В каком направлении развивается EduTech в Казахстане

Через 10 лет 65% нынешних школьников и студентов освоят профессии, которых сейчас не существует

Share
Share
Share
Tweet
Share
В каком направлении развивается EduTech в Казахстане- Kapital.kz

По данным исследования Microsoft и The Future Laboratory, 65% нынешних школьников и студентов через 10 лет освоят профессии, которых сейчас не существует. Современные технологии не только создадут рынки для новых специальностей, но и усложнят задачи, которые стоят перед ними. В первую очередь трансформация затронет сферу образования, так как именно от нее будет зависеть, получит ли рынок труда квалифицированные кадры. Специалисты компании BTS Digital проанализировали современную систему образования и выяснили, в каком направлении она развивается.

Как система образования борется с вызовами времени

Пятнадцать лет назад большинство казахстанских студентов мечтали выучиться на финансистов и юристов. Сегодня картина другая: растет спрос на технические специальности. Какие профессии станут популярными в будущем – вопрос открытый. Однако уже сейчас можно предположить, что залогом успеха для специалистов станет не ставка на стабильную профессию, а умение адаптироваться к изменениям.

Проблема в том, что системы образования могут быть слишком оторваны от реальной жизни, а потому не способны подготовить специалистов, чьи знания и навыки будут актуальны в будущем. Как итог: снизится качество образования. Казахстанская система образования сейчас находится на распутье и пытается справиться с несколькими вызовами.

Общество в Казахстане формирует запрос на качественное и современное образование. Казахстанцы хотят повышать свою квалификацию и устранять недостаток знаний, полученных в школе и университете. Поэтому они ищут альтернативные способы получить новые умения и навыки – например, системы онлайн-образования и репетиторов. Этот тезис иллюстрируют растущие расходы на дополнительное образование, а также увеличение стоимостного объема рынка образования РК. Так, по данным аналитиков компании «Яндекс», казахстанцы стали чаще тратить деньги на книги, услуги образовательных учреждений, репетиторов, мастер-классы и тренинги. А стоимостный рынок образования в стране в 2016-2018 годы увеличился на 19,9%. Кроме того, в этот же период в стране на 8,5% выросла численность учащихся образовательных учреждений.

Система формального образования не может удовлетворить спрос на знания и навыки, нужные современным специалистам. Причин множество: маленькие зарплаты педагогов, низкая квалификация кадров, неспособность перехода на более высокие требования, нюансы законодательства, слабый менеджмент в образовательных учреждениях. Помимо этого, по данным международного исследования TALIS, казахстанские учителя на втором месте по объему недельной нагрузки среди исследованных 48 стран мира. Как результат, все это приводит к нехватке квалифицированных специалистов в школах и университетах.

Что сейчас есть в EduTech-сфере Казахстана

По данным исследования рынка онлайн-образования, проведенного по инициативе издания East-West Digital News, объем мирового рынка образования составляет $4,5-5 трлн. При этом на онлайн-образование приходится только 3% ($165 млрд). Однако по прогнозам аналитиков, к 2023 году этот рынок увеличится до $240 млрд. По данным Комитета по статистике МНЭ РК за 2016 год, в Казахстане объем услуг, оказанных организациями образования, составил $4,9 млрд (1,6 трлн). Без учета частных учреждений и компаний. При этом рынок частных школ в 2018 году достиг $52 млн (20 млрд тенге).

«Что касается казахстанского EduTech-рынка, то он все еще в зачаточном состоянии. Большинство местных компаний ориентированы только на внутренний рынок, поэтому они сталкиваются с его недостаточной емкостью. Как итог, их ждет неминуемая смерть или стабильная, но не растущая выручка. Однако есть выход и возможность масштабироваться – тесное партнерство с правительством и внедрение в государственные школы. Подобный подход позволяет отбить инвестиции за пару лет. Соответственно найти финансирование на подобный формат сотрудничества значительно проще», – прокомментировал руководитель отдела по развитию отношений с партнерами BTS Education Ардак Бердибеков.

Что касается казахстанских проектов, то сейчас на рынке их около 70. Например, научный журнал OYLA, онлайн-школа программирования wunder.kz и проект по онлайн-обучению и трудоустройству Jumys.Bar. Эти проекты конкурируют как с западными компаниями, так и компаниями из ближнего зарубежья.

С развитием цифровых технологий в казахстанской сфере образования появляется множество новых игроков и ниш. Вот некоторые примеры:

сервисы по созданию образовательного контента для учебников и онлайн-издательств;

сервисы для управления обучением: онлайн-проверка посещаемости занятий, электронные дневники и платформы с обучающим контентом;

сервисы, которые помогают школьникам и абитуриентам определиться со своей профессией;

сервисы, которые помогают школьникам при поступлении в вузы. Это могут быть порталы и форумы с полезной информацией;

сервисы или учреждения, которые предоставляют бесплатные и платные онлайн-курсы;

технологические продукты для образования: интерактивные доски, учебные планшеты и прочее.

В каком направлении будет развиваться EduTech

1. Перерождение школы

В последнее время родители все чаще убеждаются в том, что формат современных школ устарел. За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в 2 раза, из-за чего многократно возросло психологическое давление на детей. Это негативно сказывается на психике школьников и служит одной из причин увеличения детской смертности от суицидов.

Именно поэтому одно из основных направлений EduTech – «перестройка» школ и внедрение в образовательный процесс новых форматов. Например, поколение Z предпочитает учиться через игры. Поэтому в будущем учебный процесс изменится и включит в себя технологии профессиональной ориентации через игры, использование гаджетов и интерактивные методики обучения. При этом сам процесс обучения станет более персонализированным, а кабинетно-урочная система, напротив, исчезнет, как и традиционные инструменты обучения (мел, парта, доска). Это, в свою очередь, сильно повлияет и на статус педагога в обучении: в будущем профессия учителя трансформируется, и одним из главных требований к специалистам станет умение использовать технологии.

2. Трансформация вузов

Работодатели все чаще говорят о том, что образование не играет никакой роли при приеме на работу. Например, чтобы устроиться в Apple или Google, иметь диплом о высшем образовании не обязательно. Главное – практические навыки, личные качества и желание работать. В результате молодые специалисты понимают, что при приеме на работу важнее иметь опыт, нежели диплом престижного университета. Таким образом, люди все чаще отказываются от формального образования, а «бумажный» диплом теряет свою значимость.

В ближайшем будущем образование станет гибким и будет ориентироваться исключительно на конкретные потребности студентов. Это полностью трансформирует подход университетов к учебному процессу: исчезнут «ненужные» и непопулярные предметы, а теоретические лекции уступят место практическим занятиям. Поэтому люди перестанут стремиться к получению диплома, как к конечной цели, а главным станет желание получить практические знания и опыт реальных задач.

Это изменит формат взаимодействия университетов, государства и бизнеса. Государство чаще начнет поддерживать различные акселерационные программы, стартапы и программы для молодых специалистов. Бизнес, в свою очередь, начнет создавать учебные программы и ресурсы на базе университетов, чтобы самостоятельно готовить будущих специалистов.

3. Легализация онлайн-образования

Онлайн-образование – это главный тренд в EduTech-сфере. Потому что это не только удобно, но и позволяет учесть потребности всех людей – даже с особыми потребностями – и дать всем одинаковый доступ к знаниям. Коснулся этот тренд и Казахстана – местные университеты уже работают над программами, которые можно пройти онлайн, а различные стартапы создают онлайн-платформы для обучения. В ближайшие несколько лет значимость этого рынка будет расти.

В будущем такой подход позволит отказаться от очной формы образования в пользу надомной. А это, в свою очередь, потребует совершенствования нормативно-правовой базы: принятия закона о легализации обучения на дому и приравнивания онлайн-обучения к формальным видам образования. Таким образом, казахстанцы смогут получить диплом онлайн, а местные университеты будут вынуждены совершенствовать свои программы, чтобы иметь возможность конкурировать с сервисами.

Алексей Спиридонов, руководитель направления бизнес-аналитики BTS Digital

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.