Новые информационные технологии призваны сделать правосудие мобильным, открытым и доступным для каждого. К примеру, сегодня каждые 9 из 10 заявлений в суд подаются в электронном виде. Мировая практика показывает, что прозрачность процессов в любой сфере — главный фактор снижения коррупции.
Большинство внедряемых технологий — от интернет-ресурсов судов до аудиовидеозаписи судебных заседаний — в последние годы стали хорошо известны многим казахстанцам. При этом часто звучит вопрос: что же дают IT- технологии в судопроизводстве простому гражданину?
Кабинет в электронном варианте
Важнейшим достижением в этой сфере следует назвать полное внедрение системы аудиовидеофиксации (АВФ) всех судебных процессов. Это обеспечивает максимальную прозрачность судебных процессов, объективность и высокую ответственность всех участников, в том числе и судей. Всего по РК 1418 залов судебного заседания, и они на 100% оснащены современными системами. За 9 месяцев 96,4% дел рассмотрены с применением системы АВФ.
Кстати, такой степенью открытости судопроизводства могут похвастаться далеко не все ведущие страны мира. Например, в США до сих пор репортеры вынуждены делать рисунки участников процесса, поскольку аудио- и видеосъемки запрещены.
Далее совместно с МВД РК развивается дистанционное правосудие. То есть подсудимые или свидетели могут давать показания посредством видеоконференции прямо из мест содержания, а стороны — участвовать в дистанционном режиме. Все 86 учреждений КУИС оснащены системами видео-конференц-связи, а судами в 2017 году рассмотрено 10 549 материалов без этапирования осужденных.
При этом системы АВФ имеют централизованную систему хранения данных, интегрированы с информационной системой судебных органов «Төрелік» и онлайн-сервисом «Судебный кабинет».
В целом востребованность и эффективность IT-технологий наглядно демонстрирует статистика. К примеру, за 9 месяцев 2017 года в электронном виде посредством «Судебный кабинет» подано 851 162 документа, в том числе 91,3% всех заявлений.
Расширены возможности сервиса СК в части подачи в суды новых видов заявлений — например, об отмене решения, вынесенного в упрощенном порядке, ходатайства об ознакомлении с копией аудио-, видеозаписи
Рост доверия к электронному документообороту существенно вырос — за первое полугодие 2017 на 54%.
Существенно упростил и ускорил порядок поиска судебных актов запущенный в январе текущего года новый сервис «Банк судебных актов». В него вошли судебные акты с 2013 по 2017 год.
Успешно функционирует интеграция с платежным шлюзом электронного правительства (ПШЭП) по проведенным платежам и проверке их достоверности. На сегодня интегрированы 29 банков второго уровня. В результате с января по сентябрь текущего года через данный шлюз поступило почти 7 млн платежей.
Кроме того, функционирует интеграция информационной системы судебных органов «Төрелік» с информационной системой Минюста РК, что упрощает и ускоряет исполнение решений суда. К примеру, за 9 месяцев местными судами санкционировано 757 тысяч постановлений судебных исполнителей.
Проще и быстрее
Напомним, с 17 июля текущего года во всех судах республики начато электронное приказное производство — один из видов упрощенного производства. В приказном производстве могут быть взысканы только деньги или истребовано движимое имущество. При этом он имеет силу исполнительного документа.
По «электронному приказному производству» в рамках пилотного проекта в Сарыаркинском райсуде г. Астаны рассмотрено 490 дел приказного производства в электронном виде.
Подготовлен сервис «Об электронном санкционировании» — перевод ходатайств и представлений органов уголовного преследования в электронный вид и электронное санкционирование судами. Он начнал работу в некоторых пилотных судах Жамбылской, Южно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областей.
Настоящим помощником судей, особенно начинающих, стал новый аналитический сервис «Назначение наказания» (в составе «Төрелік»). Он содержит весь набор алгоритмов интеллектуального анализа информации по уголовному делу. А также сервис ориентирует судей на назначение наказаний, соразмерное совершенному преступлению и личности осужденного.
Следующий шаг — до конца года планируется запустить «Автоматическое рабочее место судьи и сторон процесса» — в нем все сервисы будут объединены для помощи судьям, с доступом к необходимым сведениям, нормативным постановлениям и актуальной судебной практике.
Эффективно работает электронное извещение участников судопроизводства. В отчетном периоде местными судами направлено более 1 млн 641 тыс. SMS-оповещений.
Важным инструментом единой судебной практики является форум «Талдау». Он формируется на основе использования Единого Классификатора категорий дел и материалов, обобщений судебной практики и Банка судебных актов, а также отдельных нормативных постановлений Верховного Суда. Доступ к форуму «Талдау» имеют все участники «Судебного кабинета».
Еще одно новшество — запущен Ситуационный центр судебных органов, который отслеживает работу 370 местных судов по 700 показателям. Теперь ВС РК может в реальном времени обнаружить возможные сбои в работе судов и принять меры по их оперативному исправлению.
Успешно работает единый Call-центр с бесплатным звонком на короткий номер 1401. Всего за 6 месяцев поступило 23 300 телефонных звонков.
В эпоху третьей — информационной революции — особое внимание уделяется информационной политике судебной системы, выстроена работа судей-координаторов по работе со СМИ. Они ведут активную информационную работу посредством своих аккаунтов в социальной сети Фэйсбук.
Как подчеркнул Лидер нации, сегодня уровень эффективности правосудия становится определяющим фактором экономической модернизации страны. И современные технологии судопроизводства — важный инструмент достижения этой цели.