Бюджет фестиваля Санремо
АВТОР

20.02.2014 • 00:33 3308

Бюджет фестиваля Санремо

С 18 по 22 февраля 2014 года в итальянском городе Санремо пройдёт 64-й Фестиваль Итальянской Песни «Санремо»,

С 18 по 22 февраля 2014 года в итальянском городе Санремо пройдёт 64-й Фестиваль Итальянской Песни «Санремо», давно уже ставший «зеркалом нравов» итальянского общества.

Сколько стоит подготовка и проведение одного из самых знаменитых музыкальных фестивалей; каковы гонорары ведущих и приглашённого бомонда; билеты, реклама, благотворительность, телеголосование – как всё устроено и, самое главное, – кто на этом зарабатывает?

Город Санремо

Санре́мо (итал. Sanremo) — итальянский город-курорт в регионе Лигурия, расположенный в широкой бухте Лигурийского моря на знаменитой Итальянской Ривьере, в 40 км от Княжества Монако и в полусотне км от французской Ниццы. Когда то небольшая рыбацкая деревня, благодаря мягкому климату и живописным пейзажам, превратилась в элегантный туристический город с мировым именем. Крутые улочки, крытые переходы и небольшие площади исторического центра придают ему средневековое очарование.

Кстати, русский вариант написания названия города через дефис происходит от официального названия города в фашистский период - San Remo, окончательно упразднённого в 2002 году.

Итальянцы называют его - цветочная ривьера, так как там проходит грандиозный фестиваль-карнавал цветов. Показы мод и парусная регата, автомобильные гонки и боксерские бои, теннисные турниры и соревнования по гребле – всему этому есть место в Санремо. Но самое известное событие, выходящее за рамки национальных границ, конечно же, - фестиваль итальянской песни «Санремо», ежегодно проходящий там с 1951 года.

39d1ff0c5d0b814f4d69caca646.jpg

Театр Аристон

Театр «Аристон», расположенный на центральной улице Санремо,  прославился на весь мир после того, как с 1977 года «оккупировался» фестивалем, проводившемся до этого в муниципальном Казино.

Театр был построен и презентован в 1963 году по инициативе семьи Ваккино, управляющей и владеющей им до сих пор, на протяжении уже 3-х поколений. К созданию этого знаменитого концертного зала подошли со всей серьёзностью: при постройке было использовано драгоценное стекло с венецианского острова Мурано, а также мрамор, доставленный из Франции, Пьемонта и Тосканы. Фрески на потолке расписал художник Карло Кунео. Оркестровая яма вмещает целую сотню музыкантов. И по преданию под ней были замурованы оплетённые бутыли и стеклянные бутылки для более мягкого звучания. А занавес для сцены был изготовлен той же компанией, у которой в клиентах — миланский театр «Ла Скала» и туринский «Реджо». Театр состоит из шести залов, самый большой из которых, также названный «Аристон», рассчитан сейчас на 1909 гостей.

Именно его интерьерами любовались советские телезрители во время трансляций популярнейшего в СССР фестиваля, когда улицы страны пустели. Сегодня «Аристон» - по-прежнему одна из крупнейших и известнейших концертных площадок в Италии. И помимо «Санремо» тут проходят многочисленные мероприятия, среди которых Фестиваль Авторской Песни «Тенко», музыкальные и театральные спектакли, балеты, оперы, выставки, телевизионные передачи.

Как проходит конкурс

Фестиваль итальянской песни в Санремо (итал. Festival della canzone italiana di Sanremo) - конкурс поп-музыки, который проводится ежегодно в первые три месяца года, начиная с 1951 г.

Это один из самых главных медиа-ивентов Италии, который транслируется в прямом эфире как по местным телевидению и радио, так и по Евровидению. Всегда переполненный сюрпризами и полемикой это настоящее «зеркало нравов» итальянского общества, отражающее веяния политики, моду и настроения масс. Вместе с державой он расцветал и увядал, скандалы не обходили его стороной, ведущие двусмысленно шутили, гости и конкурсанты превращали свои выступления в митинги, а оркестры бунтовали.

a7aa38b8f752363fcea34f57e32.jpeg

Хотя с годами правила Фестиваля претерпевали разные изменения, в принципе, этот конкурс представляет собой соревнование в двух группах –  14 известных певцов и 8 новых молодых талантов, оригинальные песни которых должны быть:

- написаны итальянскими авторами и композиторами,

- спеты на итальянском языке или на одном из различных диалектов Италии,

- публично исполнены впервые.

