Шанс того, что Франсиско Рабанеда-и-Куэрво, известный всем как Пако Рабан, станет кем-то, но не модельером, был минимальным с самого его детства. Его мать работала главной портнихой в ателье испанского модного дома Balenciaga, расположенного в городе Сан-Себастьяне и с детства прививала сыну вкус с шитью. Франсиско родился 16 февраля 1934 года в небольшом испанском городе Песахес. Его отца расстреляли франкисты в Испании. После этой трагедии мама Франсиско, будучи испанской коммунисткой, отправилась во Францию вместе с маленькими детьми и своей матерью. Бабушка познакомила Франсиско со спиритизмом, эзотерической и христианской символикой. Именно она дала мальчику прозвище «Пако», что в переводе с греческого означает «вороненок». Бабушка говорила, что ворон – покровитель их рода. Мать Франсиско всеми силами старалась пресекать разговоры о магии, учила мальчика швейному делу, а еще быть прозорливым и всегда достигать своей цели. Она много работала ради выживания семьи, поэтому будущий модельер и его сестры рано стали самостоятельными – домашнее хозяйство легло на них.
В свободное от домашних дел время мальчик рисовал. Видя его талант, мама ничего не имела против увлечения сына. В 1952 году он поступил в Академию искусств, где стал изучать особенности современной архитектуры и параллельно работал, чтобы оплачивать учебу. Франсиско начал создавать элементы декора и аксессуары для Balenciaga, а затем и для Christian Dior, Givenchy, Yves Saint Laurent.
В то же время он решил сменить имя – так появился Франко Рабан, а в 1965 году и «Франко» превратился в «Пако». В 1966-м Пако Рабан впервые продемонстрировал свою необычную коллекцию одежды «12 платьев, изготовленных из современных материалов, которые нельзя носить». Это были необычные модели, изготовленные из металлических пластинок и жесткой проволоки. Один наряд Пако создал специально для актрисы Одри Хепберн – платье из зеркальных дисков, в котором она появилась в фильме «Двое в пути». В Chicago Tribune вышла статья, в которой говорилось: «Вековые нитки и иголки остались в прошлом, их заменил рабочий стол с плоскогубцами, проволокой, перфоратором и штампами для вырезки отверстий. Многие считают, что это, возможно, самая громкая модная сенсация нынешнего поколения». Журналисты назвали Пако Рабана Жюлем Верном высокой моды.
Хотя те платья были неким экспериментом, показывающим, что можно смастерить из пластика и продемонстрировать современный взгляд на средневековые доспехи, они стали продаваться в самых известных модных магазинах США по 300 долларов. Надетые поверх чулок платья предназначались для танцев, сидеть в них не рекомендовалось. Все они имели дополнительные диски и проволочные кольца на случай каких-либо повреждений.
И это было только началом эксперимента Пако. Его фантазия распространилась и на более легкие материалы. Он начал создавать экстравагантные аксессуары и бижутерию. Основным материалом Пако Рабана стал родоид. Эта пластифицированная ацетилцеллюлоза обладает хорошей светостойкостью, легко подвергается обработке. С родоидом он смог воплотить свои фантазии. В 1965 году дизайнер продал больше 20 тысяч изделий.
Модный дом Paco Rabanne распахнул свои двери в 1967 году в Париже и представил коллекцию, в которую вошли платья и пальто из кожи, украшенные кольцами. Он также вернул свои первые изделия с использованием алюминиевых дисков и треугольников.
В 1968 году появились бумажные модели, сделанные из склеенных или скрепленных вместе листов, как и красочная кольчуга, превращенная в обтягивающее мини-платье.
Первый парфюм для женщин Calandre - цветочный аромат с едва уловимым запахом кипариса – Пако Рабан создал в 1969 году, и он сразу покорил представительниц прекрасного пола. Когда модельер понял, что от парфюмерии дом моды получает сверхприбыль, новые ароматы стали выходить с завидной частотой.
С 1966 по 1970 год бренд Paco Rabanne был повсюду. Его копировали другие дизайнеры и производители масс-маркета. Журналы для подростков описывали, как своими руками создать его одежду. Для Рабана каждый сезон был возможностью для новых экспериментов, таких как плащи, отлитые из одного куска пластика, которые он показал в 1970 году. В 1971 году Пако официально присоединился к синдикату высокой моды, представив более «целомудренную и утонченную» версию своих дизайнов — модельер заменил тяжелую фурнитуру тонкой металлической сеткой и тканями, такими как бархат и трикотаж. Рабан одевал сетчатые накидки и бюстгальтеры поверх облегающих черных вечерних платьев, использовал лоскутную джинсовую ткань и кожаные детали.
Кстати, кутюрье был не просто идейным вдохновителем. Многие свои модели он создавал собственными руками. Одни наряды рождались за считанные часы, над другими он сидел месяцами. Подобных авторских платьев чуть больше трех тысяч. Некоторые из них стали музейными экспонатами – они представлены в музеях Парижа, Нью-Йорка, Пекина и Токио. В его платьях ходили Одри Хепберн, Брижит Бардо, Джейн Фонда и Элизабет Тейлор.
Пако Рабан продал свой модный дом группе Puig в 1986 году, но остался его главным креативным директором. Коллекции бренда сохранили стиль его создателя, а новые материалы были источниками его вдохновения.
В 1988 году поклонники дизайнера увидели необычную коллекцию женских костюмов, изготовленных из голографических волокон, лазерных дисков и органического стекла. Рабан экспериментировал с различными материалами в течение нескольких десятков лет.
Первый бутик Paco Rabanne в Париже открылся в 1990 году. Дизайн разработал архитектор Эрик Раффи, а использованные стекло и металл напоминают о вкусах создателя бренда. В том же году Пако Рабан создал коллекцию, очень сильно отличающуюся от прежних. Для ее создания использован синтетический материал, напоминающий мягкую кожу. Одежда, изготовленная из этого материала, отличается легкостью и комфортом.
Дизайнер опубликовал несколько книг, одна из которых прогнозировала, что советская космическая станция «Мир» в 1999 году рухнет на Париж и уничтожит его. В том же году, когда его предсказание не сбылось, Пако Рабан ушел из мира моды. После этого в модном доме была череда креативных директоров: Орелиан Трамблэ, Кристоф Декарнен, Розмари Родригес и Перри Эллис. Они пробовали приспособить стиль Paco Rabanne к пожеланиям современной публики.
Например, коллекции Жюльена Доссена Spring/Summer 2019 и Fall/Winter 2019 получили особое признание за то, как он использовал наследие Рабана, в частности кольчугу, представив большое количество образов, состоящих из различных стилей и элементов. Смешение настоящего, будущего и прошлого — дизайнерская философия, которой мог бы придерживаться сам Пако Рабан.