Во всех отраслях экономики не хватает компетентных сотрудников. Причем не стоит путать компетенцию и квалификацию. Об этом в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сказал генеральный директор группы компаний «Верный капитал» Ерлан Оспанов.
— Как вы оцениваете уровень зарплат в Казахстане? Один из ваших коллег — крупный казахстанский инвестор — заявлял, что наши граждане получают денег больше, чем отрабатывают.
— Если работодатель платит сотруднику хорошую зарплату, то он делает это осознанно. Говорить, что у нас в стране зарабатывают меньше, чем отрабатывают, я бы не стал.
— Тот же инвестор привел в пример Россию. По его словам, из-за высокой конкуренции на рынке труда, в том числе за счет приезжих специалистов, хорошую зарплату там просто так не платят.
— Приезжие специалисты — это гастарбайтеры и экспаты. Первые имеют низкую квалификацию, как правило, это разнорабочие. А экспаты — это граждане более развитых стран с высокой зарплатой и квалификацией. Кстати, квалификация определяется областью предметных знаний. Когда же мы говорим о менеджерах, то они должны обладать и знаниями, системой ценностей и умением управлять. В системе ценностей лежит компетентность. Кто-то считает, что в Казахстане недостаточно людей с высокой квалификацией. Я думаю, что образованных людей у нас как раз-таки много, а вот компетентности не хватает. Это то, как люди выполняют свою работу: ответственно, порядочно, честно.
— Может быть потому, что работодатели избаловали?
— Возможно. И это выбор каждого работодателя в отдельности.
— А как вы предпочитаете платить сотрудникам?
— Человеку нужно платить ровно столько, сколько он заслуживает. И помимо материальной мотивации есть еще нематериальная.
— Какие наиболее эффективны?
— Правильное сочетание мотиваций я считаю самым эффективным. Возможность работать в хорошем офисе, здоровая атмосфера в коллективе, возможность развиваться и учиться — тоже мотивация. Хотя все определяется индивидуально в зависимости от квалификации сотрудника, его возраста, семейного положения, личных амбиций. Что касается материальной мотивации, то ею мотивировать человека бесполезно, если он сам не мотивирован.
— По вашему опыту, сейчас более компетентны люди в возрасте старше 40 лет, так сказать, воспитанники советской системы, либо молодые и энергичные?
— У нас в компании есть и молодые люди с достаточно большим багажом знаний, с огромным желанием работать, и квалифицированные опытные специалисты. Хотя очевидно, и это нужно признать, что возраст при правильно саморазвитии человека играет только в пользу увеличения компетентности.
— Тогда почему среди общей массы населения очень распространено мнение, что чем я старше, тем меньше у меня возможности найти хорошую работу?
— Это зависит от места работы, от профессии. Какому врачу я больше доверяю: тому, которому 50 лет, или которому 27 лет и он только закончил университет?
— С врачом неоднозначный пример, а вот менеджером в офисе гораздо удобнее молодого человека нанимать, он более расторопный.
— Менеджер, помимо предметных знаний, очень ценен управленческими навыками. Иногда способность принимать взвешенные решения, мудро поступать перевешивает знания. В управлении, которое напрямую влияет на финансовый результат компании, это очень важно. Потому для меня старший человек в качестве управленца предпочтительнее.
— Когда выбираете человека на руководящие позиции, то предпочитаете иностранцев с их зарубежным опытом работы или казахстанские кадры привлекательнее?
— При прочих равных условиях — возраст, семейное положение — мы предпочитаем местных специалистов. Они более стабильны, более ответственны, преданны. С экспатами есть еще один нюанс. Если человек востребован на родине, работает на хорошем месте с хорошей зарплатой, то для того, чтобы его оттуда сюда привезти нужно доплатить. Иначе какой ему смысл сюда ехать? Тот, кто готов ехать за те же деньги, которые получает местный специалист, в своей стране невостребован.
— Значит, выбор в пользу казахстанцев это не проявление патриотизма, а бизнес-расчет?
— Тут и патриотизм, и расчет. Мы никогда не принимаем решения только на основании одного критерия, их комплекс.