В Казахстане принято решение с 1 января 2019 года отменить заочную форму обучения. 4 июля 2018 года был принят закон, предусматривающий поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений с учетом опыта Назарбаев Университета.
Как сообщил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, в соответствии с законом заочное обучение будет приостановлено с 1 января 2019 года.
А значит, студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны будут доучиваться. Кроме того, в данном законе исключили срок освоения образовательных программ высшего образования.
Соответственно, вузы будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения, предусматривающие завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме. В законе в рамках регулирования финансовой политики исключили норму, контролирующую стоимость обучения в вузах на платной основе.
По системе part-time
Вице-министр науки и образования РК Асхат Айтмагамбетов сообщил, что высшее образование в Казахстане можно будет получить по системе part-time.
«Мы видим, что институт part-time-обучения нужен. Есть граждане, которые нуждаются в этом, потому что есть разные ситуации. Но этот институт будет изменен. Сейчас готовится соответствующая нормативно-правовая база. Part-time-обучение будет, но с некоторыми корректировками. Первое: они обязательно будут изучать не 65%, а 100% от объема кредитов по соответствующей программе, согласно государственному общеобязательному стандарту образования. Второе — мы будем использовать дистанционные технологии. Для этого нам нужно разработать специальную систему прокторинга», — сказал он.
Чиновник сообщил, что по действующим законам студенты-заочники осваивают только 65% от объема, который осваивают очники по государственному общеобязательному стандарту образования. При этом и те, и другие получают одинаковые дипломы, и рынок не знает, кто из них получил образование заочно.
Асхат Айтмагамбетов отметил, что в этом году действуют прежние нормы, и те, кто обучаются по заочной форме, продолжат обучение до получения диплома. При этом, по словам чиновника, заочная форма обучения частично запрещена еще с 2010-го. С этого времени заочно могли обучаться только те, кто получает высшее образование повторно или выпускники колледжей третьего уровня национальной рамки квалификации. И даже для них многие специальности были недоступны.
Проблемы не существует
«Капитал.kz» попросил экспертов оценить отмену заочного образования: связано ли это с материальным аспектом обучения и стоит ли в связи с этим ждать оттока студентов для получения заочного образования в Россию.
Руководитель бюро образовательных технологий UniverSity Жанна Мендыбаева отметила, что для студентов программ бакалавриата, обучающихся после 11 класса, заочная форма обучения была отменена еще 8 лет назад. До недавнего времени заочно учились только выпускники колледжей, и не по всем программам, например, по медицине только полное обучение, также студенты, получающие второе высшее образование, занимались заочно. Наряду с этим в университетах уже около 8 лет внедряется и пропагандируется дистанционная форма обучения. По сути, по своей природе заочное обучение — это и есть дистанционная форма, меняется только способ донесения информации от преподавателя студенту. Поэтому, по словам эксперта, нет причин делать из этого проблему.
Она заметила, что, по словам вице-министра образования и науки, заочники, получая равнозначный диплом с теми, кто учился очно, осваивали всего лишь 65% от общего объема программы очной формы. То есть не получали полный объем знаний. Сокращенной программа была потому, что 35% от общего объема программы студенты выполнили на 1−2 курсе, обучаясь по первой специальности.
Дистанционное образование идет на смену
Эксперт заметила, что высшее образование можно получить дистанционно, онлайн-обучение набирает обороты по всему миру, поэтому если человек хочет учиться, у него не может быть преград.
«МОН не получает прибыли от деятельности университетов, даже национальных или государственных, не говоря уже о частных. В свете расширения полномочий университетов в рамках автономии и академической свободы получение образования станет гибким, не будет ограничено во времени, но будет ориентировано на набор предметов и их объем, выраженный в кредитах, то есть количестве академических часов на освоение курса. Я, наоборот, опасаюсь, что слабые университеты, находящиеся на академической периферии, могут демпинговать поначалу для привлечения студентов. А демпинг в сфере образования сказывается на качестве сразу и тотально», — сказала Жанна Мендыбаева.
Она заметила, что сам по себе отток мог быть «спровоцирован» еще 10 лет назад появлением дистанционного обучения. С этой проблемой сталкиваются и немецкие университеты, и французские, сетуя на мощный поток дистанционных и открытых онлайн-программ американских университетских гигантов — MIT, Гарварда, Принстонского университета.
«Я бы не стала демонизировать международное образование. Мир открыт, наши университеты сами заинтересованы в том, чтобы студенты пользовались возможностями академической мобильности и слушали лекции в университетах-партнерах за рубежом. Нам стоит поработать над привлекательностью наших университетов и вообще сделать нашу систему образования более гибкой и дружественной внутри — когда есть взаимосвязь и взаимопонимание между уровнями образования: школа — колледж — университет. Пока «в товарищах согласья нет», — подчеркнула эксперт.
Логическое завершение трансформации
Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Жаксылык Сабитов заметил, что упразднение заочной формы обучения — это позитивное событие, так как, по опыту, в среднем студенты, учившиеся на заочном отделении, были гораздо слабее студентов, учившихся очно.
