Сейчас очень много говорится о популяризации культуры и искусства, о привлечении широких масс к культурным событиям. Важность этого процесса состоит в повышении общей культуры в обществе, так как каждый из нас хочет жить не просто в светлом будущем, но и в светлом настоящем. Однако при этом почему-то забывается, что культура – прежде всего воспитание, воспитание себя, своей души, а значит, это не просто развлечение, а работа. Почему-то мы не воспринимаем классическое искусство как работу, работу нашей души, коим оно по сути и является. Прослушать произведения Баха или Шостаковича – это не значит только развлечься, это значит получить удовольствие от процесса совершенствования самого себя.
Между тем в расцвет поп-культуры произошла подмена понятий, искусство в массовом сознании стало восприниматься как чистой воды развлечение. Каждое мероприятие теперь должно стать шоу. Вот на такое шоу à la classique на этой неделе я имела несчастье попасть.
Имя Марата Бисенгалиева давно стало своеобразным брендом и знаком качества. Когда ты видишь афиши с его именем, ты всегда знаешь, что тебя ждет парение от радости услышанного. На концерте, прошедшем на этой неделе на сцене ГАТОБ им. Абая под названием «Жизнь для вечности», посвященном памяти брата маэстро Сагадата Бисенгалиева, такого не случилось.
Музыкальная программа вечера была наполнена этнической музыкой «Симфонического оркестра Алматы» под управлением г-на Бисенгалиева. Этнофольклорная группа «Туран» совместно с хором «Казына» под управлением Галымжана Берекешева во время первого отделения вечера исполнили симфонические сюиты известного английского композитора Карла Дженкинса «Тлеп» и «Шакарим».
Г-н Дженкинс писал сюиту как самостоятельное произведение, но основой ее стало народное творчество казахов, и даже отдельные части этой сложной композиции сохранили названия песен-прототипов: «Заман-ай», «Карлыгаш», «Дударай» и другие. Премьера сюиты состоялась в 2006 году в лондонском «Ройял Альберт-холле». Сюита «Тлеп» была написана английским композитором по заказу известного казахстанского мецената Сапара Искакова.
В целом исполненные произведения представляют собой синтетический музыкальный стиль, в котором соединились классическое, фольклорное, джазовое и эстрадное направления.
По всей видимости, необычный жанр произведений организаторы концерта решили усилить при помощи необычного танцевального сопровождения. И так симфонический концерт на академической сцене стал превращаться в шоу. Танцевальная труппа арт-балета «Сейшн» под управлением Мурата Алиякпарова, работающая в таких направлениях как варьете, джаз, freakи перформанс (согласно информации из программки мероприятия), светилась неоновым светом под музыку скрипок и виолончелей.
В один прекрасный момент сцену озарило зарево, и на ней появился танцевальный дуэт «Гром и Лола». Опять-таки, согласно информации из программки, танцевальный дуэт уже более 10 лет в шоу-бизнесе, их репертуар включает классические, юмористические, романтические и тематические номера. «Для этого профессионального дуэта приоритетом всегда остаются уважение к сцене и многочисленным поклонникам, красота и грация человеческого тела», – сообщают организаторы.
Второе отделение концерта было посвящено самому известному произведению г-на Дженкинса Adiemus. В этом произведении автор совмещает классические и этнические инструменты с человеческим голосом в качестве инструмента, ведь все слова в песнях Adiemus лишь набор букв, которые выдумал сам автор. Он так пишет в буклетах для альбома Songs of Sanctuary и Cantata Mundi: «Тексты песен Adiemus написаны как бы фонетически. Это значит, что слова в них исполняют роль инструментальных звуков, то есть вокалист играет на своем голосе и ему подыгрывает оркестр. Таким образом, я считаю, можно создавать универсальную музыку, которая приятна на слух благодаря своим земным корням и бессмертна. С ее помощью, я уверен, люди станут более сплоченными и дружелюбными».
На голосовом инструменте в Алматы играла опять-таки представительница отечественного шоу-бизнеса Ситора Назарова.
Настоящим апогеем вечера стал выход уже упомянутого арт-балета «Сейшн» в образах, достойных бразильского карнавала, с перьями и святящимися люстрами на головах.
В целом вечер оставил четкую ассоциацию со сценой из трогательного фильма девяностых «Окно в Париж», где классический музыкант Николай отказывается играть во фраке без штанов в нудистском клубе.
Г-н Дженкинс создал много музыки для рекламы, дважды получив приз в этой области. Возможно, наиболее известной его работой является классическая тема, использовавшаяся в телерекламе компании по продаже алмазов De Beers. Карл Дженкинс позже включил ее как заглавный трек в альбом Diamond Music и в итоге создал Palladio, используя его в качестве темы первой части.