Центр международных программ Министерства образования и науки разработал изменения в Правилах присуждения международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашақ». Изменения разработали с учетом результатов мониторинга реализации программы и анализа коррупционных рисков. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Центра международных программ.
Нововведения коснулись семи направлений:
1. Новый перечень приоритетных специальностей.
Перечень приоритетных специальностей будут формировать с учетом среднесрочного прогноза потребности рынка труда. Прогноз предоставит уполномоченный орган по вопросам занятости на основе анализа и перспектив социально-экономического развития страны. Это поможет подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут востребованы на предприятиях и организациях страны.
2. Упразднены квоты.
Это изменение предоставит равные возможности для всех кандидатов. Все претенденты должны быть самостоятельно поступившими в зарубежный вуз. Также новыми Правилами отменена ранее предоставляемая предварительная языковая подготовка, за исключением кандидатов из сельской местности.
3. Повышение требований по знанию государственного и иностранных языков.
По новым Правилам проверка уровня знаний языков в рамках отборочных туров исключена. Претенденты должны будут самостоятельно сдать тесты и предоставить сертификаты знания государственного (KazTEST В1) и иностранных языков (эквивалент IELTS 6.5) при подаче документов.
4. Сокращено количество туров конкурсного отбора.
Вместо шести туров будет всего 3. Упразднили оценку мотивационных и рекомендательных писем, а также тур по определению уровня знаний государственного и иностранного языков. Отборочные туры будут состоять из комплексного теста для выявления уровня интеллектуального и эмоционального IQ, индивидуального собеседования с членами независимой экспертной комиссии, и рассмотрения кандидатов Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом.
5. Повышены требования к составу независимой экспертной комиссии.
Теперь вместо трех членов комиссии принимать решение будут не меньше пяти человек. Весь процесс отбора претендентов и все заседания комиссии будут транслироваться онлайн. Количество вопросов, в том числе и дополнительных, которые комиссия сможет задать во время своей работы, будет четко регламентировано.
6. Автоматизируют прием и конкурсный отбор.
Полностью автоматизирован процесс приема документов претендентов через личный кабинет претендента на сайте электронного правительства. Для минимизации человеческого фактора сейчас работают над тем, чтобы автоматизировать этапы конкурсного отбора по примеру отбора в Президентский кадровый резерв.
7. Изменения в работе администратора программы.
С сентября 2019 года вносят изменения в работу администратора программы: в совет директоров Центра международных программ включили четырех независимых директоров, привлечены профессиональные кадры в профильные подразделения, в том числе из числа выпускников программы «Болашақ», сокращено число представительств за рубежом. Внедрены должности пресс-секретаря и уполномоченного по этике, упразднены должности двух советников и одного вице-президента Центра, а также сокращен штат. Введена должность комплаенс-офицера, задача которого урегулирование конфликта интересов, а также предотвращение возможных нарушений законодательства.
«Изменения, которые мы вносим, направлены в первую очередь на повышение прозрачности распределения стипендии «Болашақ». Мы исключили всевозможные коррупционные риски, которые существовали до этого времени. Мы хотим, чтобы в нашей стране только объективно лучшие из лучших могли получить образование по международной президентской стипендии», – сообщила президент АО «Центр международных программ» Айнур Карбозова,.
Новые Правила будут размещены на официальном сайте АО «Центр международных программ» www.bolashak.gov.kz после утверждения Постановлением Правительства РК.