Euro NCAP против сенсоров
Сенсорные элементы управления стремительно заполняют интерьеры современных автомобилей. При этом сенсоры зачастую менее информативны, удобны и безопасны, чем традиционные кнопки и рукоятки, требуя больше внимания. Такого же мнения придерживается и авторитетная европейская ассоциация Euro NCAP, которая давно занимается не только краш-тестами, но и другими аспектами пассивной и активной безопасности автомобилей.
По новым правилам, вступающим в силу в январе 2026 года, испытуемые модели не смогут претендовать на максимальный пятизвездочный рейтинг из-за отсутствия обязательных, по мнению Euro NCAP, физических элементов управления. Сейчас в их перечень входят пять функций: указатели поворота, аварийная сигнализация, звуковой сигнал, стеклоочистители и экстренный вызов eCall. Пока перечисленные функции нечасто возложены на сенсоры, но, например, у электромобилей Tesla настройка дворников уже спрятана в меню экрана мультимедиа. Получается, что Euro NCAP делает упреждающий шаг.
Директор по стратегическому развитию Euro NCAP Мэттью Эвери пояснил позицию организации: «Чрезмерное использование сенсорных экранов является общеотраслевой проблемой: почти все производители автомобилей переносят основные элементы управления на сенсорные экраны, вынуждая водителей отвлекаться от дороги и тем самым повышая риск аварий, связанных с отвлечением внимания. Новые тесты Euro NCAP, намеченные на 2026 год, будут стимулировать производителей использовать отдельные физические элементы управления основными функциями в интуитивно понятной манере, ограничивая время отрыва глаз от дороги и, следовательно, способствуя безопасному вождению».
Euro NCAP является независимой неправительственной организацией, соответственно, ее предписания не имеют юридической силы и не носят запретительного характера. Однако рейтинги безопасности Euro NCAP имеют высокое маркетинговое значение для автопроизводителей, поэтому можно ожидать возвращения кнопок и рычажков в автомобилях, как минимум предназначенных для Европы.
Электромобильное разочарование
Международное аналитическое агентство J.D. Power опубликовало новое исследование, связанное с сегментом электромобилей.
Одним из самых интересных его результатов стали неожиданные цифры, говорящие о том, что 39% владельцев электрокаров, купивших свой первый электромобиль, задумываются о возврате к машинам с двигателем внутреннего сгорания. В этом виноваты недостаток зарядных станций и другие проблемы, касающиеся нюансов эксплуатации электромобилей. При этом 48% опрошенных заявили, что во время следующей покупки рассмотрят возможность перехода с электрокара на подзаряжаемый гибрид.
Согласно результатам опроса, премиальными электромобилями с самым высоким уровнем удовлетворенности владельцев являются BMW i4 (800 баллов), Rivian R1T (789 баллов), Rivian R1S (778 баллов), Tesla Model 3 (756 баллов), Tesla Model Y (752 балла), Volvo XC40 Recharge (719 баллов) и Audi Q4 e-tron (680 баллов).
В масс-маркете лучшими стали Mini Cooper Electric (770 баллов), Ford Mustang Mach-E (764 балла), Hyundai Ioniq 6 (759 баллов), Kia EV6 (739 баллов), Nissan Ariya (739 баллов), Chevrolet Bolt EUV (738 баллов), Chevrolet Bolt EV (733 балла), Hyundai Ioniq 5 (727 баллов), Kia Niro EV (706 баллов), Ford F-150 Lighting (704 балла), Subaru Solterra (691 балл), VW ID.4 (677 баллов), Hyundai Kona EV (675 баллов) и Nissan Leaf (651 балл).
Европейский электромобильный альянс
Глава Renault Group Лука де Мео предложил создать европейский электромобильный альянс для борьбы с дешевыми «электричками» из Китая. Такое объединение позволит автопроизводителям Старого Света разделить вложения и снизить затраты. В противном случае европейские электромобили не смогут конкурировать с китайскими из-за низких объемов производства каждой отдельной модели. Как хороший пример подобного объединения Лука де Мео назвал создание авиационного гиганта Airbus в 2000 году.
В то же время шеф марки Renault Фабрис Камболив заявил, что план тотальной электрификации модельного ряда пересмотрен: полноценная гамма моделей Renault с ДВС останется и после 2030 года до тех пор, пока этого требует рынок.
Спасение утопающего…
Вслед за трудностями Rivian и Lucid стало известно о серьезных проблемах еще одного американского производителя электромобилей, Fisker.
Фирма Хенрика Фискера, которая была образована в 2016 году после неудачи с предыдущим проектом, потеряла 463 миллиона долларов только за последний квартал 2023 года. Сейчас Fisker объявил об увольнении 15% персонала и активном поиске «крупного автопроизводителя» для дальнейшего сотрудничества. Переговоры с несколькими кандидатами длятся уже пару месяцев, у них компания просит новые инвестиции, одну или несколько электрических платформ и производственную площадку в США.
Удивительно, но партнер, похоже, нашелся: по информации Reuters, им может стать Nissan. Заинтересованность предбанкротного Fisker очевидна, но зачем это японцам? Поговаривают, что Nissan интересуется пикапом Fisker Alaska, чтобы сделать из него собственный электрический грузовичок. Да и по меркам отрасли тонущий Fisker просит немного — чуть более 400 млн долларов.
Рубрику подготовил Диаз Абылкасов