Оперный театр Ла Скала (итал. Teatro alla Scala или La Scala) в Милане, потрясающая акустика которого стала легендой на века, является одной из визитных карточек Италии. И культурный туризм предполагает его посещение хотя бы раз в жизни. Это визит, к которому нужно отнестись как к дегустации хорошего вина – не просто выпить все залпом, а присмотреться к цвету, ощутить аромат и уж потом сделать глоток. Это ритуал, который начинается с изучения репертуара и афиш, выбора спектакля, покупки билетов и подбора нарядов. Ведь театр – это особый ивент, где вечерние платья, меха, драгоценности, театральные сумочки и бинокли придутся как нельзя кстати.
Где находится
Театр находится в историческом центре Милана, недалеко от шедевра готической архитектуры – Дуомо, от которого, пройдя через торговую галерею Витторио Эммануэле, вы выйдете на площадь Piazza alla Scala. В центре нее с высоты своего постамента смотрит прямо на театр знаменитый изобретатель, художник и ученый Леонардо да Винчи.
Из истории театра
Здание театра, не особо выделяющееся на фоне миланской архитектуры, было построено в конце XVIII века в элегантном неоклассическом стиле на месте церкви Санта-Мария делла Скала, откуда и произошло название самого театра. Церковь, в свою очередь, получила название в ХIV веке не от «лестницы» (scala), а от покровительницы – представительницы рода правителей Вероны по фамилии Скала (Скалигер) – Беатриче делла Скала (Regina della Scala).
Внешняя строгость экстерьера разительно контрастирует с богатством, красотой и изяществом интерьера: фойе, зала, игорных комнат и буфетов. Мрамор, хрусталь, обивка красным бархатом, шелком и жаккардом, позолоченные кисти и бахрома (отлитая из металла, кстати) – все это держит марку и сейчас.
Здание было оборудовано специальным порталом для подачи конных экипажей, а оперный зал исполнен в форме громадной подковы (100 х 38 м) и снабжен классической ярусной моделью расположения лож (5 ярусов и почти две сотни лож). Учитывая, что каждая ложа могла принять до 10 посетителей, общая вместимость театра получалась внушительной.
Театр с особой пышностью был открыт 3 августа 1778 года премьерой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа».
«Театр этот дышит величием и роскошью: здесь каждую минуту видишь не менее ста рядовых певцов или статистов, одетых так, как во Франции одевают актеров на первых ролях. Для одного из последних балетов сшито было 185 костюмов из бархата и атласа. Затраты огромные!» – писал в своих дневниках пораженный Стендаль, посетивший театр. И это действительно так. Мы купили билеты в первую ложу нижнего яруса и хотя до сцены было рукой подать, вооружившись биноклем, рассматривали в деталях отделку костюмов, прически и украшения актеров. Что и говорить, они безупречны – сочетание различных типов ткани, бисера, жемчуга, мехов и декоративных строчек. По ним можно изучать историю костюма и стилей. А грим актеров тут правильнее будет назвать макияжем – легким, профессиональным, но достаточно характерным. В отличие от грима актеров в наших театрах, где выразительность почему-то придают усилением цвета и формы, превращая грим в маску.
Сам термин «театр оперы» подразумевал наличие постоянной труппы, оперных вокалистов, собственного оркестра, дирижера и, конечно же, режиссера. Поскольку в Teatro La Scala во главе угла стояла опера, то его активная деятельность была разделена на несколько сезонов: весну, лето, осень и сезон карнавала. Первые три сезона содержали серьезные произведения, в то время как карнавальный сезон перемежал легкие сюжеты с театральными постановками и балетом.
Самые знатные семьи Италии, проникшиеся любовью к театру, вкладывали около миллиона лир для совершенствования Ла Скалы на ее заре. Ведь для них там происходили не только камерные постановки, но и такие экстравагантные мероприятия, как коррида и большие картежные посиделки. Аристократы встречались лишь там, открытых приемов в частных домах уже не было. «Увидимся в Скала», – говорили они друг другу, назначая свидание по любому поводу. По сути, театр был центром светской и культурной жизни страны.
Разрушенный в 1943 году Teatro della Scala в послевоенные годы пережил несколько реконструкций. Последняя из них была с 2001 по 2004 годы и обошлась итальянской казне в 61 млн евро. В частности, была переработана главная сцена театра, которая отныне может вмещать до трех действий одновременно. Помимо строительных работ и реставрации внутренних интерьеров, согласно современным требованиям пожарной безопасности, в театре было сокращено общее количество мест для зрителей до 2030. Подкова зала вытянулась вдоль королевской ложи, партера и пяти ярусов лож.
Акустика в зале действительно сногсшибательная – нам казалось, что даже в глубине зала слышен шорох платьев на сцене. А встречают и сопровождают гостей так называемые «Маски», одетые по традиции, как и 200 лет назад, в строгие черные одеяния с огромными медальонами на массивных цепочках на шее.
