USD
443.35₸
EUR
475.54₸
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
63247.40$
-546.100

Судьбу Didi решил один сильный снегопад в Пекине

На пути к успеху основатель компании Чэн Вэй не уступил даже предложению главы Uber о финансировании

Share
Share
Share
Tweet
Share
nippon.com

nippon.com

Основатель сервиса для вызова такси Didi Chuxing Чэн Вэй родился 19 мая 1983 года в семье чиновника и учительницы математики. Семья в то время жила в восточной провинции Китая Цзянси. Учился мальчик в обычной школе, примерно себя вел, хорошо успевал, легче всего ему давалась математика. Правда поступить в престижный технический университет ему было не суждено, по невнимательности он не ответил на несколько вопросов. Поэтому продолжать учёбу он стал в Пекинском университете химических технологий,  выбрав в качестве профессии бизнес-менеджмент.

Как многие китайские студенты, Вэй впервые устроился на работу во время учебы. Он стал страховым агентом, но не продал ни одного полиса.

Затем он решил попробовать себя в качестве помощника менеджера в медицинской компании, но оказалось, что это сеть массажных салонов.

Третья попытка стала удачной. Вэй получил должность менеджера по продажам в Alibaba с зарплатой 1500 юаней в месяц. В этой компании он проработал 8 лет, в 2012 году покинув Alibaba вместе с другом Ваном, чтобы начать собственный бизнес - онлайн-сервис для вызова такси. Ван стал главным инвестором. На запуск стартапа ушло 800 тыс. юаней. В самом начале компания называлась Didi Dаche или «Бип-бип вызов такси».

На старте ему пришлось конкурировать с десятком аналогичных сервисов. Подходы у них отличались. Некоторые вербовали таксистов в аэропортах, другие специализировались на дорогих автомобилях, которых было мало в сфере частного извоза. Третьи раздавали бесплатные смартфоны с установленным приложением для таксистов.

Didi же сделала ставки на частных таксистов. Она разработала бесплатное мобильное приложение, чтобы привлечь водителей и пассажиров. Рекламу размещала на железнодорожных станциях, где много потенциальных клиентов. Также мобильное приложение продвигали среди водителей, которые уже пользовались смартфонами. Кроме того, они рассказывали о Didi коллегам. Главным конкурентом сервиса уже тогда была компания Uber. В то время их силы были равны, так как Uber только вышла на рынок.

Хотя Didi становился все популярнее, заметного роста прибыли у компании не было. Ситуацию изменил сильнейший снегопад в Пекине в конце 2012 года. На дорогах были такие заторы, что горожане кинулись заказывать такси через приложение Didi. В тот день число заказов превысило 1000. Позже Вэй вспомнит тот снегопад как счастливый случай: «Если бы не тот снег, возможно, Didi не была бы здесь сегодня».

С того момента дела сервиса пошли в гору, но ненадолго. Alibaba решила инвестировать в конкурентный сервис Kuaidi Dache. Didi же заручилась поддержкой китайской Tencent.

Однажды обе компании столкнулись с техническим сбоем, поэтому таксисты и клиенты метались от одного приложения к другому. Вэю пришлось обратиться к Tencent за дополнительным сервером и разработчиками. Так ему удалось решить проблему. 

В 2014 году Tencent разрешила клиентам Didi расплачиваться за поездки с помощью WeChat. Кроме того, Didi начала активно вводить скидки и субсидировать поездки, число обслуженных за день пассажиров по всему Китаю увеличилось до 3 млн человек.

В феврале 2015 года состоялись переговоры между двумя конкурентами - Didi и Kuaidi - в результате они объединились. Доля Didi в новой компании составила 60%, а Вэй стал ее главой.

В 2014 году Didi взяла на должность главного операционного директора Джин Лью, которая до этого была управляющим директором сектора основных инвестиций Goldman Sachs в азиатском регионе. Всего за полгода работы она добилась увеличения финансирования Didi на сумму в 700 млн долларов.

Но как водится, в бизнесе не бывает все гладко. Мало того, что у сервиса было много мелких конкурентов в виде отечественных каршеринговых стартапов, так еще в 2013 году на китайский рынок пришла Uber. А спустя 2 года его китайское представительство стоило в 10 раз дороже, чем вся Didi.

