Масштабная реконструкция трех отечественных НПЗ завершилась. О роли модернизации и перспективах расширения производственной мощности заводов в интервью Рrimeminister.kz рассказал вице-министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев.
— Расскажите, когда была завершена модернизация каждого из трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана? Когда приступили к работе обновленные предприятия?
— Модернизация Павлодарского нефтехимического завода была завершена в декабре 2017 года. Одновременно была завершена и модернизация Атырауского нефтеперерабатывающего завода. Ранее, в сентябре 2016 года, был завершен проект «Строительство Комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) на Атырауском НПЗ». На стадии запуска находится проект «Строительство Комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) на Атырауском НПЗ».
В марте 2018 г. осуществлен пуск главной установки комплекса — каталитического крекинга, в результате чего производство высокооктановых автомобильных бензинов увеличено более чем в 2 раза. Что касается реконструкции и модернизации Шымкентского НПЗ, то первый этап завершен в июне 2017 года, второй — 15 марта 2018 г. На сегодняшний день обеспечено механическое завершение и ведутся пуско-наладочные работы. Планируемый срок завершения пуско-наладочных работ — сентябрь 2018 года.
— Магзум Маратович, что дала модернизация уже сегодня, когда прошло не так много времени? Почему необходима была модернизация и как изменилась ситуация на рынке ГСМ?
— Стоит отметить, что от реализации проекта модернизации АНПЗ был достигнут следующий эффект: впервые в РК налажено производство базового нефтехимического сырья — бензола и параксилола; увеличена выработка высокооктановых автобензинов с 260 тыс. т в год до 600 тыс. т в год; достигнута 100%-ная выработка экологически чистого дизельного топлива классов К4/К5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза. Кроме того, появилась возможность эксплуатации Комплекса в топливном и нефтехимическом режимах в зависимости от потребности внутреннего рынка.
Эффект, полученный от реализации проекта модернизации ПНХЗ: налажено производство моторных топлив экологических классов К4, К5; обеспечено производство авиатоплива и 100% высокооктановых бензинов; возможность переработки западно-сибирской нефти в объеме 6 млн т в год и нефти Западного Казахстана в объеме до 4,7 млн т в год.
С завершением первого этапа реконструкции и модернизации Шымкентского НПЗ обеспечено производство автомобильного топлива в соответствии с экологическими классами К4, К5, а также 100% высокооктановых бензинов; достигнуто увеличение производства высокооктановых бензинов с 660 тыс. т в 2016 году до 881 тыс. т в 2017 году.
С завершением второго этапа модернизации данного завода достигнуты увеличение проектной мощности до 6 млн т нефти в год, глубины переработки нефти; производство высокооктановых бензинов — с 881,7 тыс. до 2 271 тыс. т в год; производство дизельного топлива — с 1 209,4 тыс. до 1 916 тыс. т в год.
— Какие новейшие установки появились на заводах?
— К примеру, на Павлодарском НПЗ появились установка изомеризации и сплиттеранафты, а также комбинированная установка производства серы. На Атырауском НПЗ — установка каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора и блоком извлечения бензола; комбинированная установка по производству ароматических углеводородов PARAMAX и еще много новейших установок производства и очистки.
— И в целом, подводя итоги, в чем экономический эффект проведенной модернизации?
— Ранее часть нефтепродуктов импортировалась с РФ. После завершения модернизации НПЗ потребность внутреннего рынка РК будет полностью покрыта нефтепродуктами казахстанского производства. К концу 2018 г. НПЗ РК полностью обеспечат потребность внутреннего рынка страны в нефтепродуктах. Избыточные объемы могут быть направлены на экспорт.