Музей Ла Скала
Кстати, при театре есть музей, повествующий о его жизни. Портреты знаменитых оперных див, среди которых особой популярностью пользуется полотно кисти Карла Брюллова с Джудиттой Паста в костюме Анны Болейн, мраморные бюсты нескольких выдающихся композиторов, посмертная маска Верди, макеты к наиболее выдающимся постановкам, музыкальные инструменты и другие памятные экспонаты. Стоимость билета – 6 евро, вход – слева от парадного входа в Ла Скала.
Репертуар театра
В начале XIX века значительную часть репертуара делла Скала составляли произведения великого мастера бельканто – Россини. Именно он ввел моду на многогранную вокальную технику и оперу-сериа (серьезную оперу). Начиная с 1822 года, репертуар театра пополнился произведениями Беллини и Доницетти. В то время блеск итальянской оперы и пышные светские мероприятия, проходившие в della Scala, вскружили голову английскому поэту Байрону, французскому писателю Стендалю и произвели неизгладимое впечатление на русского композитора Михаила Ивановича Глинку, который напишет свои лучшие произведения в итальянском стиле.
С приходом в театр виртуозного итальянского композитора Джузеппе Верди итальянская опера становится главным искусством страны и даже Европы. Помимо чисто эстетического удовольствия итальянцы получали эмоциональный посыл к единению нации, призыв освободиться от власти Австро-Венгерской империи. Верди умело маскировал революционные порывы в исторических сюжетах своих произведений, однако звание «маэстро революции» прочно закрепилось за ним. Творчество Верди имело оглушительный успех и преобразило сущность театра.
Появление в Ла Скала молодого, экспрессивного и харизматичного Артуро Тосканини, в свои 20 лет прославившегося виртуозным исполнением оперы «Аида», – это одновременно невероятное стечение обстоятельств и судьба. Он становится дирижером и художественным директором театра оперы. Кипучая деятельность маэстро затронула все, начиная от подъема занавеса – не горизонтально вверх, а раздвижение по вертикали – до обязательного правила сдавать головные уборы в гардероб, чтобы гарантировать хороший обзор зрителям, сидящим на задних рядах партера. Взяв за основу творческое наследие Джузеппе Верди, Тосканини постоянно работал над обновлением театрального репертуара. Именно ему принадлежала идея обратиться к опере, созданной Робертом Вагнером. Помимо этого репертуар оркестра значительно расширился за счет симфонических произведений.
Современный репертуар театра рассчитан на самый разнообразный вкус, здесь можно увидеть постановку классиков – Верди, Вагнера, Пуччини, Беллини, Россини, Гуно, Чайковского, Мусоргского, Доницетти. Однако новые веяния также не чужды режиссерам театра, модные новинки и альтернативное прочтение известных произведений регулярно присутствуют в репертуаре Ла Скала.
Театральный сезон начинается каждый год 7 декабря, в главный миланский праздник – день покровителя города святого Амвросия, и длится почти год – до конца ноября, в августе театр не работает. Открытие всегда отмечается наиболее ярким и ожидаемым действом, но билеты на него стоят раз в 10 дороже обычных и их так просто не достать.
Для того чтобы выбрать «свой» спектакль, надо предварительно, хотя бы кратко, ознакомиться со всеми, например, в «Википедии», или посмотреть трейлеры на YouTube: длительность, действующие лица, сюжет и т.д. Мы, к слову, попали на 4-часового «Дона Карлоса» Джузеппе Верди. И такой длинной, мрачной и трагичной оперы не ожидали, несмотря на все мастерство режиссера, актеров, оркестра и костюмеров.
Стоимость и заказ билетов в Ла Скала
Стоимость билетов в Ла Скала колеблется от 13 до нескольких сотен евро. В среднем за 200 евро есть возможность купить хорошее место. Билеты можно приобрести как на сайте или в кассах театра, так и в букинг-агентствах – конечно же, переплачивая. На сайте театра вы можете совершить виртуальную прогулку по нему и ознакомиться с условиями покупки билетов и абонементов, ценами и скидками, репертуаром, картой зала и даже виртуальным обзором сцены с выбранного вами места – очень полезная вещь!
Места с хорошим обзором будут стоить дороже других, а вот за самыми дешевыми (от 13 евро), без мест, на верхних галерках придется поохотиться. На каждый спектакль музыкальная ассоциация «Аккорд» выделяет 140 билетов по такой цене. Работает это так: в день вечернего спектакля надо будет подойти к кассам театра в 13.00 (готовьтесь к огромной очереди) с документом, удостоверяющим вашу личность. Отстоять очередь за пронумерованной контрамаркой (в одни руки выдается одна именная контрамарка), а в 17.00 еще раз подойти к этим кассам, чтобы обменять ее на именной билет, опять же с документом и в огромной очереди. Есть контрамарка, но забыли документ в отеле – «До свидания!» Вот такой вот нудный контроль, все во избежание спекуляции билетами. Кратко говоря, в погоне за такими билетами теряется в мучительных очередях практически полдня с риском остаться с носом.
