Сегодня ремесленное искусство в Казахстане намного отстает от развитого ручного творчества соседних стран. К примеру, в Узбекистане ремесленники, ведущие многовековые династии и передающие традиции своего творчества из поколения в поколение имеют особые льготы, это касается и налоговых выплат. В Туркмении существует Министерство по коврам, которое регулирует поставку на мировой рынок туркменских ковров. Немалую долю ВВП обеспечивают ремесленники в Иране и в Индии. А в Кыргызстане функционируют целые деревни ремесленников, в стране зарегистрировано около 1000 мастерских, при том, что в каждой такой мастерской работают и мастера, и подмастерья. Сегодня в мире при слове «войлок» у большинства людей ассоциации возникают именно с киргизским творчеством – рассказывает Айжан Беккулова – между тем, «войлочное искусство», традиционно и для казахов… «Сегодня киргизский войлок становится брендом, считает Беккулова - Наши мастера не продают свои работы за рубежом. И мы очень сильно отстаем от наших соседей по масштабам выпускаемой продукции».
Сегодня во всем мире ощущается спрос на изделия ручной работы – рассказывает Беккулова. Это связано с развитием промышленности, считает она: «Изделие ручной работы несет в себе энергию мастера. Оно живое. По-своему опыту знаю, когда в плохом настроении садишься за работу, настроение мгновенно поднимается. Это закон. И теплота мастера, его любовь хранится в этом маленьком творении» - рассказывает мастерица.
Фондом Евразия в 2006 году было проведено исследование. Выяснилось, что в Казахстане работают около 800-900 ремесленников. Из них 41 процент старше 45 лет, и лишь 19 процентов - люди до 30 лет. Такие показатели говорят, что среднестатистический ремесленник в Казахстане стареет. Но Айжан Беккулова уверяет, что в нашей стране мастеров во много раз больше. Только в Туркестане городской администрацией было построено 100 мастерских. «Но, это, возможно связано с тем, что этот город находится на границе с Узбекистаном, а значит, большую роль сыграла и ремесленнические традиции, заимствованные у соседей».
Схожая база Британского ремесленного совета составляет более 30 тысяч индивидуальных предпринимателей, в Польше их более десяти тысяч, а за десять лет американская организация «Aid to Artisans» (Помощь ремесленникам) взаимодействовала со ста тысячами человек.
Сделать из своего мастерства полноценный бизнес, приносящий стабильных доход, казахстанским ремесленникам мешают многие факторы. Самый основной – это нехватка сырья. «Если в Кыргызстане над одним изделием трудятся десяток мастеров. То у нас один мастер создает изделие от начала до конца». В нашей стране мастера преимущественно занимаются ювелирным искусством и созданием изделий из войлока: «Но как это не парадоксально, в нашей животноводческой стране, существуют проблемы с таким сырьем, как шерсть! Фермерам легче ее просто закапывать или сжигать, а завод по обработке шерсти, в котором я закупаю сырье, продает минимум 1 тонну шерсти. Мастера не в силах закупать такое количество шерсти сразу. Покупают китайские предприниматели, обрабатывают, сами используют или перепродают нам!».
Около 15-ти лет Айжан Беккулова содержит собственный магазин «handmade». В нем можно найти результаты творчества около 30-ти мастеров. Работы в магазине, в основном, стоят от 1 доллара до 10 тысяч долларов. Особо дорогие изделия – это ювелирные украшения и их в магазине не хранят. Некоторые изделия раскупаются сразу, некоторые ждут своих хозяев годами. Кукла-индианка, так и висит много лет и уже стала «талисманом» магазина: «Любая вещь рано или поздно найдет своего обладателя. В нашем деле нет быстрых денег. Бывают сезоны, когда продажи неизменны, бывает месяцами нет дохода» - говорит Беккулова.
Айжан Беккулова уверена в том, что должна проводиться сертификация ремесленников, и выдаваться документальное подтверждение профессионального уровня мастера. Нельзя самоучке, после 2-3 месяцев практики, проводить тренинги и обучающие курсы.
Ремесленница Назира Шакаева занимается народным творчеством всего несколько месяцев. Проводить тренинги пока не собирается, для нее важнее оттачивать собственное мастерство. Но клиентов, по признанию мастерицы, уже достаточно. «Я раньше возглавляла отдел кадров в одной организации, но когда вышла в декрет, решила занять себя чем-нибудь. И занялась народным казахским ремеслом: созданием изделий из войлока». К своему творчеству Назира Шакаева относится в духе времени: она изготавливает даже специальные чехлы для гаджетов. А войлочные шашки – ее оригинальная идея. Несмотря на то, что мастерица создает полезные и практичные вещи ручной работы, бывает, что заказов нет совсем: «Иногда заказов не бывает, а иногда, просто шквал заказов. Был месяц, когда я заработала больше, чем за полгода работы в своей организации».
В Союз ремесленников Казахстана, возглавляемый Айжан, на сегодняшний день входят около 40 мастеров. У Союза есть представительства в семи областях Казахстана. Свей целью организация ставит поднятие статуса ремесленника и защиту его интересов и прав в аспекте бизнеса. Для этого важно освободить мастеров от налоговых пошлин. Тогда это даст толчок к развитию народного творчества, считает Айжан.
В Казахстане ремесленники могут хорошо зарабатывать
Так считает председатель Союза Ремесленников Казахстана Айжан Беккулова
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.