По данным Министерства культуры и туризма Турции, за последние 10 лет доходы от туризма выросли на 150 процентов, и в денежном выражении превысили 25 млрд. долларов. Задача новой амбициозной стратегии развития отрасли до 2023 года – как минимум удвоить число туристов и объем прибыли. Спорт, медицина и всесезонный отдых – три основных пункта, на которые делают большие ставки.
Стамбул и Анталья знакомы туристам из СНГ лучше остальных регионов Турции. Однако, демократичные шоп-туры и пляжный отдых с традиционными бонусами - лишь «верхушка айсберга» из всего списка, чем эта страна может привлечь иностранцев.
«В Анталии одновременно могут разместиться более 500 тыс. туристов. Но и этого для Турции уже мало», - отметил в интервью «Kapital.kz» губернатор провинции Анталья Ахмет Алтыпармак. – «Мы хотим увеличить цифру за счет всесезонных туров. Для этого развиваем медицинский и спортивный туризм».
По словам губернатора, в процессе реализации стратегии развития туризма до 2023 года, Анталийский регион может предложить немало. В первую очередь, благодаря мягкому средиземноморскому климату. В ноябре температура воздуха здесь колеблется в пределах +23+26 градусов по Цельсию, вода в море +18+19 градусов. В остальные зимние месяцы не намного прохладней (+10+15 С). «Понятие «конец сезона» для Анталии относительно - многие купаются до конца ноября. Мы вполне можем массово принимать гостей и зимой», - уверен г-н Алтыпармак.
Expo-2012
В начале ноября в Анталии одновременно прошли две международные выставки оздоровительного («Anfas Hetex-2012») и спортивного туризма («Anfas Sport Turkey-2012»).
За три дня выставочный комплекс посетило около 15 тыс. человек со всех регионов Турции и 25 стран мира (ОАЭ, США, Великобритании, Ливана, Саудовской Аравии, Германии, Франции, Кувейта, Ирана, Украины, Казахстана, России, Грузии, Йемена, Нидерландов, Албании, Ирака, Узбекистана, Швейцарии, Болгарии, Австрии, итд). Свои проекты представили более 140 компаний.
«Аnfas Hetex» проводится уже в четвертый раз, а «Sport Turkey» впервые в этом году», - рассказал председатель выставки Мустафа Челик. – «Мы заметили большой интерес зарубежных участников, поэтому подготовили специальную панель на нашем сайте, чтобы дать им возможность заранее спланировать свои встречи с партнерами».
В итоге, в локальной зоне «В2В» было проведено свыше 2 тыс. деловых переговоров. Поэтому у большинства участников график встреч был довольно плотным. Около десятка компаний записались и для беседы с единственным представителем казахстанской журналистики. Настоящий же аншлаг состоялся у представителей Казахстанской туристской Ассоциации.
«КТА на этой выставке представляет туристический потенциал Казахстана и членов нашей Ассоциации. Моя задача, в ходе переговоров - приглашать, рассказывать о существующих проектах и анонсировать новые. В том числе, туристский кластер в Восточно-Казахстанском регионе, проект Кендерли (курортная зона Мангыстауской области) и Кок-жайляу (горнолыжная база рядом с Алматы)», - сообщил менеджер проектов Русим Кадыров. А поскольку крупные туристические объекты и курортные площадки до сих пор в стадии строительства (затянувшейся на неопределенный срок), презентовать приходится ненавязчивый отечественный эко-туризм. По данным КТА, «от общего числа поездок в Казахстан эко-туризм занимает 15 процентов. Увидеть великолепную индивидуальную природу приезжают туристы из Германии, Великобритании, США, Австралии и других стран». Надеются, что и турецкую сторону заинтересует встречный пакет предложений.
