USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.37$
BTC
98504.80$
+460.900

Художественный контекст современности

Мы живем в мире контекстов. Каждое новое событие образует цепочку смыслов с предыдущим. Этот феномен современности нашел свое от...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Художественный контекст современности- Kapital.kz

Мы живем в мире контекстов. Каждое новое событие образует цепочку смыслов с предыдущим. Этот феномен современности нашел свое отражение и в искусстве. Для полноты его восприятия зрителю просто необходимо погрузиться в «среду создания» того или иного арт-объекта.

В связи с этой особенностью современного концептуального искусства каждая работа, представленная на 55-й Венецианской биеннале, сопровождается обширным комментарием, объясняющим дискурс произведения. Дискурс – это продукт коммуникативного действия, но не просто текст, а актуально произнесенный текст, вербальный продукт.

В этом отношении постмодернистское понятие дискурс как нельзя лучше отражает всю полноту «внутренней жизни» художественных инсталляций. Дискурс как социально обусловленная организация системы речи, а также как определенный принцип, в соответствии с которым реальность классифицируется и репрезентируется в те или иные периоды времени и характеризует арт-объект. Дискурс социально обусловлен, и идеологическая социализация осуществляется именно в дискурсе.

Китайские табуретки истории

Главным автором павильона Германии в этом году стал китайский диссидент Ай Вейвей. Он известен не только своими арт-работами, но и противостоянием китайским властям. Таким образом, Германия вопреки желанию китайских официальных властей бесповоротно изолировать художника, снова предоставляет место его работам на своей территории.

Для 55-й Венецианской биеннале знаменитый китайский художник и архитектор подготовил инсталляцию, состоящую из 887 старинных табуреток, собранных в единую скульптуру. Как пояснил сам автор, 887 деревянных стульев на трех ножках дожили до наших дней со времен правления династии Цин – последней из императорских династий, правивших Китаем. Ай Вейвей собрал табуретки в одну гигантскую скульптуру. И эта махина, по задумке автора, как будто парит в воздухе, а посетители павильона проникают в нее и гуляют непосредственно внутри нее. «Конструкция довольно сложная. В ней есть пара стабилизирующих соединений, но я старался не портить табуретки. Инсталляция должна производить впечатление чего-то летящего или падающего, кому как нравится», – подчеркнул Ай Вейвей.

Табуретки автором были выбраны не случайно. Они олицетворяют, с одной стороны, переход к массовой культуре и массовому же сознанию, ведь вручную сделанные табуретки в свое время заменили поставленные на поток пластмассовые стулья. С другой стороны, художник видит в них символ индивидуальности, попираемой в современном Китае.

Хороший день для велосипедиста

Остросоциальный подтекст затронули в своем павильоне в этом году и англичане. Так, художник Джереми Деллер вспоминает эпизоды из британской новейшей истории и «мстит» королевской семье. На огромной фреске автора изображена сова, занесенная в Красную книгу. В мире осталось всего 20 особей, живущих в дикой природе, и это один из символов Великобритании. Гигантская птица крушит Land Rover – еще один символ Британии. Эта фреска отсылает зрителя к эпизоду 2007 года, когда принц Гарри подстрелил на охоте две редких птицы.

Более того, г-н Деллер описывает павильон как личный музей истории страны, с различными объектами, начиная от топоров эпохи неолита до приватизационных чеков для фабрик Уильяма Морриса, выданных в России в начале 1990-х, – следов денационализации промышленности, которая привела к возникновению олигархов.

«Большая игра» Казахстана

В неофициальной части программы 55-й Венецианской биеннале современное казахстанское искусство было представлено на выставке под названием «Дефрагментация истории», организованной фондом International Art Development Association.

Термин «дефрагментация» позаимствован из информатики, где он означает процесс обновления и оптимизации логической структуры раздела диска с целью обеспечить хранение файлов в непрерывной последовательности кластеров. Этот феномен казахстанские художники применили и к нашей истории. «Факты и события истории Казахстана должны быть собраны и проанализированы, выстроены в единый гармоничный ряд», – пояснила художница Зауреш Телебай. Художники старались говорить с молодежью на понятном и вызвать интерес у молодого поколения к собственной истории.

194462dd7a51a8305f63a9dc007.jpg

Г-жа Телебай совместно со своим мужем Галимом Мадановым создали работу, которая и озаглавила всю экспозицию. В ней художники использовали название книг, где употребляется термин Great game (Большая игра), означающий противостояние Англии и России на пространстве Евразии. С приходом советской власти игра прекратилась, а после распада СССР начался второй ее тайм. К ней подключились и новые игроки.

«Мы собрали 40 названий книг начиная с авторов ХIХ века и заканчивая нашими современниками. Буквы, использованные в работе, сделаны из хлеба. Ведь хлеб это не только плотская пища, но и пища для размышлений», – заметила г-жа Телебай. Кроме этого, определенный символизм художники вложили и в цветовую гамму арт-обьекта, состоящую из золотого цвета и цвета нефти.

Также в рамках казахстанской выставки в Венеции Саид Атабеков представил свою работу «Одежда Чингисхана». По задумке автора, в гипертрофированном костюме великого правителя любой человек может пролезть через рукав или штанину, чтобы буквально на себе прочувствовать масштаб этой исторической фигуры и его значение в истории.

История вопроса

Венецианскую биеннале считают своеобразным «Оскаром» в мире современного искусства. Безусловно, она является самым престижным мировым арт-событием.

Идея Венецианской биеннале возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико. Она была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции». На первой биеннале были представлены работы художников из 16 стран. Престиж биеннале вскоре достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году, ее регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда. В те же годы стартовало строительство первого павильона для выставок в стране, вокруг которого в квартале Кастелло с 1907 года начали строиться павильоны других держав. Уже в 1930 году мэрия Венеции перестала управлять выставкой, и биеннале перешла под контроль Италии.

В 1930-х годах в рамках биеннале основаны международные фестивали музыки, театра, кино, в 1975 – Международная выставка архитектуры.

За всю историю своего существования Венецианская биеннале лишь дважды брала паузу. От традиционно проводимой выставки пришлось отказаться в период Первой мировой войны в 1916-1918 годах и в 1942-1947 годах из-за губительной Второй мировой войны.

В последние годы международная выставка проводится в Венеции в нечетные годы с июля по ноябрь. Венецианская биеннале подразделяется на несколько направлений: выставка архитектуры, фестиваль театрального искусства, фестиваль современного танца, фестиваль современной музыки и международный ежегодный кинофестиваль. Кроме того, отдельным структурным подразделением выставки в Венеции является исторический архив современного искусства, в котором собрана библиотека каталогов всех ранее проводимых выставочных мероприятий, а также многочисленные материалы, имеющие прямое отношение к биеннале.

 Хотя старейшие павильоны XIX – начала XX века традиционно расположены в тенистых садах Джардини, выставочные мероприятия давно вышли за территориальные рамки венецианских садов: театры, парки, выставочные комплексы, дворцы кино – экспозиции «разбросаны» по всему городу.

«Это довольно странно, учитывая тот факт, что Венеция – настоящий город-музей, – утверждают эксперты информационного портала hochuvitaliu.ru, – в котором даже ручки на дверях меняются только с письменного согласия муниципалитета. И вот теперь – острова Голубой Лагуны и набережная Большого Канала просто «утыканы» скульптурными и архитектурным композициями, которые поражают зрителей своими невероятными амбициями, идеями и формами». 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.