать?» — в недоумении спрашивала я, пока тот уже оформлял мне билеты на другой рейс той же авиакомпании. «Есть рейс завтра ночью. Конечно, мы вам возместим всю неустойку. Подойдет?» — с извиняющейся улыбкой спросил меня все тот же сотрудник аэропорта. По его словам, овербукинг случается крайне редко — около 1% пассажиров не попадает на рейс. Таким образом, авиакомпании частично перекладывают часть своих экономических рисков на пассажиров. «Капитал.kz» написал о том, на что можно рассчитывать, если вы попали в аналогичную ситуацию.
С чего все началось
В 50-е годы в США существовала практика, когда авиакомпании продавали чуть большее количество билетов, чем число мест в салоне. Происходило это потому что аналитики этих же компаний подсчитали, что примерно 10% пассажиров рейсов откладывают или вовсе не являются в аэропорт. В итоге получалось так, что загруженность становилась на порядок ниже. Так как ситуация повторялась из года в год, компании решили ввести практику продажи билетов на уже купленные места, чтобы обезопасить себя и получить дополнительную прибыль. Многие авиаперевозчики легализовали практику «сверхбронирования» на самолетах. Некоторые авиакомпании продают больше билетов, чем вмещает самолет также и по внезапной смене воздушного суда. Если перед вылетом в самолете была обнаружена неполадка или какой-либо инцидент, выполнение рейса перекладывается на другое судно, вместительность которого может сильно отличаться. Если судно меньше, то часть пассажиров улетит другим рейсом. По словам Аркадия Гинеса, директора по развитию сервиса бронирования путешествий OneTwoTrip, помимо сбоев в работе летной техники и продаже двух билетов на одно место, есть и третья причина.
«Авиакомпании срочно нужно отправить другого пассажира. Таким нежданным гостем может оказаться владелец VIP-карты или, как в случае с недавним инцидентом с авиакомпанией United Airlines, сам сотрудник авиакомпании», — говорит он.
Что может предложить авиакомпания
Первое, что нужно сделать в случае овербукинга, разузнать, какие привилегии в этом случае вам полагаются. Так, пассажир, оставшийся без места, имеет право требовать компенсацию стоимости билета, а также дополнительных расходов, вытекающих из этого. Сумма компенсации и размер возмещения остальных расходов, которые возникли из-за овербукинга у каждой страны разные. Если рейс попал под так называемый регламент ЕС 261/2004, то пассажирам положена компенсация в размере 600 евро. Этот документ распространяется на перелеты внутри Евросоюза, а также на рейсы европейских перевозчиков, прибывающих в аэропорты Евросоюза. Если европейская авиалиния летит из Америки или Азии в Европу, то это тоже оценивается по европейскому законодательству. Такие данные приводит Евгений Лонский, региональный директор AirHelp в Восточной Европе. По его словам, компенсацию можно требовать за задержку рейса от трех часов, отказ в посадке на самолет, задержку или отмену вылета по техническим причинам, по вине авиакомпании. Однако есть и другая проблема: срок давности заявки на возмещение колеблется от трех до шести лет в зависимости от законодательства стран, под которые попадает авиаперевозчик. Компенсации не предусмотрены в случаях терактов, забастовок и непогоды.
«В случае овербукинга нужно понимать, что фактическим обязательством авиакомпании является доставить пассажира в пункт назначения ближайшим рейсом. При возникновении овербукинга авиакомпании могут повысить класс обслуживания, например, из эконома перевести в бизнес или первый класс. Также может быть предложен перелет другим рейсом или самолетом других компаний. При этом рейс может выполняться как через несколько часов, так и через несколько дней», — объясняет Роман Гилманов, руководитель Compensair.
По словам спикера, согласно законодательной базе Казахстана, в случае задержки авиарейса, которая случилась по вине авиакомпании, пассажир имеет право претендовать на компенсацию. Размер компенсации — 3% от стоимости билета. Если быть точнее, то полетного участка, на котором произошла задержка за каждый час задержки. В случае ожидания рейса свыше 10 часов авиакомпания гарантирует пассажиру полный возврат средств по авиабилету.
Для любителей тех, кто привык путешествовать сложными маршрутами, есть не очень хорошие новости. Дело в том, что те, кто привык сам планировать свое путешествие, как правило, покупают так называемые составные билеты. Например, вы летите из Алматы в Париж, а возвращаетесь домой уже из Мюнхена. Именно здесь кроятся минусы такого вида билетов.
«Когда вы купили не единый билет со стыковками на сайте авиакомпании или агрегаторе, а купили отдельные билеты, самостоятельно спланировав стыковки. Помните, что в случае любого форс-мажора авиакомпания несет ответственность только за свои билеты, другие билеты ее не интересуют», — предостерегает Михаил Любич, основатель сайта о путешествиях 10 0500miles.ru.
Как в случае овербукинга обезопасить себя и улететь вовремя?
1.Самым простым и практичным советом, который можно дать, чтобы максимально предотвратить овербукинг, это регистрация на рейс онлайн. Как правило, авиакомпании открывают регистрацию за 24 часа до вылета.
2.Если вы все же решили регистрироваться на рейс в аэропорту, у стойки авиакомпании, будьте на месте заранее. Как показывает практика, неторопливые пассажиры чаще других оказываются в неприятной ситуации.
3.Закладывайте больше времени между стыковками или вовсе не планируйте ежедневные составные перелеты. Лучше иметь между ними, по крайней мере, один-два дня в запасе, чтобы в случае чего у вас было самое важное — время.
4.Покупайте все билеты в одной связке. Не стройте сложные маршруты самостоятельно, так как в этом случае вы точно долетите до места.