Сегодня арт-рынок в Казахстане развивается медленно, но положительная динамика все же ощущается, говорит искусствовед Баян Барманкулова.
Открываются новые галереи, экспозиции, имена. Только в Музее искусств им. Абылхана Кастеева в 2013 году прошло около 60-70 вернисажей, в том числе и международных. Сегодня в Алматы стабильно работающих галерей около 10-ти.
Это не высокий показатель, отмечают искусствоведы, но по сей день, южная столица остается городом, наиболее активным по части проведения художественных выставок.
Аукционный дом «BonArt».
В музее искусств имени Абылхана Кастеева открылась необычная выставка картин, которые в скоро будущем будут выставлены на торги аукционным домом.
Самая высокая цена назначена за картину знаменитого художника Ивана Айвазовского «Крымский берег». Ее начальная цена 130 - 150 тысяч долларов. В экспозиции представлены произведения и других классиков: Поля Гогена, Сальвадора Дали, Евгения Сидоркина.
Картины перечисленных художников выполнены в тиражной графике и выпущены более чем ста экземплярами.
Для взыскательных коллекционеров, картины, выпущенные в тиражной графике, не самый «лакомый кусочек», говорят искусствоведы.
Но за неимением другого, ценители живописи, приобретут и эти произведения. Тем более что каждый экземпляр сделан руками самого художника. Начальные цены картин прославленных мастеров таковы: «Две девушки на берегу» Поля Гогена – 5000 долларов, «Космическая кавалерия» Сальвадора Дали – 3000-4000 долларов, «Дотан Батыр из серии казахский эпос» 1000-1500 долларов.
«Можно приобщиться к первым именам за небольшие деньги» - говорит директор аукционного дома Максим Ткаченко.
«Всех интересуют первые казахстанские имена, такие как Кастеев, Шарденов, Айтбаев, Калмыков, но, в последнее время, появился интерес к салонной европейской живописи, в ценовом диапазоне от 3000 до 10000 долларов».
По словам Ткаченко, покупка картин знаменитых художников – разумные инвестиции для коллекционера. Но и нельзя исключать вероятность, что потомки коллекционера не перепродадут выросшую во многие разы картину на аукционе, а подарят музею: «Возможно, картины, которые вы здесь видите, когда-нибудь окажутся в наших музеях» - говорит Максим Ткаченко. И возможно, картина «Откровенный разговор» самого Абылхана Кастеева, сегодня временно прибывающая в стенах родного музея, когда-нибудь здесь и окажется…
Серик Буксиков: «Я свободный художник, но не свободный креативный директор».
Серик Буксиков один из наиболее популярных алматинских художников. Свой успех он объясняет не только художественной составляющей своих произведений, но и грамотной продюсерской работой.
«Да, когда-то считалось, что художник должен быть бедным, и на голодный желудок пишется лучше. Но сейчас времена изменилась, сознание людей стало другим, и прошлые истины уже не работают».
Его галерея-студия находится в здании известного торгового центра. Арт-пространство художнику предоставили практически безвозмездно.
Руководство мола посчитало, что «художественный бутик» создаст особую артистическую атмосферу.
В будущем Буксиков планирует открыть «художественную лабораторию» в «Парке инновационных технологий»: «Там будет центр по созданию произведений из серии «digitalart». Искусство сливается с современными технологиями. В своем творчестве я использую возможности фотографии, планшетной графики, и, конечно, инструменты классической живописи».
В среднем на создание картины художник затрачивает несколько суток: «Бывает, не сплю, вдохновение придет, я не могу остановиться». Цены на картины художника от 2000-3000 долларов.
Римма Цаканян, директор галереи «Арвест»: «Художники расплачиваются картинами»…
Галерея была создана в кризисном 2007 году: «Когда я в 2007 году открыла галерею, в этом же году закрылось пять других галерей» - рассказывает директор Римма Цаканян.
За шесть лет галерея провела около пятьдесяти выставок: «Мы не гонимся за количеством, не берем денег у художника за проведение выставки. Наша галерея – это не выставочный зал».
Галерея – это бизнес, который не принесет быстрого дохода, - убеждает Римма.
«В галереи не продаются предметы первой необходимости, это не продуктовый магазин. Поэтому не стоит рассматривать галерею, как бизнес… Содержать галерею – это достаточно дорогое удовольствие, а мировая практика такова, что галереи обычно живут за счет дотаций государства. Многие дамы полагают, что это привлекательный, «женский» бизнес. И сразу пойдет прибыль. Бывает несколько недель без продаж, бывает, картину годами не покупают. Это все риски. А затраты: аренда, зарплаты, охрана, налоги – постоянные. Все художники говорят: денег нет. А если художник, я вижу, талантливый, то иду ему на встречу и организовываю его выставку. Получается, я работаю как продюсер, организовала выставку художника и продолжаю с ним работать. У нас с ним устанавливаются долгосрочные отношения. Художник расплачивается картинами. Наша надбавочная стоимость от 30 процентов».
Пока невозможно представить, каковы денежные обороты в казахстанском арт-рынке. Есть художники, «работающие в стол», есть те, кто с более ощутимым успехом продают свои картины. Коллекционеры покупают картины, в основном, только именитых отечественных художников, а современная живопись пользуется успехом только у редких любителей. Но подобная тенденция совершенна естественна, ведь казахстанской живописи немного-немало 100 лет. Чтобы достичь уровня Франции, с ее многомиллионными оборотами в арт-рынке, должно пройти, как минимум, еще 200 лет, уверена искусствовед Баян Барманкулова.