Казахстану рекомендовано выработать стратегию по утилизации радиоактивных отходов. Об этом говорится в исследовании инфраструктуры атомной энергетики Казахстана, которое в 2016 году провело Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Вопрос выработки стратегии будет особенно актуальным, если одобрят проект строительства атомной электростанции на территории Казахстана. Однако в настоящее время такой стратегии в РК нет. До конца отработанное ядерное топливо (ОЯТ) не вывезено и со старых атомных реакторов. Об этом, а также о способах хранения и вывоза радиоактивных отходов, используемых у нас, было рассказано на Форуме энергии будущего в Астане.
По словам старшего научного сотрудника Национального ядерного центра РК Шаяхмета Шиганакова, отработанное ядерное топливо в Казахстане берется из нескольких источников.
Во-первых, это пять атомных реакторов, расположенных в разных местах на территории страны. Прежде всего это атомный реактор на быстрых нейтронах БН-350, находящийся в городе Актау. Он эксплуатировался 25 лет при проектном сроке в 20 лет. Был законсервирован по решению правительства в 1998 году, однако до 2010 года с него вывозились отходы в район города Курчатова Восточно-Казахстанской области. В Курчатове на деньги США в 1995 году было построено долговременное хранилище для радиоактивных отходов.
«В настоящее время у нас есть план в районе города Курчатова построить централизованный пункт переработки радиоактивных отходов. В него можно будет свозить отходы со всего Казахстана: перерабатывать их и здесь же хранить», — сообщил Шаяхмет Шиганаков.
В то же время в районе самого города Курчатова имеется три исследовательских атомных реактора. Еще один атомный реактор, но тоже выведенный из эксплуатации, как и реактор в Актау, имеется в городе Алматы.
Во-вторых, дополнительными источниками радиоактивных отходов являются предприятия урановой промышленности, полигоны ядерных испытаний и медицинские учреждения.
«Тем не менее основной поток отработанного ядерного топлива (ОЯТ) шел от реактора БН-350 в Актау. До 2010 года проходила работа по вывозу оттуда отработанного ядерного топлива. Сборки ОЯТ в количестве 3 тысяч единиц были помещены в 60 контейнеров. Каждый контейнер стоил примерно 1 млн долларов. Сам процесс транспортировки этого ядерного топлива из Актау в Курчатов длился с перерывами почти два года. Это были специальные литерные поезда и специальные маршруты. В настоящее время все это оборудование хранится 7 лет на территории долговременного хранилища в районе города Курчатова. И по решению нашего правительства оно, возможно, будет храниться еще 50 лет. Потом будет приниматься окончательное решение, что делать с ним дальше. Либо отработанное топливо перевести на переработку, либо захоронить», — рассказал Шаяхмет Шиганаков.
Он пояснил, что, несмотря на то что Казахстан имеет большой опыт по обращению с радиоактивными отходами, у нас до сих пор нет детальных документов и четких нормативов по сбору, хранению и захоронению радиоактивных отходов.
«К тому же у нас речь идет только о хранении. Хотя часто употребляется слово „захоронение“, но такого на самом деле нет в Казахстане. Нет у нас лицензированных предприятий по захоронению. Есть только по хранению. Это очень важно понимать», — объяснил эксперт.
Он рассказал и о ситуации с атомным реактором в Алматы, где процесс вывода отработанного ядерного топлива до сих пор не завершен.
«Атомный реактор в Алматы работал довольно долго. Ему 48 лет. Все отработанное топливо в советское время автоматически отвозилось в РСФСР. Сейчас же ОЯТ было перевезено на российское предприятие „Маяк“ в Челябинской области России. Таких перевозок ОЯТ было несколько. Первая — по железной дороге из Алматы до предприятия „Маяк“ в Челябинской области в 2008—2009 годах. Второй этап переброски ОЯТ был осуществлен в 2014 году, и тут уже использовались специальные самолеты. В частности, это топливо было перевезено двумя авиарейсами. И осталась последняя партия, которая будет перевезена до конца текущего года. Ее должны перевезти тремя авиарейсами на переработку в Россию», — пояснил Шаяхмет Шиганаков.
Эксперт также отметил, что сейчас в Казахстане нет документа, который бы четко определял стратегию по обращению с радиоактивными отходами. В настоящее время работа по выработке такого документа ведется совместно с МАГАТЭ. Вместо него же существует проект видения ситуации, где расписано то, что желательно бы сделать с казахстанским отработанным ядерным топливом. Оно заключается в том, что в будущем ОЯТ, который имеется в Казахстане необходимо захоронить в шахтах, либо в скважинах, либо отдать на переработку в Россию.
«В 2016 году МАГАТЭ была проведена миссия по оценке инфраструктуры атомной энергетики Казахстана, которая по 19 пунктам сделала свое заключение. И пункт 17-й гласил, то что мы в Казахстане хоть и имеем большой опыт в работе с отходами ОЯТ. Но, если мы будем строить АЭС, нам необходимо в нормативной базе заложить меры по работе с отработанным ядерным топливом. Учесть, как старые отходы, так и новые потоки, которые будут идти от эксплуатации АЭС», — сообщил старший научный сотрудник Национального ядерного центра Казахстана.