Глава Uber Крэвис Каланик встретился с Вэем, между ними состоялась напряженная беседа. Чэн сказал, что Didi однажды обгонит Uber, потому что рынок Китая очень большой и многие китайские города ограничивают использование и владение частными автомобилями, чтобы регулировать дорожное движение и загрязнение окружающей среды. Трэвис же хотел инвестировать в Didi при условии, что получит 40%-ную долю компании. Вэй отказался.

Пока Didi конкурировала за рынок с Kuaidi, Uber успела захватить треть китайского рынка перевозок.

Didi начала действовать по старой схеме: субсидировала водителей и захватывала рынок. На субсидии компания потратила 1 млрд юаней. Позже они начали привлекать сторонние инвестиции: весной 2016 года Apple инвестировала $1 млрд в Didi, Государственный инвестфонд Саудовской Аравии вложил в Uber $3,5 млрд.

Однако инвесторы благодаря вложениям могли влиять на решения компаний. В результате Uber и Didi начали переговоры.

В 2016 году Чэн Вэй купил китайское представительство Uber. Uber получила 17% долю в компании и $1 млрд наличными.

Чэн сказал, что Didi однажды обгонит Uber, потому что рынок Китая очень большой и многие китайские города ограничивают использование и владение частными автомобилями, чтобы регулировать дорожное движение и загрязнение окружающей среды. «Трэвис просто улыбнулся», — вспоминает Чэн.

У компании большие планы, в том числе — выход за пределы рынка Азии. Ещё в 2015 году она договорилась о партнёрстве с Grab, Lyft и Ola в Юго-Восточной Азии, Индии, Северной Америке.

Покрытие Uber превышает покрытие Didi на 550 городов. После провала в Китае Uber распространил своё влияние в странах СНГ, например, объединился с «Яндекс.Такси» в России. Сейчас Uber и Didi хотят попасть в Латинскую Америку, так как рынки Мексики и Бразилии — одни из самых быстроразвивающихся в мире.

В августе 2017-го Didi начала сотрудничество с эстонской транспортно-логистической компанией Taxify. Didi также приобрела долю предприятия, сохранив за основным собственником контроль. Цель партнёрства — развитие сотрудничества в сфере логистики в странах Европы, Африки и Азии.

Хоть Didi и Uber договорились о перемирии, Didi инвестирует в конкурентов Uber по всему миру.

В 2017 году Didi вложила средства в сервис такси Careem, который в марте 2016 года объединился с американо-мексиканским сервисом Lyft и индийско-пакистанским Ola.

Didi инвестировала $100 млн в бразильский «99». Китайская компания объединилась с японской венчурной компанией SoftBank и инвестировала $2 млн в южноазиатский сервис Grab.

В январе 2018-го Didi купила бразильский сервис «99» за $600 млн и открыла франшизу на Тайване LEDI Technology Co. А в феврале запустила ещё одно приложение специально для Гонконга — обновлённую версию местного сервиса такси Kuaidi.

В апреле 2018 года образовался альянс Didi Auto Alliance — в неё вошла 31 компания, среди которых Toyota, Bosch, Volkswagen, Renault-Nissan-Mitsubishi Alliance и другие. У каждой компании есть статус партнёра-учредителя. Они сотрудничают в сфере продаж автомобилей, менеджменте автопарков, каршеринга, разработки отраслевых стандартов и непосредственно моделей машин. Альянс планирует проектировать электрокары нового поколения — более безопасные и технологичные.

В мае 2018 года Didi получила разрешение на испытания автономных автомобилей в Калифорнии. Такое право уже есть у Uber, Baidu и Lyft.

Стратегия Didi — не в физическом захвате рынков своими представительствами, а в поддержке конкурентов Uber, чтобы создать единую мировую сеть локальных сервисов каршеринга. Все сделки Didi проводит при поддержке Apple и SoftBank. Например, с помощью приложения Didi в США можно заказать такси от Lyft, а с помощью Lyft заказать машину от Didi в Китае.

В июле 2018 года сервис для бронирования жилья Booking.com и Didi начали сотрудничество: Booking.com инвестировал в сервис такси $500 млн, а также предлагает всем туристам в Азии воспользоваться услугами Didi. В свою очередь, Didi добавила в своё приложение возможность бронировать жильё с помощью Booking.com. Такое партнёрство — возможность для Didi расширить влияние на азиатском рынке.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.