Казахстанская киноиндустрия - одна из самых молодых, куда можно прийти студентом, который увлекается компьютерной графикой, а стать большим продюсером, запускающим одни из самых кассовых проектов на рынке. Эрнар Курмашев именно из таких людей. С чего он начинал и как стал одним из учредителей самой успешной частной кинокомпании Astana Film Fund - в нашем материале.
- Эрнар, ваша большая карьера в кино даже началась кинематографично – с ядерного взрыва. Точнее, с его изображения - ваша студия компьютерных эффектов сделала его для фильма «Подарок Сталину» Рустема Абдрашова….
- Верно. Это был мой первый опыт в кино. Я тогда впервые выступил в качестве продюсера VFX (эта аббревиатура используется для обозначения визуальных эффектов. - Авт.). Как я попал в этот бизнес? Будучи студентами КазНТУ им. Сатпаева и учась на инженеров, мы с сокурсниками часто использовали 3D-графику для своих студенческих проектов. Получалось неплохо. Увидев перспективы 3D-анимации и ее востребованность на рынке, мы открыли компанию, которая делала 3D-визуализацию и анимацию для архитектурных и строительных компаний. Мы очень быстро начали развиваться, но в 2008 году столкнулись с кризисом, и все проекты встали. Компания Kazakhstan Computer Graphics была на грани банкротства. Нам пришлось искать новые ниши, в которых требуется компьютерная графика. Узнав, что для фильма "Подарок Сталину" нужно смоделировать ядерный взрыв, предложили режиссеру свои услуги.
- Откуда была уверенность, что сможете это сделать?
- Мы, конечно, до этого не делали ничего подобного. Но примерно знали, как этого добиться, у нас были определенные навыки и необходимое программное обеспечение. Так что рискнули - смоделировали на компьютере, показали, и всем понравилось. Пришлось, конечно, потрудиться - изучить физику процесса, вникнуть во все детали, а еще предложили очень низкую цену, чтобы заказали у нас, а не у россиян. Но мы все правильно сделали, ведь в итоге открыли для себя совершенно новую область – кино. Оказалось, это был первый визуальный эффект для полнометражного фильма, произведенный в Казахстане.
- Как думаете, не случись кризиса в строительном бизнесе тогда, оказались бы сейчас в кино или нет?
- Думаю, со временем в любом случае пришел бы в киноиндустрию, потому что еще в школе мечтал о создании полнометражной анимационной ленты. Мы открывали свою студию KCG (Kazakhstan Computer Graphics) с мечтой о том, что когда-нибудь сможем делать такие же крутые мультфильмы как Уолт Дисней и студии Pixar и Dream Works.
- Как произошел этот эволюционный скачок из продюсера VFX в кинопродюсера?
- Свою карьеру я делю на три этапа: первый прорыв у меня произошел, когда наша студия начала сотрудничать с «Казахфильмом», то есть с фильма «Подарок Сталину». После чего о нас стали говорить в продюсерских кругах, к нам начали обращаться Тасболат Мерекенов, Арман Асенов и другие продюсеры. Это совпало со временем, когда президент «Казахфильма» Ермек Амирханович Аманшаев отправлял молодых кинематографистов на обучение в New York Film Academy. Нужны были именно англоязычные специалисты, и мы вместе с режиссером Фархатом Шариповым, актером Азаматом Ашимовым оказались в первом потоке. После этих курсов кинопроизводства я и понял, что вполне могу стать кинопродюсером.
- Разве за месяц можно научиться кинопрофессии?
- Возможно, прозвучит неправдоподобно, но это был мощный интенсив. Мы учились с утра до позднего вечера. И было очень увлекательно. Я инженер по образованию и тогда не понимал ничего в кинопроизводстве, а тут окунулся в процесс с головой. И я понял, что такое подготовительный, продакшн- и постпродакшн-периоды, написание сценария, чем занимаются оператор, режиссер, продюсеры. Обучение в NYFA построено таким образом, что мы попробовали себя во всех сферах независимо от специальности, сами учились снимать, монтировать и даже быть актерами. Работали в декорациях студии Universal, где снимались такие легендарные фильмы как «Война миров», «Пираты Карибского моря», и за возможность получить такой опыт я очень благодарен «Казахфильму».
- А второй прорыв был, когда вы стали заниматься в кино не только спецэффектами?