А тем временем, дабы не ударить в грязь лицом перед приглашенными гостями, прорабатывают один из главных вопросов – как сократить расходы иностранных туристов в Казахстане? «Удалось договориться с Национальным парком «Алтын Эмель», чтобы они снизили цену на посещение иностранным туристам. Если в прошлые годы сумма составляла 6 тыс. тенге, то сегодня - 800 тенге! КТА старается не только развивать внутренние направления, но и делать все, чтобы иностранным туристам было комфортно и они не тратили много денег, отдыхая у нас», - резюмирует Русим Кадыров.
Добро пожаловать в больницу!
На лечение в Турцию в этом году приехало около 600 тыс. человек из 94 стран мира. Большинство (67%) составили европейцы. Еще 250 тыс. человек (опять же пенсионеры из Европы) купили путевки на термальные курорты и в центры реабилитации. Все это принесло стране свыше 4 млрд. долларов, сообщил глава Совета развития медицинского туризма Турции Эмин Чакмак. К 2014 году аналитики прогнозируют рост объемов мед.туристической отрасли на уровне 32%. Система здравоохранения страны давно на старте и готова к очередному этапу продвижению медицинского туризма.
«Курорты с термальными источниками, спа, талассотерапией, а также международные страховые компании, ассоциации здравоохранения и больницы объединяются для реализации единой цели», - подводит итоги губернатор провинции Анталья Ахмет Алтыпармак. – «Мы искренне верим, что наш потенциал гораздо больше пляжного сегмента, к которому привыкли граждане многих стран».
Самыми современными методами в Турции лечат кардиологические и онкологические заболевания, проводят лазерную коррекцию зрения. На высоте нейрохирургия, многое делается для развития трансплантологии – в год проводится более 3,5 тысяч пересадок органов.
Крупные игроки рынка, такие как «Medical Park» и «Anadolu Hizir Acil» (Anatolia Emergency Services Co.) позиционируют свои возможности целым комплексом учреждений, расположенным по всей Турции. «У нас нет договоренности с отелями. И потому, услуги нашего мобильного сервиса скорой помощи (авто и авиа) обходятся пациентам гораздо дешевле. К нам можно обратиться напрямую из любого региона Турции», - говорит главный координатор «Anadolu Hizir Acil» Юксель Парлар. Основной акцент участники медицинской отрасли делают на качественные услуги. Широкая сеть филиалов позволяет специалистам эффективнее реагировать на запросы пациентов, как турецких, так и зарубежных.
«Больной высылает историю болезни, результаты анализов, снимки и прочее. Врачи знакомятся с этими документами и составляют примерную смету лечебного процесса. Клиент производит оплату по результату – либо клинике напрямую, либо через туроператора в своей стране. И затем туроператор перечисляет деньги нам», - поясняет pr-специалист «Medical Park» Уджгун Тунч.
В 2011 году, международная многопрофильная клиника «Sema» (Стамбул) приняла 2,7 тыс. человек из 73 стран. На первом месте пациенты из Средней Азии - Туркменистана, Казахстана, Азербайджана. Из Европы чаще всего за помощью обращаются жители Германии, Голландии, Швеции, Македонии. Частые гости здесь и жители африканского континента. «Во многих странах есть наши представители», - говорит менеджер международного офиса «Sema», доктор Ширинбай Дурдыев. – «Локальные менеджеры помогают с транспортировкой больных. В Стамбуле уже мы встречаем в аэропорту и везем в клинику».
По словам старшего менеджера компании «Турист» Кристины Саркисян (г. Актау), «наиболее полезными в ходе выставки оказались контакты именно со сферой медицинского туризма. Хотя, мед.услуги Турции доступны не каждому казахстанцу, лечение в Европе и Израиле обходится на порядок дороже». К тому же, наши граждане еще мало осведомлены о том, что именно в этом плане предлагает Турция. Однако, «уже после первого-второго потока, ситуация изменится», - считает Кристина.