Не секрет, что заочная форма обучения сократилась до малых объемов начиная с 2010 года, то есть именно тогда был нанесен самый большой удар по заочному образованию. Так что принятое решение о закрытии заочных отделений — это всего лишь логическое завершение трансформации, перехода с советской на западную систему образования казахстанской модели высшего образования, которая началась в 2000-х годах, считает эксперт.
«Я не думаю, что из-за окончательной отмены заочного образования какой-то пласт людей будет отрезан от образования вообще. На смену системе заочного образования была введена новая система, распространенная на Западе в целом и в США в частности. Это частичная система образования без лимита на сроки. Старая система образования подразумевала, что каждый семестр студент должен освоить определенное количество кредитов. Если он не осваивал данные кредиты, он рисковал быть отчисленным», — заметил Жаксылык Сабитов.
Получать высшее образование малыми темпами
Эксперт подчеркнул, что новая система вводит возможность получать высшее образование малыми темпами. К примеру, студент может выбрать только 2−3 кредита в семестр и заниматься только по субботам, а все остальное время работать.
В итоге это выйдет ему дешевле, он будет платить только за эти 2−3 кредита в месяц и сможет сам определять, когда он захочет окончить университет. «В США, например, мы часто слышим, человек в пенсионном возрасте окончил университет, и такую новость наши люди неправильно понимали. На самом деле там люди, заканчивают университеты спустя 10−30 лет после того, как брали свои последние кредиты и предметы. Их пройденные предметы не сгорают, и человек может в любой момент продолжить получать образование без всякой бюрократии и без оформления академического отпуска, как было у нас ранее», — сказал Жаксылык Сабитов.
«Так что такое нововведение позволяют мало зарабатывающим и малоимущим людям без сильного напряжения получить высшее образование, правда, в растянутом по времени формате. Также я не думаю, что у данного решения есть какой-то субъективный экономический резон, финансово выгодный владельцам университетов. Наоборот, старая система заочного образования была экономически выгодной для некоторых наших «фабрик дипломов», — считает он.
Сабитов отмечает, что не стоит ждать оттока казахстанской молодежи из местных вузов и перехода на заочное образование в России из-за этого решения. Отток, который идет в Россию, связан с абсолютно другими причинами и к отмене заочного образования не имеет никакого отношения. В итоге можно сказать, что окончательная отмена заочного образования — это логичный очередной малый шаг в длительной реформе образовательной системы Казахстана, убежден эксперт.
Повысить общую планку
Заместитель председателя Международной молодежной организации «Содружество» Чингиз Лепсибаев подчеркнул, что в желании упразднить заочное образование со стороны министерства нет ничего нового, декларировали подобное решение несколько министров. Мотиваций здесь несколько.
Во-первых, заочное образование в его нынешнем формате снижает и без того крайне низкую планку качества. Не секрет, как в Казахстане относятся к качеству подготовки заочников.
Во-вторых, существенных изменений на рынке образовательных услуг не предвидится. Существует дистанционное образование, в том числе зарубежное. Переезжать из-за отсутствия возможности учиться заочно никто не будет, а кто желал обучаться за рубежом, делают это с успехом и сейчас, заметил эксперт.
По его словам, в России и Кыргызстане набирают целыми группами студентов-призраков из РК. Дело в том, что в Казахстане на фоне низкого престижа местного высшего образования существует культ диплома в целом. Казахстанцы в общем так и не поняли капиталистической реалии, что не диплом определяет конкурентоспособность, а конкретные компетенции. Это обуславливает факт, что дипломированный инженер по итогам обучения идет на завод монтером вместе с выпускником в лучшем случае колледжа. При этом экскаваторщик и сантехник в Астане получают больше директора департамента министерства, заметил Лепсибаев.
Под влиянием обстоятельств
Эксперт подчеркнул, что неполучение гранта — целая трагедия. В этих диспропорциях виновато и многолетнее отсутствие планирования на рынке труда, формирование грантов без привязки к рынку, лобби вузов, так как сотни грантов идут на магистратуру для международников, политологов и подобные «востребованные» специальности.
Также здесь есть и влияние государственного устройства. Когда более половины экономики госпредприятия, и лишь проценты от нее — производители, трудно требовать от молодежи желания работать и производить. Поэтому люди мотивированы на работу в офисе, управлять, и неважно кем, как вариант — пойти в полицию, считает он.
«Как организовать успешное производство или бизнес, учат лишь в единичных высших учебных заведениях, и им, думается, никакая отмена заочного образования не страшна. Я считаю, что этим шагом министерство пытается мотивировать граждан поступать в колледжи и получать конкурентное образование, университеты — повышать качество и ассортимент образовательного продукта. Необходимо понимать, что мы теперь часть глобального рынка труда, и конкурировать на нем приходиться как государству, так и каждому гражданину индивидуально. Вопрос лишь в том, осознанно мы будем это делать или под влиянием обстоятельств», — заключил Чингиз Лепсибаев.