При доказательстве нарушений одного из пунктов - происходит немедленная дисквалификация участника. Победитель определятся 50/50 решением профессионального жюри и путем всенародного голосования, проходящего посредством платных смс (1,02 евро). Все результаты голосования можно отслеживать в прямом эфире или в режиме он-лайн на официальном сайте фестиваля и в социальных сетях.

Фестиваль проходит 5 последовательных вечеров, с 21:00 до 01:00, и его программа в этот раз такова:

·  В первый день, вместе с официальным открытием, 7 из 14 участников исполняют сольно две своих песни (всего одну из которых жюри и зрители выбирают голосованием).

·  Во второй день, на тех же основаниях, выходят оставшиеся 7 участников, плюс звучат 4 песни от молодых (от 14 до 28 лет) исполнителей в номинации «Новые голоса», из которых в финал выйдут только 2.

·  Третий вечер все 14 участников исполняют выбранную голосованием песню, и звучат еще 4 песни проекта «Новые голоса». Здесь начинает формироваться структура финала.

·  Четвёртый вечер назван «Клубом Санремо», так как все 14 участников интерпретируют соло или в дуэте с какой-нибудь знаменитостью (певцы и актеры, в том числе и зарубежные) выбранную заранее песню, вошедшую когда-то в историю фестиваля. Также проходит финал проекта «Новые голоса».

·  Заключительный, пятый вечер, как и положено –  самый жаркий. На сцену выходят все 14 участников и снова поют ту самую, выбранную уже, песню. Голосование отсеивает проигравших, а оставшиеся в полуфинале снова исполняют свою песню. Среди них определяются 3 финалиста, которые ещё раз повторяют свои выступления. И, наконец, выбранный победитель в последний раз поёт свой шлягер. В общем, к концу фестиваля вы уже знаете наизусть все новые хиты.

С 2011 г. восстановлена традиция, согласно которой победитель представляет Италию на конкурсе Евровидение, в котором Италия не принимала участие с 1972 года, за исключением  1997. Итальянцы вообще считают себя самодостаточными и не нуждающимися в чьей-либо критике или оценке. И кстати, именно фестиваль Санремо в своё время послужил вдохновением для создателей конкурса Евровидение.

Помимо основных наград существуют также разные премии. «Премия критики», победа в которой присуждается решением представителей прессы, освещающей конкурс, с 1996 ей присвоено имя «Мия Мартини», в память её первой обладательницы. «Премия Воларе», название которой было вдохновлено знаменитой песней Доменико Модуньо, победившей на конкурсе 1958 года, –  за лучший текст. «Премия Лучо Далла» в честь скончавшегося в 2012 г. композитора, автора знаменитого Карузо.  Премия за лучшую аранжировку и др.

4b6f6fe9bfe8f9bdc8be39ade3a.jpg

Реальный победитель

Но всё же, кто бы ни стал официальным лауреатом, реальным победителем остаётся тот, чьи песни долго потом звучат по радио и ТВ, раздаются из окон, и продажи чьих дисков в дальнейшем бьют все рекорды. Как правило, такой «любимчик» определяется зрителями ещё до финала.

Кто же побеждает? У кого сильнее голос, или проникновеннее исполнение? У кого мелодичнее песня, или серьёзнее текст? Эксцентрик, или скромняга? Ветеран сцены, или «свежая кровь»? Вы знаете, а ведь каждый раз случается по-разному. Смотря этот конкурс уже много лет подряд, я поняла – победитель тот, кто на одной волне с народом. Песня и исполнение которого затронули струны души зрителей.

Так в своё время победил Доменико Модуньо с песней «Воларе», ставшей криком свободы Италии. За 3 минуты остатки послевоенного праха были сметены со страны, уставшей от депрессии и стоящей уже на пороге экономического бума. А Тото Кутуньо, Адриано Челентано, Альбано и Ромина, Рикки и Повери? Их хиты теперь уже ассоциируются с процветанием и стабильностью тех лет. И именно так в последние несколько лет на «Санремо» побеждают остро-социальные песни о боли, безответной любви, несправедливости, безработице, о будущем «без будущего» и т.д.