- Да. Большой опыт я получил на драме Егора Кончаловского «Возвращение в А», где работал линейным продюсером. Потом был амбициозный проект, первое казахстанское фэнтези, фильм Ахата Ибраева «Книга легенд: Таинственный лес», где я выступил исполнительным продюсером. Затем был очень важный для меня фильм «Дорога к матери» Акана Сатаева, ведь там мы начали работать совместно. Если на проекте «Жаужурек мын бала» мы с ним не сильно пересекались, то на «Дороге к матери» стали сотрудничать очень плотно. Мы каждый день встречались, общались, и я все больше понимал, что мы с ним мыслим в одном направлении. Акан - это человек, у которого можно многому научиться, ведь он не просто режиссер, у него есть и продюсерская жилка. Сотрудничество с ним открыло для меня новые горизонты в киноиндустрии.
- Вы организовали вместе частный кинофонд - Astana Film Fund…
- Да, и с этого начался третий этап в моей карьере – мы сняли фильм «Районы». Этот фильм стал моим первым коммерческим кинопроектом, который я снял как независимый продюсер.
- Как мне кажется, вы никогда не упускаете шансы, вы ведь когда учились в New-York Film Academy всего месяц, уже приехали домой с каким-то грандиозным проектом, в котором должны были сниматься звезды уровня Энтони Хопкинса?
- Это уже было чуть позже. Благодаря моему хорошему владению английским всех потенциальных международных партнеров «Казахфильм» отсылал ко мне. Я стал постоянным участником кинорынков и кинофестивалей в США и Европе, появились связи. Так я познакомился с американскими продюсерами и режиссером Чаком Расселом, который снял такие фильмы как «Маска» с Джимом Керри и «Царь Скорпионов». Он предложил вместе поработать над проектом, рабочее название которого Arabian Nights – «Арабские ночи». Это была такая восточная приключенческая история с Синбадом, Аладдином и Шахерезадой. Предварительное согласие на съемки были получены от таких звезд как Энтони Хопкинс, Дуйэн (Скала) Джонсон, Лиам Хемсворт.
- Проект должен был быть масштабный...
- Авторы были готовы снять 40 процентов фильма в Казахстане, а также были готовы привлечь казахстанских актеров в обмен на частичное финансирование – около 10 млн долларов при общем бюджете 70 млн.
- И что с проектом?
- Там целая история. Начиналось все хорошо. Чак раза три прилетал к нам. Для поиска локаций, кастинга. Мы уже начали подготовительный период. Но стали случаться пробуксовки как с нашей стороны, так и со стороны американских продюсеров. В итоге проект решено было поставить на консервацию. Но мы постоянно на связи с Чаком. И у меня остается мечта когда-нибудь все-таки снять этот фильм, потому что я влюблен в сценарий. Я уверен, что такой проект может стать для Казахстана таким же, как «Властелин колец» стал для Новой Зеландии. Все знают, что «Властелин колец» не только сделал Новую Зеландию узнаваемой и туристически привлекательной, но и создал серьезную индустрию, мультипликативный эффект которой положительно повлиял на все сферы экономики страны.
- Во всем мире продюсеры – это самые богатые люди в кино, а в Казахстане?
- Как и в любой профессии, все зависит от человека, если он инвестирует в свое образование, развитие, много работает, разумеется, он добьется успеха и материального благополучия. К тому, что я имею сейчас, я шел больше десяти лет и продолжаю активно работать и развиваться. К примеру, у меня есть стартапы по разработке технологий виртуальной реальности, дополненной реальности. Перспективное, на мой взгляд, направление.
- А были ли у вас продюсерские ошибки?
- Конечно, бывали. Ведь учусь профессии я на своем собственном опыте. Фильм «Она» Акана Сатаева стал убыточным, мы не учли маркетинговый бюджет и из-за этого недобрали, но зато начали сотрудничать с мэйджором – компанией «XX ВЕК FOX» и вместе прокатывали это кино в 5 странах СНГ. Другой мой промах - это был фэнтези-фильм «Книга Легенд: Таинственный лес» Ахата Ибраева. Но там нам не хватило финансирования, и, хотя мы даже сами вложились своими трудозатратами и доделывали компьютерную графику на голом энтузиазме, картина, увы, не получилась. Мы не получили ни кассы, ни пиара, ничего. Но на ошибках учатся, и это опыт. И я стараюсь, чтобы он вышел максимально недорогим.
