Изучение молодежи, ее социально-психологических, экономических аспектов отстает от потребностей в этой информации. Пробел попытались восполнить сотрудники агентства BRIF Research Group. Летом и осенью 2017 года было проведено комплексное исследование, включающее в себя серию фокус-групп и онлайн-форумов с молодежью в возрасте 14−30 лет, опрос экспертов, опрос 627 респондентов в 7 городах Казахстана и анализ статистических показателей.
Факт 1. Казахстанская молодежь в большинстве своем стремится к простым и консервативным жизненным сценариям. Открытие стартапов, карьера Цукерберга или желание остановить глобальное потепление не для большинства казахстанской молодежи. Несмотря на некоторое осовременивание понятия семьи, для молодых парней и девушек наиболее важная задача — завести семью, детей. В этом казахстанская молодежь намного более консервативна, чем, например, молодые жители Европы.
Согласно опросу лишь около 10−15% молодежи Казахстана можно назвать индивидуалистами. То есть они прежде всего думают о реализации своих жизненных целей (карьера, путешествия, саморазвитие и прочее). В Алматы и Астане доля таких людей выше.
Факт 2. Работа — это просто способ заработать. В большинстве своем казахстанская молодежь не хочет работать, но хочет зарабатывать. Они ориентированы на достаток и комфорт, но работа не является для них самоцелью, то есть молодежь хочет много получать, но не очень хочет много работать для этого. Молодежь может быть достаточно мобильна в поиске работы мечты. Мечта — «хорошая ЗП и поменьше впахивать».
Хорошим вариантом считается, чтобы тебя устроили куда-нибудь родственники. Для многих молодых казахстанцев в регионах пределом мечтаний является госслужба, желательно в Астане. Более продвинутая молодежь, желающая реализовывать идеи, развиваться профессионально, встречается, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. И ее доля выше в крупных городах Казахстана.
Факт 3. Учиться молодежь тоже не любит. Многие нерационально выбирают будущую профессию. В основном большинство молодежи не мотивированы на учебу, не видят от нее никакой пользы и относятся к учебному процессу достаточно формально.
Учатся больше для получения диплома, «корочки», так как без нее сложно устроиться на работу. Выбор будущей профессии делается нерационально, под влиянием близких, друзей и, к сожалению, на стереотипах.
Молодежь часто заблуждается, рассматривая какую-либо престижную профессию саму по себе как источник дохода, полагая, что деньги могут быть получены просто за то, что они ею обладают. Часто ни родители, ни сами абитуриенты не анализируют рынок труда. Они не осознают, что многие профессии, воспринимающиеся как перспективные, в реальности таковыми давно не являются. Отсюда часто и перекосы в подготовке специалистов в гуманитарную сторону, хотя уже давно со всех экранов и трибун вещают о катастрофическом недостатке в стране технарей.
Еще одним фактором, понижающим желание учиться, является недостаточно качественное образование. Многие рассматривают зарубежные вузы как хорошую замену обучению в Казахстане.
Факт 4. Среди молодежи достаточно сильны миграционные настроения. Как показало исследование, достаточно большое количество молодых казахстанцев (около 41%) задумывается о переезде из Казахстана либо насовсем, либо чтобы получить за рубежом более качественное образование. Основные причины таких настроений больше экономические. Большая часть едут за лучшей работой, перспективами в карьере. При этом активность желания покинуть Казахстан различна по регионам. Так, в северных регионах желание покинуть страну выше. А среди казахской молодежи желание уехать из Казахстана, наоборот, ниже.
Факт № 5. Казахстанская молодежь становится более мобильной и хочет путешествовать. Молодежь мечтает путешествовать, и путешествия стоят на третьем месте в списке важных планов (после семьи и работы). Желание увидеть мир, набраться впечатлений присуще нашей молодежи. Их привлекают страны дальнего зарубежья (Европа, Египет, Турция, ОАЭ, Япония, Южная Корея, Китай, США, Канада и др.) и страны ближнего зарубежья (особенно Россия),
Для тех, кто не может позволить себе съездить за рубеж (в основном это молодежь из регионов), поездка в Астану, Алматы или на местный курорт тоже маленькое приключение. В целом молодежь становится более мобильной. Территориальные границы уже не так важны. Развитие телекоммуникаций, интернета и медиа показывают, что вокруг них целый мир, и они, конечно, хотят попробовать его на вкус.
Авторы: Петр Вальтер (BRIF Research Group), Дмитрий Казаков (аналитик)