Билеты на фестиваль

Попасть на сам фестиваль, не смотря на дороговизну билетов почти невозможно. Продажей билетов, абонементов и распределением мест занимается организатор фестиваля - телерадиокомпания Италии RAI (Radio Audizioni Italiane). В первом секторе партера билеты не продаются, места там предназначены только VIP-гостям фестиваля. Во втором секторе партера часть билетов продаётся, а часть мест зарезервирована для прессы. Все остальные места также доступны частично, на усмотрение RAI.

Правда, существуют агентства-перекупщики, в среднем предлагающие билеты по следующим ценам:

1 вечер - Галерея € 420, Партер € 570.

2 вечер - Галерея € 450, Партер € 600.

3 вечер - Галерея € 450, Партер € 630.

4 вечер - Галерея € 525, Партер € 750.

5 вечер - Галерея € 550 - € 1050, Партер € 1875.

Хотя, на самом деле, продажа ограниченного количества абонементов (пакет билетов на все 5 вечеров) стартует всего дней за 40 до начала фестиваля. Запрос брони осуществляется, странным образом, по факсам, указанным на сайте фестиваля. Видимо это и называется «распределение на усмотрение» организаторов. И всего за 5 дней до начала конкурса не проданные абонементы (т.е. вы понимаете, что это почти не реально по цене 672 евро) позволяют открыть розничную продажу отдельно на любой  из вечеров. Цены, опять же, какие-то иллюзорные:

- первые 4 вечера в партере € 180 за каждый, а пятый € 660.

- первые 4 вечера в ярусах галереи € 100 за каждый, и последний € 320.

Но даже если вам не удалось купить билеты на фестиваль, само посещение которого уже является событием, не отчаивайтесь. Мультикамерную трансляцию всего мероприятия можно смотреть в прямом эфире у себя дома.

1b72ff073d4bda3ef26293f0933.jpg

Бюджет фестиваля

По данным итальянского IlGiornale, ежегодно сокращающийся бюджет «Санремо» в последние несколько лет составляет 18-20 миллионов евро. За всё платит RAI, не используя, правда, деньги налогоплательщиков от canone RAI (обязательный телевизионный налог во всех европейских странах, в Италии платится с 1954 г. и сейчас равен 113,50 евро в год) и привлекая, конечно же, спонсоров. Зарабатывает RAI на доходах от разного рода рекламы (самая дорогая - в прямом эфире в начале вечера), смс-голосовании, продаже дисков и отдельных синглов в сети (которые увеличиваются на 164%) и т.д. Фестиваль коммерчески выгоден авторам песен. Еще бы! Независимо от итогов конкурса – их прибыли растут, так как по закону об авторских правах они получают гонорар за каждое исполнение своих произведений.  А вот исполнители-участники зарабатывают только популярность и возможность заключения контрактов со звукозаписывающими студиями в дальнейшем.

Организаторам не всегда удаётся свести дебет с кредитом. В 2010 г. непокрытые расходы фестиваля составили 7,8 миллионов евро, в 2011 – 7,5 млн, в 2012 – 4,8 млн, в 2013 – 2,3 млн. В этом году RAI ставит цель уравновесить баланс, с повышением дохода в последующих годах. Всё это возможно только путём сокращения расходов и гонораров.

Популярность фестиваля определяется количеством телезрителей прямой трансляции. В 2013 г. это было около 50% итальянской аудитории, т.е. примерно 12 миллионов просмотров в первые 4 вечера, и около 13 – в финальный. Привлекли больше всего публики, несомненно: выступления Тото Кутуньо с Ансамблем песни и пляски Российской армии, отжимания Альбано, соло супруги экс-президента Франции Николя Саркози Карлы Бруни, новые романсы итальянского тенора Андреа Бочелли под фортепьянное сопровождение своего сына Амоса.

Но самым просматриваемым считается фестиваль 1999 года, когда на сцене с 10-минутной речью появился Михаил Горбачёв. В тот вечер было зарегистрировано  рекордное число просмотров - 15 835 000, т.е. 57% всего сегмента.

