Сенат Парламента Казахстана на пленарном заседании принял Кодекс «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», передал корреспондент агентства Интерфакс-Казахстан.
Указанный документ разработан в целях приведения в соответствие с новым Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. При его формировании была взята за основу логика построения норм действующего Таможенного кодекса, что обеспечит удобство использования одного документа вместо двух. Так, участник внешнеэкономической деятельности или любое другое лицо на практике может опираться на нормы только национального Кодекса, так как в проекте Кодекса полностью имплементированы положения Таможенного кодекса ЕАЭС, реализованы отсылочные нормы на национальное законодательство, а также установлены правоотношения, которые не были урегулированы в Кодексе ЕАЭС.
Таким образом, в проекте национального Кодекса нашли отражение основные подходы Таможенного кодекса ЕАЭС в части автоматизации бизнес-процессов на таможне, связанных с электронным декларированием, механизмом «единого окна», автоматическим выпуском товаров.
Кроме того, в Кодексе о таможенном регулировании синхронизируются процессы с Налоговым кодексом. Это касается положений: по учету, зачету (возврату) таможенных пошлин, налогов; взыскания задолженности и обжалования уведомлений об устранении нарушений и о результатах проверки; сроки исковой давности устанавливаются в соответствии с новым Налоговым кодексом (сокращен для малого и среднего бизнеса до трех лет).
В целях развития транзитного потенциала Казахстана Кодекс предусматривает ряд норм по оптимизации таможенных операций. В частности, в новом Кодексе для завершения таможенного транзита отводится не более 4 часов, вместо 24. Кроме того, в случае необходимости проведения таможенного досмотра транзитных грузов сроки их проведения сокращены с десяти до пяти дней. Также новый Кодекс дает возможность оформить одну транзитную декларацию при перевозке товаров двумя и более видами транспорта.
Национальный Таможенный кодекс должен вступить в силу одновременно с новым Таможенным кодексом ЕАЭС с 1 января 2018 года.
Также сенат Парламента принял Кодекс «О недрах и недропользовании». Документ предусматривает внедрение международной системы стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых и упрощенного метода заключения контрактов на недропользование и нацелен на систематизацию норм законодательства в сфере недропользования для повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
В ходе рассмотрения документа в мажилисе, депутаты внесли ряд поправок, среди которых: установление ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных лицензией и контрактом на недропользование; уточнение оснований для признания лицензий на недропользование недействительной и другие. Кроме того, новый Кодекс предусматривает приоритетное право государства на добычу урана через нацкомпанию «Казатомпром», при этом доля нацкомпании в совместных предприятиях должна составлять не менее 51%.
Другими новшествами Кодекса являются внедрение австралийской модели предоставления права недропользования по принципу «первый пришел — первый получил», переход на международную систему подсчета запасов полезных ископаемых, обеспечение доступности геологической информации, разработка программы управления государственным фондом недр, регулирование разработки урана, метана угольных пластов, внедрение старательской добычи полезных ископаемых.
Также будет упрощен порядок предоставления права недропользования в сфере твердых полезных ископаемых через лицензирование, предусматривается приоритетность экологической и промышленной безопасности при проведении операций по недропользованию, стимулирование инвестиций в сектор переработки твердых полезных ископаемых, передача вопросов регулирования добычи подземных вод в ведение водного законодательства.
Кроме того, документ направлен на обеспечение стабильности условий недропользования через установление соответствующих положений в нормах, регламентирующих содержание лицензий и контрактов. Документ также определяет объекты, связанные с правом недропользования, и случаи, не требующие получения разрешения компетентного органа на передачу права недропользования и объектов, связанных с ним.
Вводится понятие «общераспространенные полезные ископаемые» взамен термина «базовые строительные материалы», уточняется перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным. Устанавливается ответственность за нарушение обязательств, предусмотренных лицензией и контрактом на недропользование, уточняются нормы по разрешительным процедурам при подаче заявки на получение лицензии на разведку и добычу твердых полезных ископаемых и других вопросов.
Документы направляются на подпись главе государства.