С 1 июня по 24 ноября в рамках одной из самых престижных выставок современного искусства 55ой Венецианской биеннале каждый желающий сможет ознакомиться с «достижениями искусства» стран Центральной Азии.
Тематикой для центрально-азиатского павильона в этом году было выбрано стихотворение Абая Кунанбаева «Зима». «В нашем концепте мы используем стихотворение в двух направлениях», – поясняет Аятгали Тулеубек, один из кураторов центральноазиатского Павильона на 55-й Венецианской биеннале. «Во-первых, мы рассматриваем зиму как природное явление с потенциальным трансформационным характером, так как она предшествует весне и ее снег дает место для расцвета весны».
Кроме того, кураторы рассматривают поэзию как ключевой инструмент для символизации коллективных стремлений и вдохновения социальных перемен. «Наш проект нацелен на то, чтобы привнести визуальную рефлексию о текущем социально-политическом контексте Центральной Азии, применяя инструменты поэтического и метафорического языка.Мы реконтекстуализируем произведение Абая, чтобы обратиться к современному социально-политическому и культурному контекстам. Зима является метафорой стагнации, то есть замороженного культурного и публичного дискурса», - уточняет Аятгали Тулеубек.
Кураторы Тиагу Бом и Аятгали Тулеубек воспринимают зиму как метафору социально-политической ситуации, как суровую и безысходную пору. Всего в центрально-азиатском павильоне было представлено шесть работ, из которых две казахстанские. «При выборе работ, мы руководствовались с одной стороны субъективным взглядом на работы, но в большей степени – на кураторский концепт всего биеннале», - подчеркнул куратор.
Первая казахстанская работа – это совместная инсталляция молодых отечественных художников и сценографов Камилла Курманбекова и Ерлана Туякова. Они трансформирую национальный казахский символ дома и очага – юрту. Художники задумываются тем самым о переосмыслении традиционных казахских ценностей в современном мире.
Вторая работа – это серия фотографий зимних пейзажей Астаны Икуру Куваджима, японского фотографа, живущего в Казахстане. «Несмотря на то, что это документальная фотография, автор критически рассматривает город. Ведь, как нам кажется, Астана в большей степени является большим пиар-проектом, и элементом идеологии. Куваджима деконструирует архитектуру столицы как проявление идеологии», - считает Аятгали Тулеубек.