7 миллионов евро из бюджета фестиваля (с 2012 по 2014 гг.) выплачиваются муниципалитету Санремо. С 2009 по 2011 гг. эта сумма составляла 9 миллионов, и в 2015-17 гг. будет составлять 5,2 миллиона евро. Хотя город и так уже достаточно зарабатывает в дни фестиваля - на 340% повышаются запросы на проживание. На 30% повышается арендная плата, и владельцы гостиниц зарабатывают около 4,2 миллиона евро (в городе в эти дни около 20 тысяч гостей), на 82% повышаются визиты в муниципальное казино, которое зарабатывает в этот период около 3,4 миллионов евро.

800 тысяч евро составляет арендная плата театру Аристон.

Остальные расходы распределяются по статьям – гонорары (ведущим, танцорам, гостям), сценография и режиссура и др.

Гонорары ведущим. За 5 вечеров фестиваля их может быть несколько. В этом году гонорар ведущего Фабио Фацио (того самого, стоящего в 1999 г. на сцене с Горбачёвым) и комедийной актрисы Лучианы Литтицетто составит почти миллион евро. 600 и 350 тысяч соответственно, как и в 2013 г. Плюс выплаты по авторским правам на использование фото и видео кадров с ним - Il diritto d'immagine.

9856430fa69d8837e2a95b6a844.jpg

В 2012 г. гонорар одного из десятка ведущих – Джанни Моранди составил 800 тысяч евро за все 5 вечеров и 500 тысяч за рекламный промоушен. Итальянскому актёру Рокко Папалео заплатили 150 тысяч. 20-летней чешской фотомодели Иване Мразовой – всего 30 тысяч евро, так как первые 2 дня фестиваля её скосило с ангиной. И пришлось найти экстренную замену из находящихся в зале – итальянской фотомодели Элизабетты Каналис (бывшей подруги Джорджа Клуни) и скандальной аргентино-итальянской фотомодели Белен Родригес, сверкавшей со сцены своей татуировкой в форме бабочки в области бикини. Их гонорар составил по 60 тысяч каждой.

В том же 2012 г. Адриано Челентано, долго ведущий полемику и до последнего не подтверждающий свою кандидатуру в качестве ведущего, получил гонорар за появление на 2 вечерах – 700 тысяч евро, которые он полностью потратил на благотворительность. Мэры семи городов (Милана, Вероны, Флоренции, Рима, Неаполя, Бари и Кальяри), которые находятся в непосредственном контакте с народом и являются уважаемыми гражданами получили электронное сообщение от Челентано, в котором он попросил их сообщить имена семей, проживающие в условиях абсолютной нищеты.  Им он перечислил 500 тысяч евро. Остальные 200 тысяч евро были переданы итальянской гуманитарной организации «Emergency». Все расходы за свое проживание в Сан-Ремо на время проведения фестиваля состоятельный 76-летний певец оплатил сам. Вот такой вот он умница!

В том же году – хореографам Дэниэлу Эзралоу и Франко Мизериа за постановку и участие в шоу выплатили 400 тысяч евро, а всему шоу-балету 40 тысяч. Сценаристам 340 тысяч и режиссёру Стефано Викарио 75 тысяч евро.

Сильно утяжеляют бюджет гонорары мировым звёздам просто за их присутствие на фестивале. Джон Траволта и Хью Грант получили в своё время по 400 тысяч, Дженнифер Лопес и Дита Фон Тиз (включая стриптиз в стиле бурлеск) – по 700 тысяч, Дастин Хоффман – 180 тысяч, Шэрон Стоун – 250 тыс. евро.

Но гонорар швейцарско-итальянской актрисы Мишель Хунцикер (бывшей жены Эроса Рамазотти, ныне состоящей в браке с наследником фэшн-империи Труссарди) за ведение Санремо в 2007 г. в 1 миллион евро побил все рекорды фестиваля.

Детальный бюджет этого года пока ещё не известен. Как сказал в интервью итальянскому изданию директор RAI Джанкарло Леоне – «по счетам мы платим в конце».

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

фестиваль Санремо гонорары участников RAI Адриано Челентано

20.02.2014 • 00:33 3308

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus