Бытует мнение, что спрос на казахстанских пилотов на местном рынке невелик. Между тем, по словам старшего менеджера по рекрутингу и брендингу авиакомпании «Эйр Астана» Натальи Абдуллатыповой, такое мнение ошибочно. Она поясняет, что спрос на пилотов из Казахстана только растет. В интервью центру деловой информации Kapital.kz менеджер рассказала, как авиакомпания мотивирует своих сотрудников и получают ли они 13-ю зарплату.
- Наталья, каким требованиям должен соответствовать претендент на должность пилота в «Эйр Астане»? Какие есть требования к пилотам по летным часам?
- Согласно текущим планам развития в штат компании требуются командиры воздушных судов и вторые пилоты в большом количестве.
Для пилотов очень важны такие качества, как психологическая стойкость и умение быстро реагировать в экстремальных условиях, способность мгновенно переключаться от решения одной задачи на решение другой, им нужно иметь отличное здоровье.
Для того чтобы устроиться в «Эйр Астану», пилоты должны иметь летную лицензию, другие сопутствующие документы и определенное количество часов налета. Мы рассматриваем вторых пилотов с минимальным налетом от 200 часов. Все требования к пилотам размещены на сайте job.airastana.com, там же у кандидатов есть возможность оставить заявку на рассмотрение.
- Наблюдается ли в настоящее время дефицит пилотов на рынке Казахстана? Насколько эта проблема критична?
- Дефицит пилотов наблюдается не только в Казахстане, но и по всему миру – за пилотов на рынке идет усиленная борьба. Квалификация казахстанских пилотов достаточно высокая, большая часть из них устраивается на работу за пределами страны: в Катаре, ОАЭ, России, Беларуси, Вьетнаме, Саудовской Аравии.
Сейчас мы активно привлекаем действующих пилотов через реферальные программы – это инструмент поиска персонала, где действующие сотрудники рекомендуют своих знакомых в нашу компанию. Как только рекомендуемый кандидат успешно проходит отбор и подписывает трудовой договор с «Эйр Астаной», сотрудник, рекомендовавший успешного кандидата, получает вознаграждение.
Кстати, мы запустили большую рекламную кампанию по привлечению пилотов из Казахстана и стран СНГ.
В 2008 году наша компания дала старт программе подготовки пилотов с нуля «Ab-initio». Цель программы заключалась в восполнении нехватки квалифицированных летных кадров. Мы вдвое увеличили количество кадетов, отправляемых в лучшие летные школы Европы. Программу завершили 219 человек. В результате должность вторых пилотов заняли 140 специалистов, стали командирами 33.
Для привлечения большего количества талантливых кандидатов на программу подготовки пилотов частично были упрощены этапы прохождения конкурсного отбора. Например, сертификат IELTS 6.0. запрашивается только после того, как кандидат прошел конкурсный отбор. Также была автоматизирована анкета для кандидатов на позицию пилота, для них был сокращен список документов для подачи заявки на позицию пилота, был разработан материал с описанием процесса отбора – материал высылают каждому кандидату заранее. Перед последним этапом отбора проводится ознакомительная сессия на авиасимуляторе, которая помогает кандидату в пилоты адаптироваться и успешно пройти финальный отбор.
В настоящее время разрабатываем подготовительный курс для всех, кто хочет стать пилотом.
- Расскажите о составе вашего пилотного состава, какова доля пилотов-экспатов? С чем связан тренд по привлечению пилотов из-за рубежа?
- В связи с тем, что на казахстанском рынке наблюдается дефицит пилотов, наша авиакомпания привлекает пилотов из Испании, Италии, Великобритании, Латинской Америки и Юго-Восточной Европы. Кстати, за счет привлечения летного состава из-за рубежа казахстанские пилоты перенимают иностранный опыт. Сейчас доля иностранных пилотов в нашей авиакомпании составляет 24%. Иностранные пилоты работают в нашей авиакомпании на правах аутстафинга. То есть их работодателем является агентство по поиску и найму пилотов, которое предоставляет авиакомпании определенное количество пилотов определенной категории.
- Сколько в среднем зарабатывают пилоты «Эйр Астаны»?
- Их зарплата напрямую зависит от количества часов, проведенных в небе, от должности и стажа работы.
- Насколько часто вы повышаете зарплаты своим сотрудникам, от чего это зависит?
- Заработная плата казахстанских пилотов ежегодно повышается. В условиях девальвации и нестабильности курса тенге недавно компания приняла решение привязать оплату летного состава к курсу евро.
- Как в целом вы мотивируете своих сотрудников, например, пилотов, бортпроводников?
- В нашей компании сформирована сильная корпоративная культура, в основе которой лежат высокий профессионализм и качество выполняемых нашими сотрудниками своих обязанностей. Своих сотрудников мы мотивируем тем, что предоставляем им возможность постоянно обучаться, предлагаем им широкий социальный пакет: развозка, скидки на перелеты, предоставление займов на приобретение жилья, корпоративный пенсионный план (дополнительно 5-8% от заработной платы «Эйр Астана» откладывает на счета пилотов).
Также наши сотрудники получают бонусы от прибыли компании – до двух заработных плат, ежегодные годовые бонусы – 13-ю зарплату.
Уточню, например, на пилотов оформляется медицинская страховка (в Казахстане и за рубежом), полис страхования жизни (гражданско-правовой ответственности работодателя), полис добровольного страхования от несчастных случаев, а также полис по страхованию от потери лицензии пилота в случае, когда пилот списан по состоянию здоровья.
- Почему вы решили принять участие в «Премии HR-бренд Центральная Азия»?
- Мы практически каждый год номинируемся в этой премии, с момента ее старта в Казахстане. Для нас это некая традиция. Наша авиакомпания уже имеет несколько наград.
В 2016 году мы были отмечены в номинации «Казахстан» с программой подготовки пилотов Ab-initio. В 2017 году – в номинации «МИР» с проектом HR Digitalisation, в 2018 году – в номинации «МИР» с проектом KC Recognition – электронная система признания заслуг, в которой каждый сотрудник может отправить благодарность любому коллеге.
«Премии HR-бренд Центральная Азия» - это профессиональная площадка для обмена опытом, где можно ознакомиться с другими hr-проектами и поделиться своими идеями.
- Какие проекты в hr-сфере вы планируете внедрить?
- Как и многие компании, мы не стоим на месте. Для нас очень важно развитие, автоматизация и оптимизация процессов для получения нужного результата. А какие проекты мы планируем внедрить, можно будет узнать в рамках будущих премий.