Эрнар Курмашев: В будущем хотим из Almaty Film Festival сделать фестиваль класса А
АВТОР

21.06.2019 • 13:13 2333

Эрнар Курмашев: В будущем хотим из Almaty Film Festival сделать фестиваль класса А

Формат фестиваля очень интересен нашей аудитории, говорит кинопродюсер

Казахстанская киноиндустрия - одна из самых молодых, куда можно прийти студентом, который увлекается компьютерной графикой, а стать большим продюсером, запускающим одни из самых кассовых проектов на рынке. Эрнар Курмашев именно из таких людей. С чего он начинал и как стал одним из учредителей самой успешной частной кинокомпании Astana Film Fund - в нашем материале.

fc65c67e6b824ff6e54cd767379.jpg

- Эрнар, ваша большая карьера в кино даже началась кинематографично – с ядерного взрыва. Точнее, с его изображения - ваша студия компьютерных эффектов сделала его для фильма «Подарок Сталину» Рустема Абдрашова….

- Верно. Это был мой первый опыт в кино. Я тогда впервые выступил в качестве продюсера VFX (эта аббревиатура используется для обозначения визуальных эффектов. - Авт.). Как я попал в этот бизнес? Будучи студентами КазНТУ им. Сатпаева и учась на инженеров, мы с сокурсниками часто использовали 3D-графику для своих студенческих проектов. Получалось неплохо. Увидев перспективы 3D-анимации и ее востребованность на рынке, мы открыли компанию, которая делала 3D-визуализацию и анимацию для архитектурных и строительных компаний. Мы очень быстро начали развиваться, но в 2008 году столкнулись с кризисом, и все проекты встали. Компания Kazakhstan Computer Graphics была на грани банкротства. Нам пришлось искать новые ниши, в которых требуется компьютерная графика. Узнав, что для фильма "Подарок Сталину" нужно смоделировать ядерный взрыв, предложили режиссеру свои услуги.

- Откуда была уверенность, что сможете это сделать?

- Мы, конечно, до этого не делали ничего подобного. Но примерно знали, как этого добиться, у нас были определенные навыки и необходимое программное обеспечение. Так что рискнули - смоделировали на компьютере, показали, и всем понравилось. Пришлось, конечно, потрудиться - изучить физику процесса, вникнуть во все детали, а еще предложили очень низкую цену, чтобы заказали у нас, а не у россиян. Но мы все правильно сделали, ведь в итоге открыли для себя совершенно новую область – кино. Оказалось, это был первый визуальный эффект для полнометражного фильма, произведенный в Казахстане.

- Как думаете, не случись кризиса в строительном бизнесе тогда, оказались бы сейчас в кино или нет?

- Думаю, со временем в любом случае пришел бы в киноиндустрию, потому что еще в школе мечтал о создании полнометражной анимационной ленты. Мы открывали свою студию KCG (Kazakhstan Computer Graphics) с мечтой о том, что когда-нибудь сможем делать такие же крутые мультфильмы как Уолт Дисней и студии Pixar и Dream Works.

- Как произошел этот эволюционный скачок из продюсера VFX в кинопродюсера?

- Свою карьеру я делю на три этапа: первый прорыв у меня произошел, когда наша студия начала сотрудничать с «Казахфильмом», то есть с фильма «Подарок Сталину». После чего о нас стали говорить в продюсерских кругах, к нам начали обращаться Тасболат Мерекенов, Арман Асенов и другие продюсеры. Это совпало со временем, когда президент «Казахфильма» Ермек Амирханович Аманшаев отправлял молодых кинематографистов на обучение в New York Film Academy. Нужны были именно англоязычные специалисты, и мы вместе с режиссером Фархатом Шариповым, актером Азаматом Ашимовым оказались в первом потоке. После этих курсов кинопроизводства я и понял, что вполне могу стать кинопродюсером.

- Разве за месяц можно научиться кинопрофессии?

- Возможно, прозвучит неправдоподобно, но это был мощный интенсив. Мы учились с утра до позднего вечера. И было очень увлекательно. Я инженер по образованию и тогда не понимал ничего в кинопроизводстве, а тут окунулся в процесс с головой. И я понял, что такое подготовительный, продакшн- и постпродакшн-периоды, написание сценария, чем занимаются оператор, режиссер, продюсеры. Обучение в NYFA построено таким образом, что мы попробовали себя во всех сферах независимо от специальности, сами учились снимать, монтировать и даже быть актерами. Работали в декорациях студии Universal, где снимались такие легендарные фильмы как «Война миров», «Пираты Карибского моря», и за возможность получить такой опыт я очень благодарен «Казахфильму».

