Индустрия красоты считается одной из самых быстроразвивающихся. В будущем пластические хирурги и специалисты по пересадке частей тела и органов станут одними из самых востребованных, утверждают эксперты по найму. Спрос рождает предложение. Выглядеть молодо и жить долго человек будет хотеть всегда и с каждым годом все больше.
« С развитием цивилизации и уровня благосостояния человеку хочется продлить свою жизнь, – подтверждает куратор молекулярно-генетической лаборатории и проректор КазМУ им. Асфендиярова Казбек Тулебаев – И Казахстан тому не исключение. Наша страна уже вошла в список стареющих стран, число пожилых людей достигло 7%. Это проблема всех развитых стран, где уровень медицины высок, и люди стали жить дольше. К 2050 году, по прогнозам ученых, число пожилых людей вообще достигнет 20%, медицина научится продлевать жизнь до 120 лет».
Выглядеть хорошо и жить долго стало статусом успешных людей. Появилось много профессий, связанных с общением и публичностью, где внешность имеет огромное значение. Омолаживающие процедуры и операции действительно помогают людям продвигаться по карьерной лестнице и дольше занимать хорошую должность. В целом индустрия красоты в мире оценивается в миллиарды долларов. Каждый человек является в той или иной степени ее потребителем, разница только в количестве потраченных денег и полученных услуг. Одни довольствуются стрижкой и маникюром, другие переделывают фигуру, лицо, ежемесячно добиваясь идеальной внешности.
Вот почему рынок салонов красоты отличается стабильностью роста. Рынок салонов красоты один из самых рентабельных с малым периодом окупаемости. Вернуть вложенные инвестиции можно за 1,5-2 года. Показатель доходности на рынке превышает 60% годовых, что намного больше, чем «банковский процент» или большинство инвестиционных инструментов на рынке. Причем запросы клиентов не только растут количественно, но и качественно. Его показатель составляет рост в 15-20% в год. Из них основную массу в Казахстане составляют салоны среднего класса-(50%), салоны эконом-класса – 20%, вип-салоны – 25%.
«В Казахстане открывается очень много салонов красоты и столько же закрывается, – комментирует мастер производственного обучения парикмахерскому искусству Эльвира Мусабекова. – Это говорит о большой конкуренции. В основном выдерживают салоны красоты, где стоимость стрижки, например, варьируется в районе 2000 тенге, гораздо меньше парикмахерских, где стоимость этой услуги варьируется от 700 до 1000 тенге. И совсем меньше вип-салонов, где стригут уже от $100 и выше».
Спросом пользуются те салоны, где оказывается сразу целый спектр услуг, но по сходной цене и созданы комфортные услуги для клиентов. А запросы сегодня самые разные. Прическа в стиле регги, азиатам хочется иметь европейские черты и наоборот, женщинам в 50 выглядеть как в 20, убрать весь жир, при этом есть и не двигаться.
«В Казахстане бурно развивается пластическая и эстетическая косметология, очень большая обращаемость, – говорит пластический хирург Алексей Сутайкин. – Что касается самих услуг, то в тренде блефопластика. Больше всего граждане обращаются с просьбой сделать операции по изменению век, далее следуют операции по увеличению груди, липоксация. На третьем месте – увеличение губ, тату бровей и век. Чаще всего, а это 80 процентов, за такими услугами обращаются женщины, 20 процентов – мужчины, но и их становится все больше».
Причем одной липоксацией и пластикой рынок уже не довольствуется. Десятки институтов в мире серьезно работают над созданием эликсира молодости. Самый известный институт исследований старения Бака в США – признанный мировой лидер в области фундаментальных и прикладных исследований старения. К слову, американцы тратят на борьбу со старением $4 млрд в год. В 20 лабораториях института с помощью новейших технологий разрабатываются и испытываются геропротекторные препараты, а также лекарства для предотвращения и лечения зависимых от возраста болезней. Там разработали и успешно испытывают препарат на основе рапамицина. Это вещество, которое вырабатывают особые почвенные бактерии, – впервые они были обнаружены в 70-е годы прошлого века на острове Пасхи, отсюда и название, на местном языке свой остров звучит, как «Рапа-Нуи». Когда рапамицин давали мышам, чей возраст в переводе на человеческий составлял 60-65 лет, то они жили здоровой полноценной жизнью на 15% дольше. Однако называть его панацей еще рано, препарат дает побочные эффекты, в виде диабета и общей токсичности.
Между тем КазМУ им. Асфендиярова в прошлом году заключил соглашение с Институтом Бака о сотрудничестве. В апреле со стажировки возвращаются первые казахстанские слушатели, летом поедут другие. Только на открытие одной генно-молекулярной лаборатории в Казахстане были потрачены миллионы тенге, так что к индустрии красоты и молодости в нашей стране относятся очень серьезно.