Жители юго-восточного региона Казахстана, напротив, проявляют активный интерес к лечению в Турции (не требуется виза до 30 дней, прямой авиаперелет). «В Турции находится самое большое количество медицинских учреждений в мире, получивших американскую аккредитацию объединенной Международной Комиссии JCI (Joint Commission International). Таких больниц здесь 43 (для сравнения: в Германии -5, в Израиле -3, в России -1)», - объясняет Халида Садыкова, исполнительный директор ТОО «De Ville Tourne» и директор казахстанского офиса THTC (эксклюзивный представитель Совета по развитию Здравоохранения Турции).
По ее словам, очень развита лучевая терапия и довольно высок уровень лечащих специалистов. Облегчить понимание между пациентом и врачом помогают переводчики, что тоже играет огромную роль в данном процессе. «Казахстанские пациенты чаще всего обращаются с сердечно-сосудистыми, онкологическими и глазными заболеваниями. Не забывают и про эстетические аспекты медицинского обслуживания», - заключает Халида Садыкова. По данным компании «DeVilleTourne», бюджет казахстанского туриста в сезон отпусков, в среднем составляет 1,2 тыс. долларов на человека (включая все). А вот на медицинские нужды там тратят гораздо больше средств.
С началом экономического кризиса выросло число пациентов из США. Американцы, потерявшие работу и лишившиеся медицинской страховки, открыли для себя медицину Турции, которая предлагает лечение по разумным ценам. К примеру, если в Америке стоимость квалифицированного лечения зубов может доходить до 100 тыс. долларов, то в Турции аналогичные услуги обойдутся всего в 30 тысяч. Для примера, специалисты vip-клиники «Falez» (г. Анталия) ставят одну пломбу за 100 турецких лир. Зубной протез обойдется в 250 лир, а имплант – от 600 евро.
Британцы едут за услугами пластических хирургов и стоматологов, а американцы чаще пользуются опытом турецких врачей в области искусственного оплодотворения. Человек, приезжающий в Турцию, чтобы поправить свое здоровье, тратит в 12 раз больше денег, чем обычный турист. В итоге, оздоровительный туризм приносит стране 36 процентов всех туристических доходов. К 2020 году Турция планирует принимать ежегодно более 1 млн. иностранных пациентов.
Спортивный прием
В плане спортивного туризма Турции тоже есть, что предложить активным путешественникам: дайвинг, рафтинг, рыбалка, джип-сафари, яхтинг, полеты на воздушном шаре, виндсервинг, горнолыжные трассы, итд. С большей частью из этого списка многие уже успели ознакомиться лично.
Набирают обороты и гольф-курорты (Белек, Сиде, Даламан). Белек идеально подходит для любителей спорта и активного отдыха. На территории многих отелей созданы первоклассные условия для тренировок, как спортсменов-профессионалов, так и любителей.
«Здесь располагаются самые современные спортивные комплексы», - утверждает Илкер Хабешоглу, генеральный директор «HBSgroup». - «Казахстанским спортсменам и командам этот регион будет интересен также как место проведения спортивных сборов и матчей». Взяв на себя функцию спортивного моста между Европой и Азией, «HBSgroup» с 2000 года занимается организацией традиционных футбольных, волейбольных, баскетбольных турниров, планирует проживание команд в Турции и России. В рамках одной компании также актуальна тема диверсификации бизнеса. Помимо спортивных мероприятий, группа предоставляет целый спектр корпоративных услуг для бизнес-аудитории.
Высокое качество и наличие серьезной инфраструктурной базы продемонстрировала Универсиада-2011 по зимним видам спорта в Эрзеруме. Активное создание условий для зимнего отдыха продолжается в Карсе и Восточно-Черноморском регионе. Однако, локомотивом туризма Турции, теперь и всесезонного, все еще остается Анталия. Всемирный чемпионат по гольфу в 2012 будет проходить именно там. За это право Турция соревновалась с двумя другими серьезными претендентами - Италией и Австрией.
Автор – Алина Кириловская