На прошедшем 23−25 ноября в Алматы X Международном конгрессе «Современные подходы к лечению бесплодия. ВРТ: Настоящее и будущее», помимо ведущих специалистов со всего мира, с докладом о редактировании генома эмбриона выступил наш соотечественник, всемирно известный ученый Шухрат Миталипов (США), который первым в мире выполнил редукцию гена у эмбриона человека и вошел в число самых влиятельных ученых мира 2017 г. (по версии журнала Time). Кстати, в этом году он открыл в Астане свою клинику вспомогательных репродуктивных технологий «Health and Science Center «М1». В интервью нашему изданию г-н Миталипов более подробно рассказал о новейших технологиях, над которыми он сейчас работает, и о своем детище в Казахстане.
— Шухрат, как вы пришли к созданию клиники «М1»?
— У нас много научных разработок, и для их внедрения необходимо создавать клиники. Поэтому было решено создать в Казахстане совместно с партнерами клинику ЭКО и внедрять там передовые технологии. Собственная клиника позволит нам создать научную базу для соответствующих разработок и ведения клинических исследований.
— Какие надежды вы связываете с вашей клиникой в Казахстане?
— Наша клиника начала работать в этом году, но уже есть хорошие результаты: беременности, родились несколько детей, вот недавно, в ноябре. В планах у нас предоставлять услуги по проведению особого ЭКО семьям, которым традиционные методы ЭКО не помогают.
Возрастные женщины хотят со своими яйцеклетками беременеть, но часто это не получается. Технологии, которые мы разрабатываем, помогают им не брать полностью донорскую яйцеклетку, а только часть ее, допустим, цитоплазму, но ядро оставлять свое. В итоге только часть цитоплазмы яйцеклетки будет донорской, а основная масса генетического материала, даже ядро остается своим.
В Казахстане, как и во многих странах мира, женщины начали поздно задумываться о ребенке, ближе к 40 годам. Конечно, это молодой возраст, но, к сожалению, старение яйцеклеток, видимо, запрограммировано. И это становится большой проблемой для населения страны. Поэтому технологии, разрабатываемые нами, будут востребованы.
В нашей клинике квалифицированные врачи-репродуктологи, эмбриологи, которые имеют большой опыт работы в области ЭКО. Всей нашей командой мы хотим создать передовую клинику, которая стала бы флагманом среди клиник ЭКО в нашем регионе и предоставляла бы новейшие и эффективные репродуктивные технологии. Я сам постоянно на связи со своими коллегами — консультирую их по скайпу или телефону.
— Ваше мнение по этическому вопросу вмешательства в Божью волю — рождение детей?
— На самом деле бесплодие — это очень серьезная болезнь. И это проблема даже не столько отдельной семьи, как проблема для всего государства, потому что если нет воспроизводства, то у нас нет и будущего. Поэтому лечение бесплодия так же актуально, как лечение рака и любого другого заболевания. Физически человек может не страдать, но эмоциональные муки от невозможности зачать ребенка огромные. Поэтому я не согласен, что бесплодие — это не болезнь. И порой без медицинского вмешательства достичь столь заветного желания, как иметь детей, невозможно.
— Вы сейчас живете в США. Что послужило причиной вашего переезда за границу?
— Я всегда хотел заниматься фундаментальной наукой, условия для которой в США огромные: хорошее финансирование, большая база, в том числе предоставляется все необходимое оборудование, научный потенциал. Сейчас я возглавляю там Центр клеточной и генной терапии, который входит в состав большого медицинского университета в штате Орегон в Портленде.
— Как Вы оцениваете уровень клиник ВРТ в Казахстане?
— Состояние (сферы) ЭКО довольно хорошее в Казахстане, есть все современные технологии, есть база, чтобы внедрять новое, есть специалисты. Первый ребенок из пробирки родился 40 лет назад. В Казахстане — 22 года назад. Это довольно быстрое внедрение. Но нужно развиваться дальше. Поэтому я приезжаю сюда, рассказываю о новейших исследованиях, и на базе нашей клиники М1 в Астане хотел бы вместе со своей командой проводить серьёзные клинические исследования, сделать ее не просто клиникой, а научной базой как для поднятия уровня данных услуг в регионе, так и для более эффективной помощи нашим пациентам. Думаю, у нас получится, потому что команда собралась хорошая, очень профессиональная.