- Поговорим о другом вашем детище - Almaty Film Festival. Месяц назад вы были на Каннском кинофестивале, где прошла его презентация, каковы результаты?
- Результаты отличные, наш стенд вызвал большой интерес. Мы уже начали подготовку ко второму кинофестивалю, увеличили количество дней – с 5 до 7, чтобы он соответствовал стандартам международных кинофестивалей. В будущем хотим получить аккредитацию фестиваля класса А. Также сейчас работаем над составлением конкурсных и внеконкурсных программ, ведем переговоры с потенциальными гостями, которые могут дать мастер-классы, принять участие в круглых столах. Как всегда, приглашаем представителей топовых зарубежных СМИ.
- Можете заинтриговать – кто к нам приедет?
- Сейчас мы ведем переговоры, имя могу назвать пока одно - мы хотим пригласить в качестве председателя жюри известного немецкого режиссера Вернора Херцога. Также в Каннах мы провели переговоры с несколькими профессионалами, лауреатами международных кинопремий. Мы хотим, чтобы они приехали в Алматы и провели мастер-классы. Пока мы в процессе, но уже совсем скоро будем обсуждать условия более предметно.
- Формат прежний - никаких звезд, только кинопрофессионалы, которые будут развивать рынок?
- Да, мы по-прежнему делаем ставку на тех, кто работает внутри индустрии: это сценаристы, режиссеры, продюсеры, которые могут нас чему-то научить, поделиться опытом. И, как мы поняли по прошлому году, такой формат фестиваля очень интересен нашей аудитории. К примеру, оба мастер-класса Роба Минкоффа, одного из режиссеров гениального мультфильма «Король-лев», прошли при полном аншлаге. Или другой наш гость – российский продюсер Алексей Петрухин, который сейчас продвигает фильмы и в России, и в Китае, его мастер-класс стал для многих наших кинодеятелей настоящим открытием. А что касается звезд, то на нашем кинофестивале на первом плане должны быть наши актеры, так как именно они снимаются в отечественных фильмах и являются магнитом для наших зрителей.
- Каков бюджет фестиваля и делается он ведь за счет акимата?
- Бюджет первого фестиваля был небольшой – всего 250 миллионов тенге. Его мы сделали практически на энтузиазме, нам даже пришлось вложиться самим, ведь у одного из наших спонсоров в последний момент возникли финансовые проблемы, и мы пытались компенсировать недостаток бюджета своими силами. Мы привлекали партнеров в прошлом году и открыты к сотрудничеству в этом.
- Это изначально была идея акима?
- Да, Бауыржана Кыдыргалиевича Байбека. Побывав во Франции, в Каннах, где проходит знаменитый Каннский кинофестиваль, и пообщавшись с мэром этого города, он загорелся идеей создать кинофестиваль в Алматы. Мэр Канн поделился с коллегой информацией о положительном эффекте кинофестиваля на регион, он рассказал, как влияет это на имидж города и как продвигает его бренд, тем более если фестиваль одноименный. Учитывая, что Алматы это наша культурная столица и Мекка всех казахстанских кинематографистов, Бауыржан Кыдыргалиевич загорелся этой идеей.
- И он предложил ее вашей компании?
- Он предлагал ее реализовать и другим кинематографистам, но мы предложили концепцию, которая показалась ему наиболее интересной. За время наших переговоров, а они длились примерно полтора года, мы побывали с фильмом «Она» на Пусанском кинофестивале. Там мы воочию увидели, как этот фестиваль повлиял на развитие южнокорейского кино и города в целом. У нас идентичная ситуация – много талантливых людей, хорошее место для проведения, почему бы этим не воспользоваться? Алматы нуждался в фестивале. После его проведения у нас появились и первые результаты, но, думаю, через несколько лет они будут еще ощутимее.
- И в завершение какой совет дадите молодым людям, которые так же, как вы, захотят сделать карьеру кинопродюсера?
- Самое главное – не бояться. Бизнес не любит страха, когда он есть, все может развалиться как карточный домик. Если хотите что-то сделать – делайте уверенно, если решили, не сомневайтесь ни в чем, верьте в свои идеи и добивайтесь их по максимуму.