- А второй прорыв был, когда вы стали заниматься в кино не только спецэффектами?

- Да. Большой опыт я получил на драме Егора Кончаловского «Возвращение в А», где работал линейным продюсером. Потом был амбициозный проект, первое казахстанское фэнтези, фильм Ахата Ибраева «Книга легенд: Таинственный лес», где я выступил исполнительным продюсером. Затем был очень важный для меня фильм «Дорога к матери» Акана Сатаева, ведь там мы начали работать совместно. Если на проекте «Жаужурек мын бала» мы с ним не сильно пересекались, то на «Дороге к матери» стали сотрудничать очень плотно. Мы каждый день встречались, общались, и я все больше понимал, что мы с ним мыслим в одном направлении. Акан - это человек, у которого можно многому научиться, ведь он не просто режиссер, у него есть и продюсерская жилка. Сотрудничество с ним открыло для меня новые горизонты в киноиндустрии.

- Вы организовали вместе частный кинофонд - Astana Film Fund…

- Да, и с этого начался третий этап в моей карьере – мы сняли фильм «Районы». Этот фильм стал моим первым коммерческим кинопроектом, который я снял как независимый продюсер.

- Как мне кажется, вы никогда не упускаете шансы, вы ведь когда учились в New-York Film Academy всего месяц, уже приехали домой с каким-то грандиозным проектом, в котором должны были сниматься звезды уровня Энтони Хопкинса?

- Это уже было чуть позже. Благодаря моему хорошему владению английским всех потенциальных международных партнеров «Казахфильм» отсылал ко мне. Я стал постоянным участником кинорынков и кинофестивалей в США и Европе, появились связи. Так я познакомился с американскими продюсерами и режиссером Чаком Расселом, который снял такие фильмы как «Маска» с Джимом Керри и «Царь Скорпионов». Он предложил вместе поработать над проектом, рабочее название которого Arabian Nights – «Арабские ночи». Это была такая восточная приключенческая история с Синбадом, Аладдином и Шахерезадой. Предварительное согласие на съемки были получены от таких звезд как Энтони Хопкинс, Дуйэн (Скала) Джонсон, Лиам Хемсворт.

- Проект должен был быть масштабный...

- Авторы были готовы снять 40 процентов фильма в Казахстане, а также были готовы привлечь казахстанских актеров в обмен на частичное финансирование – около 10 млн долларов при общем бюджете 70 млн.

- И что с проектом?

- Там целая история. Начиналось все хорошо. Чак раза три прилетал к нам. Для поиска локаций, кастинга. Мы уже начали подготовительный период. Но стали случаться пробуксовки как с нашей стороны, так и со стороны американских продюсеров. В итоге проект решено было поставить на консервацию. Но мы постоянно на связи с Чаком. И у меня остается мечта когда-нибудь все-таки снять этот фильм, потому что я влюблен в сценарий. Я уверен, что такой проект может стать для Казахстана таким же, как «Властелин колец» стал для Новой Зеландии. Все знают, что «Властелин колец» не только сделал Новую Зеландию узнаваемой и туристически привлекательной, но и создал серьезную индустрию, мультипликативный эффект которой положительно повлиял на все сферы экономики страны.

99fd6a9d08cccdef27f68951b41.jpg

- Во всем мире продюсеры – это самые богатые люди в кино, а в Казахстане?

- Как и в любой профессии, все зависит от человека, если он инвестирует в свое образование, развитие, много работает, разумеется, он добьется успеха и материального благополучия. К тому, что я имею сейчас, я шел больше десяти лет и продолжаю активно работать и развиваться. К примеру, у меня есть стартапы по разработке технологий виртуальной реальности, дополненной реальности. Перспективное, на мой взгляд, направление.

- А были ли у вас продюсерские ошибки?

- Конечно, бывали. Ведь учусь профессии я на своем собственном опыте. Фильм «Она» Акана Сатаева стал убыточным, мы не учли маркетинговый бюджет и из-за этого недобрали, но зато начали сотрудничать с мэйджором – компанией «XX ВЕК FOX» и вместе прокатывали это кино в 5 странах СНГ. Другой мой промах - это был фэнтези-фильм «Книга Легенд: Таинственный лес» Ахата Ибраева. Но там нам не хватило финансирования, и, хотя мы даже сами вложились своими трудозатратами и доделывали компьютерную графику на голом энтузиазме, картина, увы, не получилась. Мы не получили ни кассы, ни пиара, ничего. Но на ошибках учатся, и это опыт. И я стараюсь, чтобы он вышел максимально недорогим.

