Пятница. Вечер. В полумраке ночного клуба звучит джаз. Вдохновенные мелодии сменяются ритмичной импровизацией. Певица и ее бэнд предлагают разделить с ними минуты творческого драйва. Здесь все настоящее – голос, музыка и эмоции. Премьера новой локации «Real Jazz Club» (на Шевченко-Сейфуллина) состоялась. Интеллектуальная музыка выходит из подполья.
«Капитал.kz»: Как изменилась клубная культура в Алматы за последние 5 лет?
Айгуль Карбаева, директор «Real Jazz Club»: Этот сегмент развивается в зависимости от того, что более актуально. Как видите, в моде стиль 80-х годов, ретро, диско и, конечно же, поп-направление. Мы выбрали свой путь. Джаз – это мировой уровень и выше планка. К тому же, это импровизация, а для этого нужны большой талант и профессионализм, высший пилотаж. Хочется, чтобы джаз в Казахстане стал более актуален.
(На фото: Айгуль Карбаева, хозяйка «Real Jazz Club»)
Гаухар Сатарова, солистка группы «Steps»: Клубная культура делает гигантские шаги, но хаотично. Сегодня появилась масса клубов, которые вообще непонятно зачем созданы. Их владельцы ничего не понимают ни в музыке, ни в культуре. Открывают гей-клубы, проповедуют непонятно что. А кто-нибудь хочет, чтобы его ребенок там проводил время? Думаю, нет. Недавно мы отказались играть в одном клубе. Если однажды я там появлюсь, мне потом будет не по себе. Всех денег не заработаешь, а репутация портится быстро.
Джазовая музыка отличается от всего, и публика, соответственно, тоже должна быть подготовлена и внешне и духовно. А в большинстве наших клубов по-прежнему диджеи играют чужую музыку. Это больше для тела, а не для души. Воспитывать поколение нужно на качественном продукте. Так что я поддерживаю Айгуль во всех начинаниях. Как бизнесмен, она идет на определенный риск.
«Капитал.kz»: Джаз всегда считался «музыкой не для всех». Какова сегодняшняя аудитория?
Айгуль Карбаева: Джаз «молодеет». Появилось много юных и поклонников и музыкантов. Иногда меня удивляют новые гости, они любят джаз, хотя по ним этого и не скажешь. Это хорошо! Многие музыканты приходят в клуб: коллег послушать и поимпровизировать. У нас и такое возможно.
Гаухар Сатарова: Интерес к джазу отлично заметен на фестивалях – залы полные. В «мирное» время людей поменьше, но те, кто приходит однажды, возвращаются снова и снова. На мой взгляд, «Real Jazz Club» единственный настоящий джаз-клуб в городе. Заведение молодое, но перспективы огромны.
«Капитал.kz»: В связи с чем возрос интерес к джазу?
Гаухар Сатарова: Большую роль сыграло продвижение этой культуры в массы. В конце 90-х мы начинали что-то делать на сцене, люди видели это действо и проникались. Джазовая музыка не терпит фальши. Она по-настоящему прекрасна. Если хотите, это одно из самых сложных направлений в музыке и самое честное. А зрителю нравится атмосфера доверия и открытости. По сути, в джаз-бэнде нет солистов. У нас солирует каждый. Мне кажется, не полюбить после этого джаз невозможно. Когда я сама впервые побывала на джазовом концерте у Жанны Саттаровой, ничего не поняла. Но в целом стало интересно, и с каждым разом джаз все больше захватывал мое сердце. Затем я каждый вечер посещала выступления. Поняла, что это любовь.
Айгуль Карбаева: Джаз – это театр, где актер напрямую со зрителем в контакте. А поп-музыка – сравнима с кино, где есть дубли и возможность перезаписать неудачный момент. Недаром многие знаменитые артисты держат в приоритете театр, потому что там не схалтуришь. Можешь показывать свой талант ежедневно – значит ты звезда! Джаз невозможно спеть под фонограмму. Поэтому эта музыка всегда жива.
«Капитал.kz»: Кого приглашаете выступать в клубе из отечественных и зарубежных музыкантов?
Айгуль Карбаева: К сожалению, в Алматы очень мало джаз-бэндов. Есть школа джаза, но готовых профессионалов можно пересчитать по пальцам. У нас выступает Жанна Сатарова. Она легенда и основоположница джаза в Казахстане. С группой «Steps» мы не только вместе работаем, но и семьями дружим. Коллектив «Дара» делает интересные аранжировки. По старому адресу у нас часто Виктор Хоменков выступал со своей командой, Диана Самыкен с «Talismanband». Конечно же, мы делаем микс. То есть приглашаем известные группы, которые исполняют современные хиты и ретро. Это делается для того, чтобы зритель, послушав интеллектуальную музыку, мог и потанцевать.
Основное правило – петь вживую. Оно распространяется на всех исполнителей. Например, Ваня Бреусов и его группа пели. Не на всех площадках живой звук возможен технически. Но мы это сделали приоритетом. Зарубежных музыкантов приглашаем, в основном из Москвы. Они уже второй сезон подряд открывают джазовые сейшны. Ведем переговоры с Бельгией, Норвегией, Австрией – они тоже приедут к нам.
Гаухар Сатарова: Незабываемой была картина, когда однажды десять стран одновременно играли на сцене. Такое возможно только здесь. Это был потрясающий джем-сейшн! Мы толком не знали друг друга. Но каждый музыкант изучил 300 стандартов джазовых песен, и потому получилось здорово (не путать импровизацию с творческим беспорядком).
«Капитал.kz»: Алматинская публика довольна избалована. Чем удивляете аудиторию?
Айгуль Карбаева: Действительно публика избалована еvent-агентствами и зарубежными артистами. С ними конкурировать сложно. Однако часто приезжают знаменитости прошлых лет, потому что наши люди немного живут прошлым. А мы привозим артистов, которые работают сейчас, профессионально растут одновременно с нами и с вами. За этим процессом увлекательно наблюдать. Их имена, конечно, не так известны, как поп-исполнителей, ведь их почти не крутят на радио. Но даже несмотря на это, послушать их приходит масса людей. А представляете, что будет, если их творчество запустить в радио и телеэфир?
Гаухар Сатарова: Клубную шоу-программу к джазу не прилепишь. Тут изюминка в другом – играют одну и ту же старую композицию, но каждый раз по-разному. В этом и вкус – услышать и постараться различить нюансы. Я могу ходить годами в один и тот же клуб на одну и ту же группу. Получать наслаждение, зная, что сейчас прозвучит такая-то песня. И ждать, как же они ее исполнят на сей раз?
«Капитал.kz»: Каким образом проходит процесс популяризации?
Гаухар Сатарова: Сложно продвигать творчество в наших СМИ. Запишешь песню, снимешь клип, а за это не только потребуют больших денег, но и поставят тебя на одну планку с некачественными певцами-однодневками. Это обидно. Мы не для того десятилетиями трудимся и развиваемся, чтобы в итоге настолько себя не ценить.
Казахстанские музыканты хотят собрать форум и обсудить насущные вопросы. Мы защищаем честь нашей страны, продвигаем имидж Казахстана за рубежом, вносим свой вклад. Но для нас нет поддержки, которая нам так нужна сегодня. Хочется, чтобы у наших музыкантов были возможности показывать людям свои труды. На днях приезжали 10-15 продюсеров из Англии. Планируют проект в этно-ключе, провели кастинг среди наших этно-исполнителей. Жанна Сатарова прошла отбор с двумя песнями на казахском.
(На фото: Гаухар Саттарова, солистка группы «Steps»)
«Капитал.kz»: Какие инструменты используете для продвижения клуба?
Айгуль Карбаева: На телевидении размещать рекламу дорого. Чаще мы делаем это на радио, в Интернете (соц.сети), помогают также афиши и сарафанное радио. У нас очень много друзей среди музыкантов. Они приходят сами и приводят свою аудиторию. Получается один плюс еще десять. Стараемся привлекать своей многогранностью. В «Real Jazz Club» приходят ради музыки, ради кухни, ради дружеской атмосферы. Кулинарию тоже можно связать с музыкой – одно и то же блюдо всегда готовишь по разному. И песни тоже звучат каждый раз иначе. В таком деле больших денег не заработаешь. Это больше пропаганда культуры. В которую, приходится вкладывать, вкладывать и еще раз вкладывать.
«Капитал.kz»: Какая кухня соответствует концепции джаз-клуба?
Айгуль Карбаева: Специальное направление мы не выбирали. Главный принцип - люди приходят послушать хорошую музыку, значит и насладиться должны отменными блюдами. У нас в приоритете европейская кухня, есть охотничье меню, рыбное меню (четверг - рыбный день), японская кухня. То есть эдакий фьюжн.
Гаухар Саттарова: Мне часто задают вопрос: «Вам не обидно, когда вы поете, а народ кушает?» Первое время мне было неприятно. Я, например, никогда не ем если музыканты работают. А теперь многое изменилось - окультуривается. И при первых аккордах многие отодвигают тарелку и делают перерыв в трапезе. Это приятно! Ведь так можно обидеть и музыканта и повара. То есть, не оценишь по достоинству весь букет ароматов того или иного блюда, и музыку не послушаешь.
«Капитал.kz»: К какому сегменту относится «Real Jazz Club»: бизнес, люкс, эконом?
Айгуль Карбаева: Мы предпочитаем не заморачиваться на этот счет. В городе есть масса заведений, где все с шиком-блеском, а души нет - ни в интерьере, ни в творческом наполнении. Здесь должно быть просто, вкусно и стильно. Чтобы человек отдохнул, насладился и полюбил джаз.
Автор - Алина Кириловская