Ввести повсеместное оказание услуг по биометрическим данным планирует АО «Правительство для граждан» в 2019 году. Сейчас использовать этот способ получения необходимых документов можно в 3 городах – Астане, Алматы и Кызылорде. На сегодня доступны только две услуги – выдача адресной справки и справки о наличии или отсутствии недвижимого имущества. Как отмечает специалист центра электронных услуг Дмитрий Хегай, биометрия позволяет обеспечить высокую степень защитыданных. В настоящее время свои данные зарегистрировалиоколо 6 тыс. жителей страны, оказано 2,5 тыс. госуслуг. Рассматривается возможность предоставления 52 услуг посредством биометрии. Возможно использование биометрии в финансовом, коммерческом секторах и сфере безопасности, системах контроля при входе и выходе из здания.
Единое пространство для госуслуг
В 2018 году цифровые центры обслуживания населения были открыты в 16 городах Казахстана. В цифровых ЦОНах казахстанцы могут не только получать услуги самостоятельно, но и обучаться цифровой грамотности в специально оборудованных учебных классах. Также сотрудники госкорпорации на постоянной основе проводят обучение граждан, выезжая в вузы, торгово-развлекательные центры и другие организации.
В центре электронных услуг можно проверить свои водительские навыки. В зале расположен тренажер, а на экран выведена виртуальная дорога. Плюсы этого проекта – не нужно содержать большой автопарк, отсутствует вред экологии, а такжеобеспечивается безопасность инструктора и водителя.
Здесь же, в операционном зале предусмотрена возможность отправить видеообращение министрам.
По словам Дмитрия Хегая, в консульстве Казахстана в Москве, центре занятости населения и «Казпочте» можно запросить необходимые документы через единого оператора call-центра.
Мобильное «Правительство для граждан»
У казахстанцевуже нет необходимости ходить в ЦОН и стоять в очереди за обычными справками. Граждане страны активно получают госуслуги через Telegram-бот и мобильное приложение mGov.kz . Для этого необходимо только один раз посетить ЦОН, чтобы зарегистрироваться в базе мобильных граждан, то есть привязать ИИН к номеру телефона. После этого можно будет получать справки через свой смартфон с помощью Telegram-бота или приложения mGov.kz.
«Для удобства граждан было разработано мобильное приложение электронного правительства», с помощью которого на данный момент можно получить более 60 услуг и совершить 12 платежей», – рассказывает Дмитрий Хегай.
Внастоящее время посредством бота (@EgovKzBot доступно 24 вида государственных услуг. Это получение адресных справок, справок о пенсионных отчислениях, справок из психо- и наркодиспансера, а также такие сервисы, как онлайн-бронирование очереди, вызов врача на дом и т.д. Через мобильное приложение mGov.kz сегодня доступно 90 госуслуг в сферах образования, семьи, недвижимости, здравоохранения и т.д. Согласно статистике, в 2018 году приложение mGov.kz было загружено 1,3 млн раз.
Как изменятся фронт-офисы
С увеличением электронных услуг госкорпорация проводит мероприятия по обучению граждан навыкам получения онлайн госуслуг и повышению цифровой грамотности в целом. В этих целях модернизируются все ЦОНы по республике. До 60% увеличивается зона сектора самообслуживания, где консультанты обучают граждан самостоятельному пользованию порталом электронного правительства. Госкорпорация «Правительство для граждан» планирует провести трансформацию 152 фронт-офисов в 2019 году. Напомним, для повышения уровня пользования гражданами услуг в электронном формате корпорация «Правительство для граждан» проводит полномасштабную трансформацию действующих фронт-офисов с внедрением нового принципа 60/40, где 40% – это операционный зал, где граждане получают услуги с помощью операторов, а 60% – это сектор самообслуживания Connection Point. На сегодняшний день данный принцип уже работает в 174 фронт-офисах корпорации.
Как упоминална встрече с журналистами председатель правления госкорпорации «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов, благодаря внедрению принципа 60/40, а также открытию цифровых центров обслуживания населения сократилось количество обращений в ЦОНы.
«На сегодняшний день перед нами стоит большая задача – научить казахстанцев самостоятельности: чтобы один раз получив услугу на портале, далее гражданин получал ее дома или на работе, не обращаясь в ЦОН. Мы уже видим первые результаты нашей работы. В 2018 году общее количество оказанных услуг снизилось на 6 миллионов по сравнению с 2017-м, а в электронном виде почти на 9 миллионов. При этом количество самостоятельно полученных услуг в секторах самообслуживания увеличилось более чем на 2 миллиона», – рассказал Аблайхан Оспанов.
На сегодняшний день в Казахстане функционируют 16цифровых центров обслуживания населения, где граждане могут как самостоятельно получать е-услуги, так и обучаться получению государственных услуг без участия оператора.
Для реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» госкорпорация совместно с акиматами ведет работу по обучению населения цифровой грамотности. Подготовлены учебная программа семинара по курсу «Электронное правительство и электронные государственные услуги», а также материалы в виде презентаций, обзорных докладов. Навыками самостоятельного получения госуслуг через портал электронного правительства уже владеют более 8 млн казахстанцев.
Также работники «Правительства для граждан» обучили более 3,5 тыс. тренеров акиматов, которые, в свою очередь, провели обучение навыкам пользования порталом egov.kz более 686 тыс. граждан.
В настоящее время 506 госуслуг из имеющихся в реестре 752 доступны в электронном формате. С каждым годом доля электронных услуг будет только расти, и в 2020 году она должна достигнуть 90%.
По словам председателя правления госкорпорации «Правительство для граждан» Аблайхана Оспанова, в связи с наблюдающимся цифровым бумом в ЦОНах стали открываться специальные секторы для регистрации в базе мобильных граждан.