Наиболее ценны места в партере, на галерее, фронтальные ряды в ложах (то есть №1 и №2). Однако опера Ла Скала ценится превыше всяческих земных богатств, и о билетах стоит позаботиться заранее. Покупая, например, наши билеты онлайн почти за полгода (!) до спектакля, мы нашли в ложах всего 2 последних, причем в разных сторонах зала. И это несмотря на их стоимость в 400 евро. Правда, приятный молодой человек в кассе театра за пару часов до спектакля сам предложил нам их обменять, причем совершенно бесплатно, на 2 фронтальных и в одной ложе. За что мы ему очень благодарны. Действительно, в ложах со всех других мест, кроме 1 и 2, почти не видно сцену. Учитывайте это при покупке билетов. Хотя истинные ценители оперы предпочитают устраиваться в галереях, где, по их мнению, самая лучшая акустика.
Несмотря на имеющиеся в наличии электронные ваучеры, отстоять ту огромную очередь пришлось и нам. Если купленные онлайн билеты не пришли к вам по почте в конверте по указанному адресу (в другие страны включительно), то за 15 дней до спектакля вы сможете снова получить их в кассе театра. Но если вы придете в день спектакля, то получите их не раньше, чем за час до спектакля, парадокс: только после той сумасшедшей очереди за 13-евровыми билетами.
В стоимость любого билета входит только театральная программка на листе формата А4, которую надо взять самому в фойе. Но можно за 15 евро купить полноцветную многостраничную брошюру на 5 языках (4 европейских и японском). Там вы найдете почти все, что касается вашего спектакля, – историю, тексты, фотографии и краткие биографии актеров, режиссера и оркестра, эскизы и фотографии костюмов и декораций и др. А следить за текстом оперы на итальянском или английском языках можно на маленьких электронных экранах, установленных в ложах.
Театральный сезон Ла Скала 2013-2014
Грядущий сезон главного оперного театра мира особо не изобилует новыми постановками и состоит из 16 спектаклей. Открывает и закрывает сезон в честь 200-летия Джузеппе Верди его «Травиата» с сенсацией в истории легендарной сцены – постановка знаменитой оперы на этот раз будет от русского режиссера Дмитрия Чернякова. 7 из 10 опер нового сезона будут итальянскими – Верди, Россини, Доницетти, Масканьи, из которых от Верди – «Травиата», «Трубадур» и «Симон Бокканегра» с участием Пласидо Доминго (ноябрь 2014). Будет показана опера Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Дмитрия Чернякова. А к интригующим новинкам также можно отнести «Троянцев» Гектора Берлиоза. Все детали вы всегда можете найти на сайте театра.
Балетный сезон откроется 17 декабря и представит шесть традиционных балетов, не редких на миланской сцене: «Ромео и Джульетта» Макмиллана, «Дон Кихот» и «Лебединое озеро» (последний – постановки Рудольфа Нуриева) с участием звезд Большого и Михайловского. Среди программы одноактных балетов – «Юноша и смерть», в котором будет занят «Этуаль Ла Скала» Роберто Болле совместно с премьером Михайловского театра Иваном Васильевым. Также будут представлены серия показов балета Джорджа Баланчина «Драгоценности» и одноактные балеты Алексея Ратманского, в которые включены «Русские сезоны» с участием Светланы Захаровой и Андрея Меркурьева.
Театральные расходы Европы
Количество опер нового сезона Teatro alla Scala – на три спектакля меньше предыдущего.
Генеральный менеджер театра Стефан Лисснер после 9 лет у руля заявил, что решение о сокращении числа постановок было принято «в связи с экономическим кризисом и уменьшением финансирования». Он отметил, что за последний год государственное финансирование театра было уменьшено на 5 млн евро. Руководство «Ла Скала» могло компенсировать потери за счет сокращения числа репетиций, закрытия оперной школы или увеличения цен на билеты, однако предпочло вместо этого сократить количество постановок.
«Поддержать Ла Скалу – значит поддержать страну, – призывает спонсоров мэр Милана Джулиано Пизапиа. – За каждый инвестированный в театр евро городу возвращается 2,7».
В среднем по Европе поступления из госказны достигают до 50% бюджета крупных оперных театров. А бюджет венской «Штаатсопер», по слухам, даже превосходит финансирование национальной армии.
По данным исследования Паолы Дубини, директора центра ASK (Art, Science e Knowledge) миланского Университета Боккони, около 200 спектаклей Ла Скала в год, посещаемых 400 тыс. зрителей (с быстро увеличивающейся русскоязычной аудиторией), собирают в кассы 30,2 млн евро. Государственные дотации покрывают 30% бюджета этого театра, составляющего 116 млн евро. А 43 млн евро, как и в старые добрые времена, – это дотации миланских меценатов.
Сравнивая бюджеты с тремя ведущими европейскими театрами и начиная со знаменитой стоимости персонала оперных трупп (самый «тяжелый» элемент в финансовой отчетности любого театра), исследование показывает, что во французской Opéra di Parigi (на 54% финансируемой государством) субсидии покрывают 98% расходов на персонал, в лондонском Royal Opera House – 63%, а вот в итальянской Ла Скала – всего 51%.
Бюджет Парижской оперы каждый год поддерживается 105 млн государственных евро, тогда как итальянская казна выделяет на Ла Скалу всего 46 млн евро.