- Поговорим о другом вашем детище - Almaty Film Festival. Месяц назад вы были на Каннском кинофестивале, где прошла его презентация, каковы результаты?

- Результаты отличные, наш стенд вызвал большой интерес. Мы уже начали подготовку ко второму кинофестивалю, увеличили количество дней – с 5 до 7, чтобы он соответствовал стандартам международных кинофестивалей. В будущем хотим получить аккредитацию фестиваля класса А. Также сейчас работаем над составлением конкурсных и внеконкурсных программ, ведем переговоры с потенциальными гостями, которые могут дать мастер-классы, принять участие в круглых столах. Как всегда, приглашаем представителей топовых зарубежных СМИ.

- Можете заинтриговать – кто к нам приедет?

- Сейчас мы ведем переговоры, имя могу назвать пока одно - мы хотим пригласить в качестве председателя жюри известного немецкого режиссера Вернора Херцога. Также в Каннах мы провели переговоры с несколькими профессионалами, лауреатами международных кинопремий. Мы хотим, чтобы они приехали в Алматы и провели мастер-классы. Пока мы в процессе, но уже совсем скоро будем обсуждать условия более предметно.

348beeb4ad512c8248fc6aa6686.JPG

- Формат прежний - никаких звезд, только кинопрофессионалы, которые будут развивать рынок?

- Да, мы по-прежнему делаем ставку на тех, кто работает внутри индустрии: это сценаристы, режиссеры, продюсеры, которые могут нас чему-то научить, поделиться опытом. И, как мы поняли по прошлому году, такой формат фестиваля очень интересен нашей аудитории. К примеру, оба мастер-класса Роба Минкоффа, одного из режиссеров гениального мультфильма «Король-лев», прошли при полном аншлаге. Или другой наш гость – российский продюсер Алексей Петрухин, который сейчас продвигает фильмы и в России, и в Китае, его мастер-класс стал для многих наших кинодеятелей настоящим открытием. А что касается звезд, то на нашем кинофестивале на первом плане должны быть наши актеры, так как именно они снимаются в отечественных фильмах и являются магнитом для наших зрителей.

- Каков бюджет фестиваля и делается он ведь за счет акимата?

- Бюджет первого фестиваля был небольшой – всего 250 миллионов тенге. Его мы сделали практически на энтузиазме, нам даже пришлось вложиться самим, ведь у одного из наших спонсоров в последний момент возникли финансовые проблемы, и мы пытались компенсировать недостаток бюджета своими силами. Мы привлекали партнеров в прошлом году и открыты к сотрудничеству в этом.

- Это изначально была идея акима?

- Да, Бауыржана Кыдыргалиевича Байбека. Побывав во Франции, в Каннах, где проходит знаменитый Каннский кинофестиваль, и пообщавшись с мэром этого города, он загорелся идеей создать кинофестиваль в Алматы. Мэр Канн поделился с коллегой информацией о положительном эффекте кинофестиваля на регион, он рассказал, как влияет это на имидж города и как продвигает его бренд, тем более если фестиваль одноименный. Учитывая, что Алматы это наша культурная столица и Мекка всех казахстанских кинематографистов, Бауыржан Кыдыргалиевич загорелся этой идеей.

- И он предложил ее вашей компании?

- Он предлагал ее реализовать и другим кинематографистам, но мы предложили концепцию, которая показалась ему наиболее интересной. За время наших переговоров, а они длились примерно полтора года, мы побывали с фильмом «Она» на Пусанском кинофестивале. Там мы воочию увидели, как этот фестиваль повлиял на развитие южнокорейского кино и города в целом. У нас идентичная ситуация – много талантливых людей, хорошее место для проведения, почему бы этим не воспользоваться? Алматы нуждался в фестивале. После его проведения у нас появились и первые результаты, но, думаю, через несколько лет они будут еще ощутимее.

- И в завершение какой совет дадите молодым людям, которые так же, как вы, захотят сделать карьеру кинопродюсера?

- Самое главное – не бояться. Бизнес не любит страха, когда он есть, все может развалиться как карточный домик. Если хотите что-то сделать – делайте уверенно, если решили, не сомневайтесь ни в чем, верьте в свои идеи и добивайтесь их по максимуму.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

кино кинофестиваль казахстанское кино

21.06.2019 • 13:13 2333

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Эрнар Курмашев: В будущем хотим из Almaty Film Festival сделать фестиваль класса А
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика