USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
98347.10$
+265.700

Что изменится в системе образования Казахстана?

С 1 сентября подушевое финансирование внедрят в 79 государственных и 8 частных школах Астаны

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что изменится в системе образования Казахстана?- Kapital.kz

О том, какие нововведения грядут в системе казахстанского образования, накануне учебного года на пресс-конференции рассказал министр образования и науки Ерлан Сагадиев, сообщает primeminister.kz.

В начале своего выступления министр напомнил, что главой государства поставлена задача — до 2020 года достичь 100%-го охвата детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием, в том числе путем привлечения частного сектора. Как отметил Ерлан Сагадиев, в системе дошкольного образования главным критерием является развитие государственно-частного партнерства. На сегодня больше всего ГЧП развито именно в сфере дошкольного образования. Доля частных детских садов в Казахстане на сегодняшний день превышает 30%. Охват детей дошкольным обучением от 3 до 6 лет в новом учебном году составляет 93%.

Продолжается работа по внедрению обновленного содержания среднего образования. В новом учебном году к ней приступают 3, 6, 8 классы, также началась апробация государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) и учебников 4, 9, 10 классов. Как известно, переход на обновленное содержание — это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры. По информации МОН РК, на сегодняшний день учебники с обновленным содержанием готовы и 99,4% уже доставлены в школы Казахстана. Ежедневно проводится мониторинг по доставке и отгрузке учебников из издательств. По словам руководства МОН РК, ведомство следит не только за фактом доставки в тот или иной регион, но и до каждой школы.

Законодательные меры по совершенствованию регулирования обеспечения учебниками:

Первое — экспертиза. Если раньше ее проводили один раз, теперь предметники будут проводить ее дважды.

Второе — в этом году на учебниках появились QR-коды, с их помощью учебники можно будет скачать на планшет или мобильное устройство.

Третье — в этом году узаконили вопрос социального восприятия, т. е. те учебники, которые обычно готовят методологи, ученые, прежде чем их напечатать, отдали специальной комиссии, в числе которой были журналисты, представители гражданского общества, политических партий.

Четвертое — учебники начали заранее публиковать на сайте, а МОН РК в свою очередь — проводить общественную экспертизу. В 2018 году поступило выше 5 тыс. замечаний, и большинство из них были учтены.

По данным МОН РК, начиная с этого учебного года предмет «Информатика» будет изучаться с 3 класса, раньше было с 5 класса. В рамках программы «Цифровой Казахстан» предмет «Информатика» будет внедряться в учебную программу уже с 1−2 классов. Помимо этого, во всех регионах местными исполнительными органами открываются классы робототехники, программирования, 3D-принтинга. На сегодняшний день в 1500 школах страны действуют такие классы. В ближайшее время в регионах планируется открыть ИТ-лицеи. Подобные меры помогут успешно интегрировать молодое поколение в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду, а также подготовит подрастающих специалистов к особенностям цифровой экономики.

Вместе с тем на сегодняшний день активно продвигается и работа по цифровизации образования. Так, уже переведены на электронный формат новые учебники. Их можно будет загрузить с сайта самих издательств. Такое требование Министерство образования и науки ставит перед всеми издательствами.

В рамках электронного дневника «Кунделик» только в 2017 году было выставлено и оцифровано 450 млн оценок. До конца года планируется интегрировать все имеющиеся информационные базы данных в сфере образования и создать единую платформу, которая позволит МОН РК четко отслеживать все процессы, которые происходят в школах, и узнавать: куда, с какой скоростью и насколько качественно движется система образования.

Касательно внедрения системы подушевого финансирования в городских школах, следует отметить, что данная мера позволит повысить конкуренцию между образовательными учреждениями и привлечь частный капитал.

Как отмечают в МОН РК, с 1 сентября 2018 года подушевое финансирование внедрят в 79 государственных и 8 частных школах Астаны. С сентября 2019 года к этой системе подключатся 192 государственные школы в Алматы, 127 школ в Шымкенте, с января следующего года — все частные школы страны. С сентября 2020 года полномасштабное внедрение подушевого финансирования начнется во всех городских школах республики — это 1535 заведений.

Внедрение подушевого финансирования предполагает выделение определенного количества бюджетных средств, исходя из количества учащихся в каждой школе: чем больше контингент учащихся, тем больше объем выделяемых средств. Говоря о преимуществах системы, важно обозначить, что на первый план выйдут дети, их интересы, права в получении качественного гарантированного государством образования. Средний размер подушевого норматива различается: для государственных школ она равняется 224 704 тенге, для школ в организационно-правовой форме ГП на ПХВ и действующих частных школ — 235 527 тенге.

Изменения в новом учебном году также коснутся университетов и колледжей страны. Если в прошлые 2−3 года было уделено основное внимание среднему образованию как наиболее крупному, являющемуся платформой образования вообще и требующему на тот момент кардинальных решений, то этот год в самом Министерстве образования и науки определили как год масштабного повышения ответственности перед населением за качество подготовки тех, кто выпускает специалистов на рынок труда.

По поручению Главы государства в рамках проекта «Бесплатное профессиональное техническое образование для всех» доля студентов, обучающихся по госзаказу, была увеличена до 54%. Это позволило обучить граждан востребованным специальностям, а как следствие — повысить уровень трудоустройства.

В продолжение развития социальной среды в Казахстане, глава государства пошел на беспрецедентное увеличение образовательных грантов: на 10 тыс. в прошлом году, и еще на 20 тыс. в этом. Поэтому ответственность ВУЗов за качество — стало задачей № 1. Как МОН РК планируют ее решать? Первое, на базе рейтинга, основанного на занятости выпускников, министерство начнет принимать меры по отзыву лицензий у ВУЗов по специальностям, где идет низкое трудоустройство. 17 лицензий в этом году уже отозвано. Работа будет усилена. Это приведет к профилизации вузов по основным направлениям. Там, где диплом не дает хорошей востребованности, преподавать не имеет смысла. Как следствие, повысится процент трудоустройства выпускников.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.